Петрушка солдат

А. Лактюхов

ПЕТРУШКА - СОЛДАТ.
Петрушечное представление для театра кукол в одном действии.
Посвящается Дню Победы.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Петрушка.
Марфушка.
Генерал.
Ганс.
Фриц.
Мертвая голова.
Гитлер.
1-й и 2-я Ведущие.

Перед ширмой выходят ведущие, парень и девушка в военной форме времен ВОВ.

1-й: День Победы праздник  славный
Со слезами на глазах.

2-я: День Победы праздник главный
В деревнях и городах.

1-й: Доставалась нам Победа
Очень дорогой ценой,

2-я: Но стояли наши деды
За страну свою стеной.

1-й: Тяжело народу было
Воевать и просто жить.

2-я: Но трудней народу было б,
Если б он не мог шутить!

1-й: И когда бывало жутко,

2-я: Жутко так, хоть волком вой,

1-й: Выручал своею шуткой
Нас Петрушка,

ВМЕСТЕ: Наш герой!

2-я: О Петрушке мы сейчас
Поведем для вас рассказ.

1-й: Мы расскажем вам, ребята,
Как Петрушка стал солдатом.

2-я: Как Петрушка воевал,

ВМЕСТЕ: Как Победу добывал!

Ведущие расходятся. На ширме появляется дверь с надписью «Военкомат», перед ней сидит Петрушка и поет частушки.

ПЕТРУШКА: (поет)
К нам домой пришла война,
Поднялась на бой страна.
Ну, гер фюрер, погоди,
Мы прочистим те мозги!

И французы и поляки
Не забыли русской драки.
Немцы лезут на рожон,
Мы и немцу хвост прижмем!

Бонапарт и Сигизмунд,
Им давно пришел капут.
Теперь Гитлер сидит, ждет
И к нему капут придет!

Из военкомата к Петрушке выходит генерал.

ГЕНЕРАЛ:
Вы чего же тут горланите?!
Разве вы устав не знаете?
«Тот объект, что охраняется,
На нем горланить запрещается».

ПЕТРУШКА:
Ой, товарищ командир,
Я горланю тут один…

ГЕНЕРАЛ:
А я к вам и обращаюсь.

ПЕТРУШКА:
Ко мне? На «Вы»?! Ой, я валяюсь!
Обратиться разрешите -
На войну меня возьмите,
Я с фашистом хочу биться!

ГЕНЕРАЛ:
Что ж, нам любой солдат годится!
В авиации, на флоте,
В артиллерии, в пехоте…
Так куда же вас направить?..

ПЕТРУШКА:
Разрешите слово вставить…
Мне летать запрещено,
Я летаю, как бревно.
В море? Что за разговор?!
Плаваю я, как топор.
Мог бы стать артиллеристом
Или, мог бы стать связистом,
Но левым глазом я косой,
А правым ухом я глухой…

ГЕНЕРАЛ:
Как же, братец, с вами быть?

ПЕТРУШКА:
В пехотный полк определить!

ГЕНЕРАЛ:
Как зовут?

ПЕТРУШКА:
Зовут – Петрушка.

ГЕНЕРАЛ:
Тут вам, братец, не игрушки!
Изволь по форме отвечать:
Как фамилия, как звать?

ПЕТРУШКА:
Петр Уксусов… Петрович…

ГЕНЕРАЛ:
Вот что, Уксусов Петрович,
В медсанчасть сейчас пойдете,
Медкомиссию пройдете.
Поменяйте свой колпак
На пилотку и бушлат,
А штиблеты-башмаки
Поменяйте на солдатские сапоги!

ПЕТРУШКА:
Фу ты – ну ты, полный фарш!

ГЕНЕРАЛ:
Равняйсь, смирно, шагом марш!

Петрушка, маршируя, уходит за дверь, за ним уходит Генерал. Надпись на двери – «Военкомат» меняется на надпись «Медсанчасть». Из-за двери выходит Петрушка в гимнастерке и пилотке.

ПЕТРУШКА:
Есть тут кто-нибудь живой?
Поболтал бы кто со мной…
Сам товарищ Генерал
В медсанчасть меня послал!

ГОЛОС МАРФУШКИ:
Подождите, не стесняйтесь,
Проходите, раздевайтесь.
Я готова, не пугайтесь…

Выходит Марфушка – санитарка, у нее в руках огромный шприц.

