Странный Гоголь

"Николай Васильевич Гоголь (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года - Гоголь-Яновский; 1809 г., Сорочинцы, Полтавская губерния - 1852 г., Москва) - русский прозаик, драматург, поэт, критик".

О странностях Гоголя писал Зощенко М.М. в своей автобиографической повести "Перед восходом солнца": "Гоголь любил свою мать на расстоянии и всячески избегал встречи. И в этом дошел до того, что свои письма к ней, посылаемые из Москвы, он не раз помечал заграничными городами – Веной, Триестом. Вот обстоятельства, которые поставили в тупик многих биографов Гоголя".

Летом 1836 года Гоголь уезжает за границу более чем на 12 лет. За это время он дважды наведывается в Россию, но ненадолго.

Меня не удивляет отношение Гоголя к женщинам, к матери, меня удивляет то, что русский писатель долгие годы проводит за границей, а пишет об украинской деревне так выразительно, словно сам был крестьянином. Откуда это у него?

Тарас Григорьевич Шевченко (1814, село Моринцы, Звенигородский уезд Киевской губернии, Российская империя - 1861, Санкт-Петербург, Российская империя) - украинский поэт.

О том, что общего и отличного в судьбах Гоголя и Шевченко, размышляет академик НАН Украины, директор Института литературы им. Т. Г. Шевченко Николай Григорьевич Жулинский: "Шевченко и Гоголь - две половинки великого украинского сердца - так никогда и не сошлись. Не встретились, не поговорили. Не пошутили и не спели украинские песни... Злая судьба разносила их по миру - Гоголя уединяла в странах Европы, а Шевченко гнала адскими песками подальше от Украины.

Шевченко в пятнадцать лет отправился не по собственной воле в панском обозе в Вильно, Гоголь в девятнадцатилетнем возрасте подался в Петербург в надежде осчастливить себя и мир большой славой. Так, в письме своему родственнику Петру Косяровскому в октябре 1827 года патетически вопрошал: «Осуществятся ли высокие мои замыслы? Или неизвестность поглотит их в мрачной туче своей?»
Учитывая разницу в возрасте, из Украины Гоголь и Шевченко уехали одновременно.

И хотя Николай Гоголь отправляется в Петербург с рукописью далеко не оригинальной поэмы «Ганс Кюхельгартен» и «Книгой всякой всячины» - юношеским плодом самообразования и порывов к творческому труду, однако довольно быстро, поскольку почва была добротно подготовлена, появятся из-под его пера и «Вечера на хуторе близ Диканьки», и «Миргород».

Николай Гоголь после полного провала поэмы «Ганс Кюхельгартен», тираж которой он вместе со слугой Якимом скупил в лавках и тайно сжег, надежды возлагает на свои малороссийские произведения".

"Миргород" (февраль, 1835) – сборник повестей Николая Васильевича Гоголя, который позиционируется как продолжение "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Повести в этом сборнике основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине. Содержание сборника: первая часть: "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", вторая часть: "Вий", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".

Талант Гоголя проявился только в малороссийской тематике.

"Портрет, спасший Тараса Григорьевича Шевченко из рабства. Рассказывая о влиянии портретов на творчество, нельзя не упомянуть портрет Василия Андреевича Жуковского кисти Карла Павловича Брюллова, написанный около 1838 года. Ведь благодаря этому портрету была куплена свобода выдающегося поэта, мыслителя и художника Тараса Григорьевича Шевченко. Тарас принадлежал помещику Павлу Васильевичу Энгельгардту. Желая иметь личного портретиста, Энгельгардт отдал Шевченко на обучение в Петербург к некоему В.Ширяеву, живописному и малярному цеховому мастеру. Там его и заметили петербургские художники. Однако первая попытка выкупить Шевченко из крепостной кабалы закончилась неудачей – Энгельгардт запросил у Брюллова огромную сумму в 2500 рублей! Таких больших денег ни у кого не было. Тогда Брюллов и Жуковский придумали оригинальный ход – художник напишет портрет поэта, который разыграют в лотерее. Портрет писался долго, потому что именно в это время Жуковскому пришлось часто разъезжать по России вместе с наследником престола, будущим императором Александром II, при котором он уже несколько лет состоял в качестве «наставника».  В апреле 1838 года портрет еще не был готов, однако Жуковский при помощи графа М.Ю. Виельгорского и статс-дамы графини Юлии Барановой устраивает лотерею в Аничковом дворце. Требуемая сумма в 2500 рублей была собрана, и портрет был продан".

В 1816 году Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 году он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты - будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осенью 1826 года был назначен на должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II.

