Гавриил-Сибиряк

 Кажется мысли опережают возможности моего рзговорного аппарата, он, аппарат этот дрянной,даёт сбой, когд ее величество вдохновение  посещает  мою обелевщую сединой голову, и она, эта видавшая виды голова, выдает "на гора", чудные рифмы, блестящие афоризмы и сногшибательные литературные опуссы...
   
    Вот вам и -Ура!
-Я,наконец,нашёл виновного в моей несостоявшейся гениальности! Это кровушка моя-унаследованный ядрённый замес горного,сибирского  бунтарства с молдавской,равниной непоседливостью!Но я ,такой тллантливый, могу и помолчать в тряпочьку-и ничего,что никто не узнает о моих скрытых интелектуальных подвигах-я же их знаю!!!

    Приблизительно такие мысли уживались в моём мозгу, когда я решился описать эту историю и пусть ВАШИ редакторы перестанут злоскалить и спрячут свои    ножницы-милым читателям предстоит окунутьса в тематику этой авантюры и оценить-кто есть ...что!

    Излагаю эту историю со слов деда моего, Гавриила-ссыльного Кишинёвского уезда конца 19 века,сибиряка,волею судьбы и военных перипетий оказавшийся в крайнем изнеможении,после многочисленых ранений,в селе нашем и выхоженый добросердечной,сельской повитухой на счастье моей бабушке,и на радость нам,многочисленому потомству.

    Ссыльной запрет на передвижение истёк,но от своей разлюбезной Мариушке,да от оравы разноголосой детворы  он уже никуда не уехал,благо силы природные к нему вернулись и работником  был он отменым-да навыки плотницкого ремесла ценились на селе пуще золота!А разноголосой-потому,что обучил бунтарь всех своих детей и внуков русскому языку и строго следил,по мере сил, за правильным разговором и произношением!..

    А в конце 60 годов,уже 20 века,было ему далеко за 80,но сил своих не растерял- а даже приумножил-до  преклоных лет обучал молодёжь премудростям рукопашного боя-какой-то замудрёной смеси мужицкой ловкости и богатырской смекалки! И мастерство у огромного количества тогдашних чемпионов имело за основу гаврииловские навыки борьбы.хоть и признавались не все,но тренера брали охотно в свои спортивные секции прошедших отбор и обучение у сельского умельца...

    ...-Вот скажи,скажи,Василёк-ты мне веришь? Веришь,что это было,что мне всё это не приснилось?
    А выжил я только потому,что организм мой молодой- тогда  отверг раз и навсегда проклятущую огненую воду и так и не приноровился пользовать её.
    Ведь при смене веков,да после череды войн,революций и бунтов Сибирь была пристанищем разному люду-от ссыльных грамотеев и дуэлянтов-бузетёров -до беглых каторжников и искателей приключений. Но суровый климат, да строгий таёжный быт отсеивал и сортировал лучше всякой царевой грамоте!
    А указы и прикзы приходили одинаковые-нужен был лес!
    Вот  подался и я на лесоповал-деньгу заработать по царскому Указу,да от солдатства спастись-пуще "прокурора таёжного"боялись военных рекрутов! И Тут  осенний набор на лесоповл поспел-вальщиков нанимали за месяц по селеньям да заимках.Давали полтиник подьёмных-большие деньги по тем временах.А нанимали всё больше разный сброд-для отчёта,да в расщёте,что подьёмные деньги там же и осядут-в игорных избах!Ведь бизнес этот был поставлен на широкую ногу теми же сборщиками. 

   Не все доходили до пунктов сбора-проигрывались в пух и прах! Продавались в "позорниках"-слуг бесправных-к сборщикам,за еду.
А ведь до формирования артелей надо было дожить-кормиться нужно было самим!
   Кто пух и дох от голода. Кто покрепче-промышляли разбоем. Кто опускался до сбора "близняшек"-подавали в игорных избах в основном недоваренный горох и поили
пойлом отвратным-редкий желудок переваривал эту ядрёную бурду! А рвотное место там же,за угол,на морозе.
   Вот эту примержсшую массу из слипшихся горошин и пойлом называли "близняшками"!
   Но и там была своя иерархия! Хозяева скупали за полполовника пойла тазиками эту смерзшую смесь,так что не сильно нажирееш на этих харчах-выживали и здесь наикрепкие!

