В основном о Валентине Берестове

Этот текст я нашла в тетради для стихов, это приблизительно начало 1970-х годов.

Мы все находимся приблизительно в одной и той же пыточной камере. Кто как выдерживает пытки. Кто-то сходит с ума, кто-то кончает жизнь самоубийством. Вопрос «зачем» не задавать невозможно, но на Земле мы ответа не узнаем.

Я не считаю должным и нужным утверждать виновность людей. Я не лучше их. Надо знать все причины, приводящие людей к дурным поступкам. Если человек для меня дурён, я стараюсь отойти от него, чтобы не мучиться и не иметь в нём врага. Странно, но люди любят бить лежачего.

Когда я перестану стремиться к тому, чтобы внешне быть умной, я буду немного счастливей себя сегодняшней.

Я естественна только с Гришей Ковалёвым и Линой Д., со всеми прочими сплошное комедианство. Актриса во мне не может не проявляться так или иначе.

Любовь ко всем Тарковским постоянна и временем не нарушается.

Это вечное — кому мы нужны?

Такое удаление от всех, такой уход в себя, в стихию стихов.

Валя Берестов поил меня горьким пахучим чаем, еле выпила. Он обрушил на меня свои строки. Детские его стихи мне понравились. Валя вёл себя так, как изголодавшийся по читателю автор. В ритме presto он прочёл мне множество стихов, рассказывал о своей писательской и поэтической судьбе. Он всегда дарит мне свои книги, всегда их хорошо подписывает. Сегодня он подарил мне две своих книги с лестными для меня автографами.

Он рассеянный и нервный, пепел летит во все стороны. Он твердит только о стихах, которые можно было бы написать. Он одержим желанием всё рифмовать. Он понимает это и не допускает себя к бумагомаранию. Он, как ребёнок рад, что его напечатали в журнале «Юность» №5. Мы беседовали почти до полночи. Так как мы живём на одной улице, то он пошёл меня провожать, с нами пошла и Марина, его дочь, с собакой Бобкой.

Гриша Ковалёв получил от меня в подарок пластинки. В знак благодарности он поднял меня над землёй. Он был бодр и весел.

Душа моя смотрит в небо, а тело идёт по земле, прилепляясь к ней и радостям её надолго и прочно.

В Поленово был концерт, альтист Федя Дружинин играл Баха, я прочла Пастернака и Арсения Тарковского, Лидия Мезенцева пела романсы, поэт и археолог Валентин Берестов прочёл отрывок из пьесы Майкова, Ольга Васильевна Поленова рассказала о традициях Поленовского дома. Дети играли пьесу, сочинённую Елочкой Поленовой, они были одеты в костюмы дам и рыцарей. Я была суфлёром.

Фёдор Дмитриевич Поленов (внук художника В.Д. Поленова) читал свой рассказ, потом я и Валя Берестов опять читали стихи.

Ужинали в кухне. До третьего часа ночи Валя Берестов тешил нас тем,  что изображал Алексея Николаевича Толстого, Наума Коржавина, Маршака. Гости Поленовых спали на сеновале.

Завтрак на террасе. Разговоры и смех без конца. Я грустнее, спокойнее и молчаливее всех. Истории, анекдоты, рассказы, импровизации, твист, шейх. Наконец, без детей пошли в Бёхово, были на кладбище на могиле художника Василия Дмитриевича Поленова. Таруса оттуда видна, как на ладони. Обед с водкой. Музыка Вивальди.

В Тарусу шли пешком. Нас проводили Ёлочка Поленова (внучка художника Василия Дмитриевича Поленова, дочь Натальи Васильевны Поленовой и композитора Анатолия Николаевича Александрова) и Берестовы - Валя и его жена Лариса.

фотография молодого Валентина Дмитриевича Берестова


Рецензии
Галина! Всё, что касается Валентина Берестова, мне интересно и дорого. И, конечно, интересна и Ваша миниатюра. Спасибо за неё. Но не нахожу связи между её первой и второй (о Берестове) частями.
Берестов жил на ул.Волгина, а до этого он сменил несколько мест жительства. Где он жил, когда случилась описанная Вами встреча? Дело в том, что на Волгина он уже не курил. Значит, Ваша встреча была равньше.
Бывали ли Вы в музее "В.Д.Берестов и его окружение" и знакомы ли с его руководителем Чурсиной Ольгой Сергеевной? И еще вопрос: как много у Вас имеется книг Берестова с его автографом? У меня было много его книг, и я передал их в музей. Может быть и Вы решитесь на такой шаг.
Не могу вспомнить фотографию, которая предваряет миниатюру, во всяком случае такой у меня не имеется. Откуда она у Вас?
Извините, замучил Вас вопросами.