ПЕТРУШКА:
Это что еще за шутки?

МАРФУШКА:
Вам прививка.

ПЕТРУШКА:
Ну, уж – дудки!
Я колоть себя не дам!
Я не мышь подопытная вам!

МАРФУШКА:
Ну, конечно ты не мышка,
Ты – солдат, солдат – трусишка.

ПЕТРУШКА:
Ты смеешься?

МАРФУШКА:
Да, смеюсь.

ПЕТРУШКА:
Я не трус!.. но я боюсь…

МАРФУШКА:
Ну, подумаешь – укол,
Укололся и пошел.
Снимай штаны и не вертись.

ПЕТРУШКА:
Не сниму, ты хоть дерись!

МАРФУШКА:
Ах, ты так? Ну, берегись!

ПЕТРУШКА:
Ай, спасите-помогите,
Ой, помогите и спасите!..

Погоня. Петрушка убегает, Марфушка со шприцем догоняет. Петрушка спотыкается и падает, Марфушка садится на него верхом и вонзает шприц.

ПЕТРУШКА:
Ой… Мне это даже нравится…
Как зовут тебя, красавица?..

МАРФУШКА:
Все зовут меня Марфушкой…

ПЕТРУШКА:
А меня зовут Петрушкой…

МАРФУШКА:
Хи-хи… Еще один укол?..

ПЕТРУШКА:
Ох, крепка же ты, Марфушка, как рассол!
Я сто раз на дню готовый
Принимать твои уколы…
Но иду я воевать.

МАРФУШКА:
А я буду тебя ждать!

У Марфушки с Петрушкой рождается чувство, а тут входит Генерал.

ГЕНЕРАЛ:
Что, наш призывник готов?

ПЕТРУШКА:
Точно так, как бык здоров!

ГЕНЕРАЛ:
Ну, скажу я вам по-свойски,
Вид у вас вполне геройский.
Вы теперь у нас солдат,
Вам положен автомат.
(дает Петрушке автомат)
Вот, Петр Уксусов, держите,
Верно Родине служите!

ПЕТРУШКА:
Интересная вещичка…
Но дубинка мне привычней,
Ей я испокон веков
Поучаю дураков.

ГЕНЕРАЛ:
Что ж, коль дубинка вам сподручней,
Может так оно и лучше.
Вот задача боевая:
Просочиться, как – не знаю,
В самый задний тыл врага.
Вам все ясно?

ПЕТРУШКА:
Мне? Ага.

ГЕНЕРАЛ:
Не «ага», а «есть»!

ПЕТРУШКА:
Так точно!

ГЕНЕРАЛ:
Выполняйте! Это срочно.
Уже можно отправляться.

ПЕТРУШКА:
Разрешите с невестой попрощаться.

ГЕНЕРАЛ:
Попрощайтесь и вперед,
Самолет уже вас ждет.
(уходит)

ПЕТРУШКА:
Ну, Марфуша, не грусти,
Если что не так – прости.

МАРФУША:
Ты меня не забывай,
А воюй  - не унывай.
Не воюй против чего-то,
А воюй всегда за что-то.
Не воюй ты против зла,
А воюй ради добра.
Против немцев не воюй,
Ты за свой народ воюй.
Против лжи не поднимайся,
Ты за правду заступайся.
Против злобы не лей кровь,
Побеждай ты за любовь!

ПЕТРУШКА:
Ты во мне не сомневайся.

МАРФУШКА:
Скорей с победой возвращайся!

Петрушка уходит, за ним бежит Марфушка, оба скрываются за ширмой, а из-за ширмы выходят ведущие.

1-й: Аты-баты, аты-баты,
Стал Петрушка наш солдатом!

2-я: Сел Петрушка в самолет
И отправился в полет!

1-й: В самый задний тыл врага
Путь-дорога нелегка:

2-я: Танки бьют, грохочут пушки,
Не почем  они Петрушке!

1-й: Пролетая над врагом,
Погрозил им кулаком!

2-я: Крикнул: «Скоро вам капут»!
И расправил парашют!

1-й: Ой, а он не испугается?

2-я: Что ты! Вон уж приземляется!

Ведущие уходят. На ширме вырастает лес – несколько деревьев и бугорок. С неба летит Петрушка и падает за бугорок.