   Повторялась эта катавасия и ранней весной при найме сплавщиков-речников.
   Вернувшихся с немалыми деньгами валщиков ожидала та же участь-пойло,часто отравленое мухоморным отпаром-проигрыш-рвотное место и новый найм на наихудших условиях-да и то-только для лучших спецов! А остальным-в тех же позорниках или за избами в общую могилу!
   Дорого давался империи его величество -лес!
 
   На место этих сборных пунктах со временем вырастали доходные дома,ставились государевы тракты,военные дозоры.
   И зарастало Сибирь-матушка людом новым,вытесняя смертью аборигенов, к алкоголю и подлостью людскому неприспособленных...
   Но я не об этом...

   Силы были во мне немеряны. Хоть и молод был -шатуна добывал уже и ловкость в драке от отца своего усвоил.Только глаз был не охотничий,даром что стрелял метко и знал тропы таёжные-зверя жалел и через это к охотничему ремеслу был непригоден!Вот и пришлось окунуться в трясину этой людской низменности-еле выжил! И уже от свирепости сборщиков пришлось спасаться в солдаты!...

   Служба у царя была не сладкой-били нещадно да кормили плохо.Но платили исправно  и муштра давалась мне легко-так что уже через год в умении и мастерстве владения ножом и шпагой мне не было равных!
   А уж их благородьям,офицерам,были нужны умелые вояки-своими шкурами они дорожить умели -лишний раз под пули не лезли-пушечного мяса было предостаточно-только успевай обучать!

   Вот такому офицэрику я и попортил шкуру своим ножиком-подл был он и задирист,а солдатня дуэлями не баловались-всё больше  чиркали ножом по шее в разгар боя да пинали под дых ногой-чтоб разглядел,чтоб узнал! И чтоб знание это унёс с собою в офицерскую могилу!...
      
      Без особого труда и какого-нибудь старческого кряхтения,Гавриил поменял сидячую позу, подогнув ещё изосщрёнее под себя ноги,устроившись так,как будто не на голой земле сидел,а на мягких перинах.

   ...-Но мой выжил-да и Слава Богу!
   И завертелось карусель военной инквизиции:каземат,штрафной полк-опять каземат!
 
      Спасло мне жизнь буза начала века, которая потрепала основательно армию-вот и вернули меня опять под ружьё-всё лучше чем гнить в подполах каземат!
   Но я уже был другим. Да и этой революционной дряни развелось уйма и скоро наш полк разогнали,а мне,раненому и тифозному, влепили 15 лет ссылки.
   А в Сибирь-как бы к себе домой-вот и нашли для меня местечко поозорнее-Бессарабию!
   Года полтора был я как бычок нетельный-хромал на обе ноги,хрипел пробитыми лёгкими и ходил под себя кровавой жижей-доброе воспоминание об офицерских сапогах! Да мычал нечленораздельно-ох и тяжко давался мне мудрёный местный язык!
   Но оклемался,отогрелся душой и даже заговорил-разглядела всё-таки моя Марюшка во мне своего суженного!А уж разглядев-и себя показала во всей красе:
-Не было в округе (ударение -на *У*)милее,умнее и...строже её!
   Умом светлым,красотой неземной, да нравом крутым обладала-отучила  меня раз-и навсегда посматривать в сторону чюжых баб и сумела направить мою неуёмную энергию
в русло созидания и...умножения!
   Вот я и строил,и умножалcя!
   Но судьба опять повернулась к нам филейной частью-опять война,кровь и смена власти!
   Пришли Румыны!...
   ... Молдаванам под румынами жилось ой как несладко!
   По результатам Первой Мировой,Румыния получила огромные территории от Австро-Венгерского рухнувшего колоса.Хоть и воевала ни шатко-ни валко,только как сателит
великих держав.Но охваченной пламенем революций России было не до чужих территорий-так что румыны,силами нескольких голодных и необутых полков,присвоили себе результаты многолетней,кровопролитной войны: Отхватили огромные территории от Венгрии и других стран,входившие в Австро-Венгерскую империю и рухнувшую  под
ударами войск коалиции.
   Да ещё и немалые территории Румыния присвоила и с другой географической стороны-в том числе и Бесcарабию,бесхозную на тот момент,а также многие облсти нынешней западной Украины,да многострадальный Измаил!
   От этих "головокружительных побед" у кого хочешь развится великомания.Так что прибывшие чиновники с центральных регионов Румынии,опираясь на штыках уже порядком оперившейся армии, стали устанавливать жёсткий порядок, шомполами винтовок и нагайками (кнутами)жестоко избивая за любые проявления инакомыслия.
   А вереницы нагруженных повозок и эшалоны увозили добро в глубь страны-грабь своих,чтобы чужие боялись!
   Местному населению запрещалось всё:
   -Политические права были сведены к нулю. Любой бизнес мог существовать только с участием представителя из-за Прута,которые быстренько всё прибирали к рукам,
так что местному люду полагалось только работать,терпеть жестокие  побои, вознесённые в ранг государственных,официальных рычагов воспитания масс,да платить налоги и всякие поборы.
   