С самыми добрыми пожеланиями
Вадим Иванович.

Вадим Прохоркин   02.11.2015 09:29     Заявить о нарушении
Уважаемый Вадим Иванович, спасибо, что откликнулись.

Я жила на ул. Волгина в начале семидесятых годов. М.б. чуть позже Берестов перестал курить? Я была знакома с его второй женой. Потом я узнала, что она умерла от рака, он третий раз женился на сестре второй жены. Фотографию я взяла из интернета. У меня такое обилие фотографий всевозможных в моём файле ФОТО, что мне очень трудно найти Валину фотографию, поэтому я отправилась в интернет.

Мы встречались и раньше, но моя память не удержала, где происходили встречи. А дневников у меня тоже великое множество, поэтому мне среди файлов невозможно найти те дневники, где есть записи о Вале. У меня же идёт работа над моими современными дневниками и стихами, а со зрением проблемы с детства.

Мы встречались с Валей и в Поленово, он там бывал с Ларисой. Познакомились мы с Валей через мою крёстную маму Дружинину Наталью Львовну, она давно Валю знала, вероятно, через Ёлочку Поленову, внучку Василия Дмитриевича Поленова.

Книги Валины мне очень дороги, я их постоянно перечитываю с восхищением. Он прекрасный поэт и писатель, у него великолепный вкус. У меня их примерно семь. Это в основном детские книги и в одном сборнике есть о его археологической экспедиции.

В Музее не была. Я редко выбираюсь куда-либо, у меня нет времени. Я не успеваю следить за своим здоровьем, готовить еду, гулять. Я пианистка, играю каждый день на фортепьяно до середины дня, так же беру уроки по композиции у композитора, студента Консерватории, так как я писала музыку на стихи поэтов Золотого, Серебряного и современного века и на свои стихи и хочется записать хоть малую часть на ноты так, чтобы это было более менее профессионально.

Пока всё. Как только я наткнусь на упоминания о Вале в своих записках, я дам Вам знать.

Валя рассказывал мне о своём папе - папа потерял веру в Бога на войне, он видел слишком много крови, боли, бед, он не мог понять, как такое может быть.

Будьте здоровы.

Галина Ларская   01.11.2015 23:44   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Галина, за это дополнение к Вашей миниатюре о Валентине Берестове. А я вспомнил, когда мы с Вами познакомились. Это случилось в феврале 2012 года, когда Вы прочитали мою статью о Берестове. Потом, уже в июле 2015 года, Вы читали другую статью опубликованную по случаю 85-летия со дня его рождения. А вначале я думал, что Вы читали мои воспоминания о нём "Мой самый первый в жизни друг". Они довольно объемны и, вероятно, из-за проблем с глазами Вы не решились с ними знакомиться.

Перечитал Вашу миниатюру. В квартире на Волгина я был у Валентина много раз, но Ларисы там уже не было, кстати, не было и собаки Бобки. С Ларисой Валентин развелся в 1968 году и в этом же году женился на художнице Татьяне Александровой. Таня умерла в 1983 году. У меня имеется фотография совместной могилы - Валентина и Татьяны.

Буду очень Вам благодарен, если Вы найдете и опубликуете другие записи о своих встречах с Валентином.

Здоровья Вам и благополучия.

Вадим Прохоркин   02.11.2015 12:47   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, Вадим Иванович. Я часто вспоминаю в этот период моей жизни Валю с очень тёплым чувством. Последний раз мы рядом стояли в Переделкино, когда хоронили Арсения Александровича Тарковского. Мы с Валей перекинулись несколькими фразами.

Галина Ларская   02.11.2015 15:40   Заявить о нарушении
Тарковский умер в 1989 году. Валентину было отмерено прожить еще 9 лет.

Вадим Прохоркин   02.11.2015 16:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.