ПЕТРУШКА:
(выходит из-за бугорка потирая зад)
Ой… приземлился мягким местом…
Голова за то на месте!
Это важно! Головой –
Хочешь - ешь, а хочешь - пой!
(Сам себе командует)
Ну-ка, рядовой Петрушка,
Запевай свои частушки,
Пусть враг начнет паниковать!
(Сам себе отвечает)
Есть, частушки запевать!
(Поет)
Тритатушки-тритата
Расцветает лебеда,
Скоро клевер расцветет
Наш народ врага побьет!

Тритатушки-тритата
Нам и горе не беда,
Как ромашки расцветут
Гитлеру придет капут!

Тритатушки-тритата,
Зацветает трын-трава,
Зацветет малина
Будем мы в Берлине!

Из-за бугорка высовывается тощий немец Ганс с автоматом.

ГАНС:
О! ты есть русский партизан?
Эй, сдавайся, рус Иван!

ПЕТРУШКА:
Ты чего, совсем балван?
Какой я тебе Иван?
Я ж от пяток до макушки
Самый что ни есть Петрушка!

ГАНС:
О, я, я! Ты рус Петрушка,
Ганс есть взять тебя на мушка!
Хенде хох и шнель сдаваться!

ПЕТРУШКА:
Я, наверно, должен испугаться?

ГАНС:
Я.

ПЕТРУШКА:
Должен руки вверх поднять?

ГАНС:
Я, я.

ПЕТРУШКА:
О пощаде умолять?

ГАНС:
О, я, я!

ПЕТРУШКА:
Я так делать не умею,
Лучше дам тебе по шее!

Лупит Ганса дубинкой, тот с воплями убегает.

ПЕТРУШКА:
Беги, беги, тебе надо привыкать,
От Петрушки убегать,
Скоро будешь до Берлина,
Бежать, пятками сверкать!

Хорошо с  утра размяться!
Главное не расслабляться!
То не бой, а пустяки,
Драка будет впереди!

В это время из-за бугорка высовывается Ганс с перевязанной рукой, а с ним толстый немец Фриц с пулеметом.

ГАНС: (Фрицу)
Вот он – русский партизан!

ПЕТРУШКА:
Это ты опять, балван!

ГАНС:
Майн не есть балван, майн – Ганс!

ПЕТРУШКА:
Вы вдвоем на этот раз!

ГАНС:
Я, я! Мы тебя есть в плен забрать,
Фюрер нам медаль давать!

ФРИЦ:
Есть у Фрица пулемет,
Фриц Петрушка в плен возьмет!
Быстро, быстро поднимайся,
Быстро, быстро в плен сдавайся!

ПЕТРУШКА:
Руки надо поднимать?

ФРИЦ:
Я.

ПЕТРУШКА:
О пощаде умалять?

ФРИЦ:
Я, я!

ПЕТРУШКА:
Что ты все мне «я», да «я»…
Где дубинка тут моя…

ФРИЦ:
Что такое есть «дубинка»?..

ПЕТРУШКА:
Это то, чем чешут спинку!

Лупит Фрица и Ганса дубинкой, те с воплями убегают за бугорок.

ПЕТРУШКА:
Эх, дубинушка - подружка,
Верно служишь ты Петрушке
И враги тебя узнали,
Мы им ребра посчитали!

Сел под бугорок, призадумался. Бугорок развернулся, а за ним перевязывают свои раны Ганс и Фриц и планы планируют.

ГАНС:
Этот русский больно драться!

ФРИЦ:
Я, я, он совсем не стать сдаваться!

ГАНС:
Если он не стать сдаваться,
Фюрер будет огорчаться…

ФРИЦ:
Я, я.  Будет он на нас сердит
И ничем не наградит.

ГАНС:
Чтобы сдался рус Петрушка
Нужен нам большой гранд пушка!

ФРИЦ:
Я! Ферштейн! Натюрлих, Ганс!
Это есть наш верный шанс!

Убегают. Бугорок разворачивается.

ПЕТРУШКА:
Как там милая Марфушечка моя
Поживает без меня?
Как ей весточку послать?
Ведь письма не написать…
А спою я ей частушку,
Вдруг услышит меня Марфушка!

Петрушка поет, а над ширмой, как воспоминание всплывает дверь с надписью «Медсанчасть» и Марфушка.