"Василий Андреевич Жуковский (1783, село Мишенское, Белёвский уезд Тульская губерния, Российская империя -1852, Баден-Баден, Германский союз) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. В 1816 году Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 году он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты - будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осенью 1826 года был назначен на должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. После гибели Пушкина, в 1837 году Жуковский объездил с наследником-цесаревичем Россию и часть Сибири. После этого, в 1838-1839 годах Жуковский путешествовал с ним по Западной Европе. В Риме он особенно сблизился с Гоголем".
Жуковский В.А. сближается с Гоголем и выкупает Шевченко из рабства.

"Имя Пантелеймона Александровича Кулиша (1819-1897), украинского писателя и историка, известно ныне, прежде всего, как имя автора первой биографии Гоголя и издателя его сочинений.
Александра Михайловна Кулиш (урождённая Белозерская, 1828-1911),  украинская писательница. Вероятнее всего, в гостях у её родственника Тимковского, произошло её знакомство с П. А. Кулишем. 22 января 1847 года была сыграна свадьба, на которой шафером был Т. Шевченко".

"Шевченко был категоричным и непримиримым к царизму, к пренебрежению, которое высказывали относительно Украины. Кулиш был более толерантным, его немного пугали пламенные выступления Шевченко против существующего режима. Но личная позиция каждого из этих выдающихся деятелей обусловлена, прежде всего, их жизненным путем. Нам известно, что Шевченко до 24 лет был крепостным, а Кулиш родился в свободной казацкой семье, имел возможность учить и развиваться. Шевченко пережил на классном опыте издевательства господ, тяжелую работу и бесправие, унизительное отношение некоторых петербургских деятелей к его прошлому. Все это глубоко ранило Кобзаря, эти душевные раны не заживились до самой смерти Шевченко. Пантелеймон Кулиш и Тарас Шевченко были членами Кирилло-Мефодиевского братства, а за свое творчество были осуждены Николаем в ссылку с почти одинаковыми приговорами. "Запретить писать и сослать на службу в Вологду", - такой приговор вынесли Кулишу".

"Из переписки Кулиша с автором "Материалов для биографии Гоголя" И. Шенрока видно, что вся его деятельность по собиранию и осмыслению биографических гоголевских материалов совершалась под внимательным "надзором" С.Т. и К.С. Аксаковых и П. А. Плетнева".

С.Т. Аксаков "История моего знакомства с Гоголем: Со включением всей переписки с 1832 по 1852 год".

"Пётр Александрович Плетнёв (1791, Теблеши, Тверская губерния - 1865, Париж), критик, поэт пушкинской эпохи. Плетнёв был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь; всем им Плетнёв служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили".

Княжна Варвара Николаевна Репнина-Волконская (псевдоним Лизверская; 1808, Москва -1891, Москва), русская писательница и мемуаристка из рода Волконских. Знакомая Н. В. Гоголя, друг и "добрый ангел" украинского поэта Т. Г. Шевченко, ходатайствовала об его освобождении из ссылки.

"Александра Осиповна Смирнова (1809, Одесса - 1882, Париж); урождённая Россет, известная также как россетти и Смирнова-Россет, фрейлина русского императорского двора, знакомая, друг и собеседник А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова. В 1842-1844 годах Смирнова с детьми снова уезжает за границу: в Риме, Ницце она проводила время в обществе художника Иванова и Гоголя. С Гоголем они духовно и душевно близки: "Да благословит вас бог! Вы, любезный друг, выискали душу мою, вы ей показали путь, этот путь так разукрасили, что другим идти не хочется и невозможно".
Интересная деталь, на портретах Смирнова А.О. и Репнина-Волконская В.Н. выглядят как сестры-близнецы.
Гоголь и Шевченко вращались в одних кругах, но никогда не пересекались. Почему?
Для ответа на вопрос применим мою версию мировой истории. Детали биографий людей одного ранга суммируются (интегрируются) и потом в соответствии с компьютерной программой переносятся на персонажи, заполняя временные интервалы.

Воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II был Жуковский В.А.

"Когда в 1840-х гг. у Александра II и Марии Александровны подряд родилось три мальчика, схема их воспитания была очевидна. Весной 1849 г. воспитательницу Скрыпицыну сменил (17 апреля) генерал-майор Николай Васильевич Зиновьев. Постепенно вокруг Зиновьева начал формироваться круг офицеров-воспитателей, которых он подбирал сам. В августе 1849 г. Зиновьев получил помощника в лице полковника Григория Федоровича Гогеля".

"Николай Васильевич Зиновьев (1801-1882) - генерал-адъютант, член Александровского комитета о раненых, почетный опекун учреждений Императрицы Марии, генерал-от-инфантерии. Из рода Зиновьевых, старший сын сенатора В. Н. Зиновьева, брат генерала В. В. Зиновьева. Обладатель значительного состояния, унаследованного от матери, умершей в 1803 году, внучки Фёдора Дубянского.