  Для поддержания порядка на новых территориях нужна была сильная армия! А бесправные и безсловесные рекруты с окупированых территорий,подходили,как нельзя лучше,на роль солдат,таких же бесправных и забитых.
   Физические наказания были основными методами воспитания,а военная муштра- возведена в ранг правосудия.
   ...Вот в эту мясорубку попал и я почти сразу после анексии.
   Поздней осенью,ночью, почти всех работоспособных мужиков села подняли,и под ударами нагаек погнали через реку Прут, на военные сборы.
   Даже я,неслабый и привыкший к военной жизни,сломался через несколько месяцев-характер дрянной сослужил мне плохую службу. А в результате-многочисленные побои   и длительные пребывания в карцере.
   Я окончательно ослаб и частые потери сознания-результат многочисленных сотрясений-привели к списанию от военной службы-был просто выброшен на улице подыхать.
   Таких как я было огромное количество.
   Меня,и ещё человек десять,подобрали схимные монахи,которые от нищеты своей,мало кормили,но зато поили нас обильно отварами разными и усилено молились о наше спасение.
   Выжили трое. Стали по мере сил батрачить и к весне я оклемался настолько ,что подался домой.
   Мариюшка моя выходила опять-откормила и залечила мои рваные раны,и к лету я вовсю орудовал топором и мастёркой,да горланил во всю глотку песни отшельные-
смесь схимных псалмов и народных мотивов, услышанные у моих добрых спасителей,монахов.
   
   А осенью опять поспел новый рекрутный приказ!
   Меня сначала хотели отдать под трибунал за дезертирство,но,разобравшись,немого удивились и опять погнали на военную службу.
   Если коротко-за несколько лет меня призывали и списывали три раза!
   В третий раз,с искалеченной ногой и пробитыми лёгкими, подобрала и выходила венгерка-арделянка,где,после подавления местного мятяжа,меня опять списали как безнадёжного.Больше полугода она выносила из-под меня ведро и терпеливо сносила мои ночные кошмары и истерики, да мычание и безсознательное состояние днём...
   
   Наверное только святость женская поставила меня на ноги-здоровье возвращалось медлено,а память проваливалось во мрак воспоминаний. И только через много мучительных месяцев,тоска по жене и детям дало силы найти дорогу домой..

   Не было счастье-несчастье помогло!
   Хромота и другие менее заметные увечья освободили меня окончательно от военной повинности. А огромная нужда на селе в работниках дало возможность востановить
хозяйство и поднять детей,в том числе и твоего отца.
   Прибывшим из-за Прута новым боярам были остро нужны работные руки и мои плотницкие навыки  очень пришлись им ко двору.Через этот спрос на мои услуги я смог пристроить сыновей в приходскую школу и сколотить для дочерей кой-какой скарб.
   
