Сказка про русов

Владимир Репин - http://www.proza.ru/avtor/repinvn

Давным-давно это было. Жили-были на далеком Зеленом острове в Океане-море славные атланты, ведущие свой род от Морского царя, Посейдона. Дед Платон, тот, что в Древней Греции жил, рассказывал, что слышал об этом острове от своего деда. Говорил Платон, что родились на острове, в стольном граде, десять царевичей, сыновей Морского царя. И  каждому в удел был дан свой остров, и только старший владел Отеческой Землей, которая звалась Ата-лан.

А у младших их уделы, Атлантиды, поменьше были.
Гадир, второй брат, владел семью островами у берегов Африки - их теперь Канарами называют.
Другие братья владели Критом в Средиземном море, Большими Антильскими островами в Карибском море, островами в устье реки Амазонки в Южной Америке.
А еще были царства-Атлантиды в Индийском океане - Мадагаскар рядом с Африкой, Ланка около Индии, Ко Чанг рядом с Индокитаем, Ява рядом с Австралией.
А в Тихом океане, рядом с Китаем,  было царство на острове, котрый теперь зовут Тайванем.

И каждый из царевичей со своего острова следил, чтобы народы в его владениях на материке в порядке и в ладу жили, без войн и раздоров, по единым законам. И были те законы записаны на золотых листах стихами, и все их чтили, а если случались споры, решали их царевичи, а потом и их потомки, всем миром, собираясь в своем Отечестве на совет раз в пять или шесть лет.

Богаче и красивее Зеленого острова не было в мире - везли туда золото из Китая, серебро и медь с Пиренейского полуострова, олово с Британских островов и с гор Южной Америки, изумруды и топазы с реки Амазонки, рубины и сапфиры из Индии и Индокитая, алмазы Черной Африки. Был там лён Гипербореи и хлопок Индии, зерно Египта и свои молодильные яблоки. Посреди большой долины, обведенной каналами, на круглом острове, стоял храм Морского царя, украшенный златом-серебром и слоновой костью. А у храма стояла отлитая из чистого золота фигура Матери, родившей Морскому царю сыновей. И была она с ребенком на руках и другим - рядом с ней.
Со всех заморских стран шли на Зеленый остров караваны гостей с товаром, здесь кипел торг, а купить и продать можно было всё, что делали, выращивали или добывали на Земле.

Долго ли, коротко ли так было, но начали царевичи забывать отчие законы, одолела их зависть, и пошел брат на брата...
Была страшная война, море кипело, снегом укрывало посевы, волны перекатывались через острова атлантов. А теплый морской поток, Гольфстрим, согревавший остров, повернул в сторону Европы. Зеленая земля стала замерзать. Льды с Севера впозали в чудесные города, заполняли каналы, вымораживали посевы.

Уцелевшие атланты решили уйти на материк. Кто-то двинулся на Запад, в Америку, к Великим озерам. Кто-то пошел на Восток, в Евразию - на Русский Север,в Гиперборею, и дальше - на Урал. Туда и золотую скульптуру Матери вывезли, не могли оставить. Местные народы ее Золотой Бабой назвали. Вдоль великих сибирских рек шли потомки атлантов на Юг, оседая по дороге семьями, родами, братаясь с местными племенами, а самые неугомонные ушли в Семиречье и даже в Индию. Были атланты, севшие по берегам Белого, Северного и Балтийского морей, были и те, кто пошел в знакомое Средиземное море.

А кто-то из атлантов остался на Пиренейском полуострове, у серебряных копей реки Рио Тинто, у старого материкового удела второго брата - Гадира, по имени которого был назван город Гадир, теперь Кадис. Предки греков хотели завоевать те края, но, как говорил дед Платон, земля тогда затряслась, и накрыла оба войска большая волна, пришедшая с Океана.

Атланты умели и торговать, и воевать. И на новом месте решили держать морские проливы, брать дани-подати и с прохожего, и с проезжего.
- Дар дан? Проходи... Так их и стали звать - дарданы. Правда, как говорят люди, в языках сведущие, дар-дан на Востоке означало - повелитель морей. Может, потому и звали их еще, непонятно откуда появившихся - народы моря.
А главный пролив, на котором они дозором стояли, так и назвали - Дарданеллы.
Поставили там дарданы сторожевой город, назвали его - Троя.

Но грекам, которые хотели торговать безданно-беспошлинно,  это не понравилось, и снова началась война. Долго бились дарданы и их союзники с греками, но греки победили. Хитростью взяли они Трою, выпустив побежденных только с тем, что они могли унести. Эней вынес из крепости своего старика-отца, и греки из уважения разрешили ему отплыть из Трои.