ПЕТРУШКА: (поет)
Эй ты, пташка-соловей,
С боевых лети полей,
Передай всего два слова
Ты Марфушечке моей.

Передай, что жив здоров,
Передай, что бью врагов,
Передай, не забываю,
Ежечасно вспоминаю.

Передай – отважно бьюсь,
Пули – дурры не боюсь,
Как разделаюсь с врагами
К ней с Победою вернусь!

Запыхавшиеся Ганс с перевязанной рукой и головой и Фриц с забинтованной спиной и головой втаскивают пушку, Марфушка исчезает.

ПЕТРУШКА:
Наконец-то, Фриц и Ганс!
Я уже скучал без вас!
Ого, а это что еще за зверь?

ГАНС:
Твой конец пришел теперь!

ФРИЦ:
Я, я. Сдавайся, рус Петрушка,
Есть у нас большой гранд пушка!

ГАНС:
Если ты сопротивляться,
Наш из пушка в твой стреляться!

ФРИЦ:
Я, я! Пушка сделает ба-бах,
Рус Петрушка – в небесах!

ПЕТРУШКА:
Я вам покажу ба-бах,
Разнесу вас в пух и прах!

Треснул Петрушка дубинкой по пушке и у той ствол сложился пополам. Испугались Фриц и Ганс и с воплями бросились за бугорок.

ПЕТРУШКА:
Славно я их «причесал»,
Даже малость сам устал.
Лягу я под бугорком,
Пусть приснится отчий дом…

Сел Петрушка под бугорок и задремал, и приснилась ему Марфушка – стоит она возле двери с надписью «Медсанчасть» и поет Петрушке ответную частушку.

МАРФУШКА: (поет)
Прилетела птичка с поля,
Села на руку мою,
Принесла поклончик с боя
От того, кого люблю.

Скучно милому мому
Сидеть в окопе одному.
Кабы были легки крылышки,
Слетала бы к нему.

Все бы пела, все бы пела
И была бы рада,
Если б кончилась война —
Ничего не надо.

Вдруг раздается страшный грохот, Петрушка просыпается, Марфушка исчезает, а из –за бугра выезжает немецкий танк. Танк остановился возле Петрушки и нацелил на него  свою пушку.

ПЕТРУШКА: (испугано)
А-а-а!

Петрушка падает под танк и исчезает под ширмой. Из танка высовывают головы Ганс и Фриц.

ФРИЦ:
Куда Петрушка пропадать?

ГАНС:
Он от страха помирать!
(смеются)

ФРИЦ:
Танк Петрушка напугать!
(хохочут)

ГАНС:
Фюрер орден нам давать!
(ржут)

С другой стороны на танк залезает Петрушка.

ПЕТРУШКА:
А вместо ордена, пока,
Получите тумака!

 Лупит Фрица и Ганса дубинкой, танк рассыпается на запчасти, немцы с воплями убегают за бугорок.

ПЕТРУШКА: (глядя на сломанные пушку и танк, укоризненно)
Вот, пришли, весь лес загадили,
Вон сколько мусора оставили!
И что, все это будет тут валяться?
Эх, придется самому прибраться.

Сгребает металлолом и уносит, а из-за бугорка высовываются Фриц и Ганс.

ФРИЦ:
Рус Петрушка танк сломать,
Фюрер будет наш ругать…

ГАНС:
Я… нам его не побеждать…
Надо Мертвый голова позвать!

Ганс вынимает телефонную трубку и говорит в нее.

ГАНС:
Але! Фриц и Ганс сидеть на связи.
Наш  лежать в пыли и грязи.
Наш следить за партизан,
Петрушка их бин атаман.
Их бин надо покарать,
Срочно Мертвый голова прислать!


Поднялся сильный ветер, закачались деревья, и появилась фигура в черном с черепом вместо головы, а тут и Петрушка вернулся.

ПЕТРУШКА:
Это что еще за чудо
Появилось неоткуда?!
А худой какой, как кляча,
Прям таки, скелет ходячий!

МЕРТВАЯ ГОЛОВА:
Чудак, я – Мертвая голова,
Это значит – смерть твоя пришла.
Буду я тебя пытать –
На запчасти разбирать,
Стану грязными клещами
Твою душу вынимать!