  Вроде жизнь налаживалась.
   
  Мои солёные огурцы и мочёные яблоки, приготовленые по сибирским рецептам, имели огромный спрос-зимою скупщики приезжали отовсюду.
   Говаривали ,что подавались эти мои деликатессы даже в Парижских ресторанах!
   Утверждать не стану,но отгруз бочек был расписан по неделям и многие торговцы платили авансом -но строго требовали соблюдения графика отгрузок. Так что Париж-не-Париж,а с десяток прудов хранили под своим льдом немалое количество моих бочек. И уже на меня работали сезонно по несколько десяток батраков.
  И жизнь, казалось,открывает новые горизонты,даёт нам ещё один шанс...

   ...Беда пришла опять откуда и ушла. Из-за Днестра!
   После знаменитого пакта, советские войска вошли в Бесарабию молниеносно-без боя и единого выстрела вытеснили Румынские войска  за Прут,дав им пару дней на сборы!
   Лавина убегающих смела все устои,разграбила до основания опять тех же крестьян и работный люд!

   И началось по новому катавасия очередной окупации! Уже-на советский манер!..
   
   ...Если Румыны брали все материальное,грабили и увозили всё ценное,то советская власть стала вдалбливать в очумевшие от страха головы свои идеологические постулаты,пропагандировать ленинизм и уничьтожать религию.
   А комисары грабили и убивали имея лицензию на отстрел всех-и вся,по поводу-и без,устроив великую вакханалию безбожия и безакония!
  По принципу-кто не спрятался-тот пропал!
   За несколько месяцев обнищали до уровня крыс в пустующем амбаре-даже закопанные было запасы отдали побыстрому на откуп бандам продразвертке-лучше голодными быть чем убитыми у себя же во дворах вместе со своими домочадцами...

   ...Знание русского языка ,в самом начале,чуть не погубило всю мою семью: приписали  дезертирство и предательство!
Только чудом сохранившиеся записи в церковной книге, о венчание ссыльного с местной девицей, подтвердили мои слова о судимости и как пострадавшего от царской
инквизиции стали пользовать в пропагандитских целях и ослабили немножко тяжесть "освобождения".
   А так как все Указы и приказы поступали на языке победителей,вскоре были востребованы и наши познания в этой области. А работа спасло  от репресий и депортации,дало возможность прокормить семью...
   Но и эта "идилия"быстро закончилась-Война!

   ...Что творили-вытворяли вернувшиеся румынские военные власти-не поддаёться описанию!
   Все мы были красным отродием предавшие *Великую родину*!Даже соломеные матрацы-подстилки были реквизированы на нужды армии и прокорм лошадям!
   Один *плюс*-  немцы приводили с собою  из-за Прута старост и полицаев,так что местные были менее замараны *пресловутым* сотрудничеством с немецкими
окупантами.
   Мои сыновья почьти сразу были призваны в румынскую армию.
   Двое  пали *смертью храбрых* где-то на просторах Украины.
   Только твоему отцу удалось дожить до *Великого* перескока Румынской армии на сторону Советского Союза:
   -Провоевав почти  три года против советских войск-в одно мгновение стали "товарищами" по оружию с солдатами Красной Армии.
   Большего позора и унижения,наверное,не перенесла ни одна армия мира!
   Даже не переодев голодных,вшивых,больных румынских солдат бросили а авангард наступления советских войск,против вчерашних камарадов-а нкавэдэшные заградительные отряды имели приказ стрелять и убивать каждого,кто повернёт назат,побежит или присядет!
   Мародёрсвовать над погибшими румынами не возбранялось-было бы что взять!Их даже за союзников не считали-так,дармовое пушечьное мясо!..
   
   Но и здесь знание русского языка выручило твоего отца-весь этот солдатский сброд нужно было хоть каким-то образом организовать. А румынские солдаты знаниями
языков не были обремены-спасением были для них те немногие,которые могли элементарно переводить приказы,заступаться словом перед командирами,организовать уход за ранеными, да вести за собою в бой!...