На двадцати кораблях Эней с друзьями отправился на поиски новой родины. Средиземным морем добрался он до благословенной Адриатики, и поставил на ее берегу новый город, Триест, чтобы знали греки: Троя есть!
Позднее, когда они основали Рим,  их стали называть этрусками, хотя сами себя они звали расенами.

А правнук Энея, Брут, в поисках новых проливов  отправился далеко на запад, за Геркулесовы Столбы, и построил свою новую Трою в долине большой реки, у пролива между Британскими островами и Европой. Город он так и назвал - Тринова. А место это и  до сих пор зовут Лан-дон - долина реки. Удобное было место, чтобы брать дани-пошлины с торговых гостей, шедших караванами через пролив между Британией и Европой, его сейчас Ла Маншем называют.
А чуть дальше на северо-восток нашлись проливы Каттегат и Скагеррак, ведущие из Северного моря в Балтику, к знаменитому балтийскому солнечному камню - янтарю, который ценился по всему миру на вес золота. И там расены-дарданы тоже свой порядок навели, прочно сели в тех местах, разогнали морских разбойников - пиратов, а за безопасный путь с купцов стали дань собирать. В тех землях их звали уже покороче - русами или данами, а полуостров, где они поселились, Данией назвали.

Не все дарданы пошли из Трои на запад. Помнили наши предки о тропе Траяновой. Не этой ли дорогой уходили защитники Трои в Причерноморье, на поиски новой родины? И нашли они новый пролив - Боспор Киммерийский, и сели по нему, в Тавриде и напротив, на острове, который их соседи назвали Островом Русов. Сейчас его называют Таманью, и говорят, что раньше в этих краях жили дандары. Может, перепутал кто-то название, может, и поменялось оно за сотни лет. Но главное в названии осталось - повелители морей. И потому больше тысячи лет Черное море звалось Русским морем, а русы были на нем хозяевами, да и к ромеям в Царьград ходили - когда на помощь в войне, когда и сами с войной, если их купцов там обижали.

Русы быстро поняли, что мало Боспор держать - надо помогать торговому люду безопасно спускаться и подниматься по Дону и Кубани на своих стругах. По берегам - кочевники да разбойники, ни пристать, ни отдохнуть в тяжелом пути.
Поставили русы по Дону крепости белокаменные на конский скок, на ладейный переход, разогнали разбойников, приструнили кочевников.
Так начиналась Донская Русь. Хорошо здесь было и самим русам - вождям, воинам и купцам, и степнякам-аланам, и булгарам-скотоводам, и славянам-пахарям. Пастбища тучные, реки рыбой полны, леса и берега - дичью. Урожаи на черноземе богатые - живи да радуйся!

Недаром остались у нас в памяти сказки про Молочную реку с кисельными берегами. Молочная река там и сегодня есть, и берега ее сочным киселем-щавелем поросли скотине домашней в удовольствие.
Паслись по берегам Молочной реки и Тихого Дона тучные стада, черноземные нивы давали богатые урожаи. Славянское жито и булгарские сыромятные кожи русы везли в Царьград, а обратно шли товары со всего Средиземноморья.
Охраняли покой Причерноморской Руси богатырские дозоры - старый донской казак Илья Муромец, да Алеша Попович, да Никита Кожемяка. Вот он, наверное, булгарином был - недаром сыромятную кожу на торгах и базарах так и называли - "булгар". Рядом жили - вместе и воевали, если враг подступал.

Но настали тяжелые времена, пришла на Дон кочевая орда из восточных степей, из-за Волги-реки. От конского топота земля дрожала, пыль из-под копыт солнце застила. Шли, словно саранча, ничего не оставляя на пути, не жалея ни пешего, ни конного, ни жен, ни детей малых.
Не устояла Донская Русь, но и не покорилась. Булгары ушли на север, вверх по Волге. Аланы подались в горы, на Северный Кавказ. Славяне отступили кто по Волге к Оке и Клязьме-реке, кто за Днепр, кто за Десну. Отгородились от степняков лесами да болотами, и стали новую Русь строить - Киевскую да Черниговскую, Владимирскую да Суздальскую.

Тут и русы с Балтики, которых к тому времени варягами стали звать, появились на Ладоге, на Волхове. А потом и до Днепра дошли, встретились с южными русами.
А потом и те расены-русины, которые когда-то с римлянами не поладили и с Адриатики в Закарпатье ушли, прослышали про южных и северных русов, пришли в гости на Днепр:
- Ну, здравствуйте, братья! Долго же мы не виделись!


Рецензии