ПЕТРУШКА:
Ой, как страшно, просто – жуть!
А на клЕщи разрешите,
Хоть одним глазком взглянуть…

МЕРТВАЯ ГОЛОВА: (вынимает железяку)
Вот они мои клещИ!
Ну, от страха трепещи!

ПЕТРУШКА:
Трепещу, куда деваться.
Только твоим клещам с моей дубинкой не тягаться!

(бьет его по черепушке)

МЕРТВАЯ ГОЛОВА:
Ой. Что это было?
(еще удар)
Ой. Мне черепушку покосило.
 (еще удар)
Ой. Как-то телом я легчаю… 
(еще удар)
Ой. Прощайте. Улетаю…

И улетел. А из-за бугорка с поднятыми руками выбежали, забинтованные с ног до головы, Фриц и Ганс.

ГАНС:
Наш идет тебе сдаваться!
Больше  твой не надо драться!

ФРИЦ:
Твой дубинка из дрова
Победил Мертвая голова!

ПЕТРУШКА:
Ну, если драться не хотите,
Тогда к фюреру меня везите!

Петрушка запрягает Фрица и Ганса в телегу и они увозят его. Перед ширмой выходят ведущие.

1-й: Ух, Петрушка молодец,
Удалец, храбрец, боец!

2-я: Победил он всех один
И направился в Берлин!

1-й: Фрица с Гансом погоняет!
Вот в Европу он въезжает!

2-я: А его народ встречает
И цветы ему бросает!

1-й: Вот уж виден сам Рейхстаг,
А на нем фашистский флаг.

2-й: Гитлер в бункере закрылся,
На весь мир сидел и злился.

Ведущие уходят. На ширме вырастают покои Фюрера. Гитлер мечется из угла в угол.

ФЮРЕР:
А-я-я-я-я-я-яй! А-я-я-я-я-я-яй!
Как же раньше я не знай!
Плохо в школе я учиться!
С русскими не надо биться!
Это варварский страна,
Ей «майн кампф» ни есть нужна!

Раздается грохот, шум, Фриц и Ганс вкатывают телегу с Петрушкой.

Это что есть за такое?!
Кто посметь ворваться в мой покои?!!
Это что за издевательство?!
Провокация! Измена!! Предательство!!!

Фриц и Ганс быстренько уползли.

ПЕТРУШКА:
Ну, чего орать напрасно,
Ведь, как божий день все ясно,
Все, тебе пришел капут!

ФЮРЕР:
Убивать тебя я тут!

ПЕТРУШКА:
Да сто раз уж убивали,
Но не разу не попали!
А дубинушка моя
В  раз достанет до тебя!

Бьет Гитлера дубинкой тот падает на ширму.

ФЮРЕР:
Дикий, варварский народ!
Фюрера дубинкой бьет.
Ни какой цивилизации.
Что за люди? Что за нация?!
Кому Европа салютует?!
Он же дикарь,  дубинкою воюет!

ПЕТРУШКА:
Как умел, так воевал.
А к нам тебя никто не звал.
Ты же первым начал драку,
Так что получай, собака!

ФЮРЕР:
Меня, собакой обозвать?!
Я лучше сам себя стрелять.

Гитлер, лежа на ширме, подносит пистолет к виску и стреляется.
А тут и наш знакомый Генерал появляется и Марфушка появляется, и в объятия Петрушки кидается.

ГЕНЕРАЛ:
Петр Уксусов?! Живой!!!
Да ты, брат, теперь герой!
Вот тебе медаль на грудь
И домой, в обратный путь!

ПЕТРУШКА:
Есть, товарищ Генерал!

МАРФУШКА:
Славно ты повоевал!

ПЕТРУШКА:
Воевать то мы могём,
Но не для того живем.
Мы живем, чтоб мирно жить,
Сеять хлеб, детей растить,
Строить школы и дома,
Чтоб цвела наша страна!
Чтоб враги не нападали,
А по-соседски в гости приезжали.
А если кто с мечом придет,
От меча тот и помрет.

Перед ширмой выходят все участники спектакля.

Мы, друзья вам показали
Незатейливый сюжет,
Для того чтоб вспоминали
Героев тех минувших лет.
Спасибо нашим ветеранам
За то, что мирно мы живем,
За подвиг ваш, за ваши раны
Наш низкий, до земли поклон.


ФИНАЛ.


Рецензии