   Победу русского оружия твой отец встретил в лесах Чехии-отлавливал местных партизан,и ещё почти полгода воевал с местным сопротивлением,о  котором сейчас
мало кому что известно.
   Вернули его домой весной 1947 года-а уже осенью попал в списках по раскулачиванию и отправили в Сибирь вместе со всей семьёй! Посодействовал этому местный активист-секретарь сельского совета, не желавший потерять своё тёплое место.
   После многочисленых жалоб и обращений,по ходотайству его бывшего командира,генерала,приказ об отмене депортации нагнал нас далеко за Уралом. И весь наш немаленький табор просто выкинули в мороз, на какую-то станцию ,выдав справку и предоставив самим решать вопрос о выживании и о возвращении домой.
   ...Пятеро погибло в ту же зиму-тётушки твои,брат твой и сёстры.А мы почти полтора года скитались по просторам России:
   Батрачили,лес валили,ягодничали и где поездом,где попутным сплавом по великим рекам,где пешком,сохранив жизнь только двоим детям и потеряв мою драгоценую
Марюшку,добрались до нашего села.
   Всё наше имущество было конфискованно и давно разворованно -а в приказе об отмене депортации ничего не было сказано-так что пришлось начинать всё с нуля,приютившись в хибарке одинокой и горбатой старушке-  светлой и просветлённой. Своими отварами и заговорами она сумела спасти почти что угасших детей и вернуть к жизни твоих родителей,востановить мои силы...
   
...Со смертью Марюшки,одиночество превратило мою жизнь в новую каторгу. Только необходимость ухода за внуками,да работа рядом с твоими мужественными родителями спасло меня,вернуло желание жить...
   -Ну а дальше ты уже и сам знаешь,Василёк. И как бедствовали, востанавливая разруху,как пухли и голодали в *кукурузные* годы,и как подымали всех вас-семерых
братьев и сестёр...
    В тебе есть добрая кровь,Василёк-ядрённая смесь! Она и вынесет тебя в нужном направлении,и всегда укажет дорогу к Дому!...
    -Но затеял я этот разговор...

    Он легко поднялся,без видимых усилий и охов-лёгким движением поставил  меня на ноги ,ухватив за кисть руки . И этот захват был ещё по медвежьему сильным-но
тёплым и ласковым одновремено.

    -У меня к тебе просьба,Василёк,пойдём!
    В комнате он достал на вид обыкновенный спортивный кубок,которых было в изобилии по всему дому. Как-то поособенному посмотрев на меня, сказал:
    -Это МОЙ кубок,Василёк,последний! В нём ты меня и отвезёшь...
    -Не перебивай!... 
    -Крематорий есть только в городе,но я договорился-отвезут,примут,запечятают урну.
    -Приготовленный гроб отпоют и похоронят по всем местным обычаям,а прах возьмут на сохранение в церкви.
    -На урне есть адресс и описание места-ты найдёшь! Тамошнему батюшке отдашь на нужды прихода эти два колечька и деньги что в кубке-с ним оговорено! А дальше -он и попривечает,и отпоёт...

    Опущеные было плечи он резко выпрямил и подмигнул:
   
   -Но мне не к спеху-ты приберись пока в зале и готовь инвентарь-тренироваться будем!Твоему телу силушку и гибкости придадим!..

    Давно это было -почти сравнялся с его тогдашним возрастом...
   
    ...Я посетил  и полюбил его Сибирь-увидел её через призму его рассказов и песен,через его огромную любовь и тоску по родным местам,по её просторам!
    Прах его покоитьса рядом с его разлюбезной Марюшкой-адресс на урне и детальное описание погоста дало возможность выполнить его завещание,воссоединить!

    А судьба ,мудрёным образом,преподнесла и мне огромный подарок-вернулся с тех мест я не один,а с будущей женой-сибирячькой с ленинградскими корнями,  Галине-свет- Михеевне!
    Но это уже другая история...
      
 
   

   
                Василе Мироника, Кишинёв, Молдова
   


Рецензии
Эпично и впечатляет легендарными представлениями о краях дальних.

Юрий Николаевич Горбачев 2   14.07.2021 06:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.