Фёдор Яковлевич Дубянский (ум. ок. 1770 года) - протоиерей Русской церкви, духовник императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Женился на дочери Константина Федоровича Шаргородского, бывшего духовником цесаревны Елизаветы Петровны. После его смерти, по общепринятому среди белого духовенства обычаю, занял место своего тестя, став духовником цесаревны, а затем и императрицы.

Григорий Фёдорович Гогель (1808-1881) - воспитатель сыновей императора Александра II, управляющий Царскосельским дворцовым правлением и Царским Селом, генерал от инфантерии, генерал-адъютант.

Очевидно, Жуковский В.А. выдал свою дочь за одного из Гогелей, одно отражение которого Гоголь Н.В.(1809-1952), а второе Иван Иванович Гогель (1806-1850), русский военачальник, генерал-майор. Сын генерала от артиллерии Ивана Григорьевича Гогеля. Образование получил в Пажеском корпусе, откуда был выпущен 20 апреля 1823 года из камер-пажей прапорщиком в Лейб-гвардии Волынский полк. Находясь в чине поручика с 1 августа 1827 года, был назначен 11 января 1829 года в должность адъютанта к Цесаревичу Константину Павловичу. 17 ноября 1830 года во время восстания в Варшаве передавал в полки приказания Цесаревича и был в это время ранен пулей в левую руку. В 1831 году Гогель был командирован к главнокомандующему действующей армией графу Дибичу и находился при нем во время сражений под Калушином (за отличие в этом сражении награжден 22 марта орденом Св. Владимира 4 степени с бантом) и на Гроховских полях, а затем - при начальнике штаба армии графе Толе и генерал-квартирмейстере Нейдгардте (во время сражения при Остроленке). С 19 мая состоял в отряде графа Куруты, посланном в Литву. 7 июня участвовал в сражении на Понарских высотах под Вильной, за которое 28 октября награжден орденом Св. Станислава 3 степени. За отличие по службе в этом же году был назначен флигель-адъютантом. Продолжая состоять в Волынском полку, Гогель получил чины штабс-капитана (10 апреля 1832), капитана (1 декабря 1833) и полковника (25 июля 1837), а также имение Стенжицы (Радомской губернии) с годовым доходом в 5000 злотых. В сентябре 1837 года, во время смотра под Вознесенском, исполнял обязанности коменданта и награжден орденом Св. Анны 2 степени с Императорской короной. 19 сентября был назначен исполняющим должность начальника штаба 2-го пехотного корпуса. 10 октября 1843 года Гогель был произведен в генерал-майоры с утверждением в должности и с назначением в Свиту его Величества. Состоял в этой должности до 25 апреля 1846 года и в это время был награжден орденами св. Владимира 3 степени (1839) и Св. Станислава 1 степени (1845). 26 июня 1846 года был назначен помощником начальника главного штаба войск, находящихся на Кавказе. В этой должности награжден орденами Св. Георгия 4 степени за 25 лет службы (1847) и Св. Анны 1 степени (1847, Императорской короной в 1848). На Кавказе заболел и скоропостижно скончался 12 октября 1850 года. Был женат на Марии Дмитриевне Есаковой (1809-1878) и имел 3 сыновей и 3 дочерей.

"Русская культура – это культура имперская, все лучшее в России было создано в имперский период ее истории, причем именно в период монархический. Вообще, Великие культуры рождались в Великих государствах или империях".
Известны два высказывания Т.Г. Шевченко, которые я интерпретирую по-другому: "Украинец Николай Гоголь избрал для реализации своего гениального таланта не родной язык, а другой, иностранный, о чем он сообщил своей матери в одном из писем 1830 года («Я буду писать на иностранном языке!»), иначе его, украинца с его приниженным языком в имперской столице не услышат, достойно не оценят, не поддержат".

По поводу отзывов критики Шевченко писал: Пусть буду я и крестьянским поэтом, лишь бы поэтом; большего мне и не нужно".

Гоголь никогда не был украинцем, а был франкоязычным немцем или швабом, и русский язык для него действительно был иностранным языком. Шевченко за свою свободу "заплатил своими прозаическими произведениями".

"Гогель (фр.Goguel) - дворянский род, происходит от монбельярского уроженца Генриха Гогель (1741-1799), вступившего в 1775 году в русскую службу директором немецких колоний, а затем состоявшего обер-директором Московского воспитательного дома.
Мёмпельгард или Монбельяр - франкоязычное графство (с 1495 года - княжество), существовавшее в составе Священной Римской империи, столица город Монбельяр (Мёмпельгард). С XV века правитель Мёмпельгарда принадлежал к Вюртембергскому дому и носил титул герцога".

На фото Гоголь которого знают все и незнакомый большинству.


Рецензии