Мир глазами детей. Заметки

Я фотограф. И на постоянном месте работаю на детской игровой площадке в торгово-развлекательном центре. Работа простая и симпатичная. Самое интересное в моей работе – возможность наблюдать. Наблюдать приходится как за детьми, так и за взрослыми. Причем большими детьми в телах взрослых и маленькими взрослыми в телах детей. Такое тоже сплошь и рядом.
Что у нас есть? У нас на площадке куча всяких аттракционов, на которых мне и самой хочется повозюкаться с большим удовольствием. У нас есть бассейн с пластиковыми шариками и в него можно плюхнуться, скатившись с горки! У нас есть водяной батут, который притягивает маленьких первооткрывателей. У нас есть светящаяся горка, пушка, которая стреляет все теми же пластиковыми шарами, клевое цветное колесо, которое напоминает по форме барабан стиральной машины. У нам есть пальма с висящими словно тарзанки кокосами. Есть большой корабль, который качается на воздушной подушке, будто приглашает малышей прогуляться по морям да по волнам. У нас есть настоящий батут. Карусель с дельфинами, сломанная карусель с «HelloKitty», и еще какие-то неторопливые качели, которые мы называем ракетами.
Когда к нам приходят детки, я предупреждаю родителей о том, что на площадке проходит фотосопровождение, и что в конце игры они (родители) смогут посмотреть фотографии своих чад. Затем мы вместе с ребенком проходим на площадку, или он сам бежит и радуется тому, что пришел играть =) Если я показываю ребенку, что есть в арсенала нашей площадки, происходят множественны е перевоплощения. Все детки разные, поэтому по-разному реагируют на аттракционы. Так вот эти наблюдения для меня самые классные! Еще мне очень нравится наблюдать за тем, как родители ведут себя со своими малышами. Кто разговаривает с ними на равных, кто возюкается со взрослыми детками, как с младенцами, кто слушает, а кто уговаривает,  кто направляет, а кто-то и вовсе не участвует в игре.
Когда мы с детками подходим к водяному батуту, а он представляет собой выпуклый квадрат с бортиками, внутри наполнен жидкостью и сверху обтянут толстым полиэтиленом, то, как бы ни начиналось знакомство с батутом, – в итоге он нравится абсолютно всем. Занятно, что малыши от полутора до трех-четырех лет поначалу боятся его. Они осторожно подходят, трогают ручонками полиэтиленовый верх и в смятении отходят, не рискуя взобраться на батут всем весом. Даже если другие детки прыгают по нему, они все-равно сами приходят к решению забраться или не забираться на батут. Иногда я им помогаю, предлагаю руку, и они пробуют ступить ножками на воду и удержаться. Потеря равновесия словно переворачивает их представление о мире, они с удивлением обнаруживают отличную от твердого пола поверхность. С другими детками мы смотрим на батут и ищем там рыбок. Когда ребенок увлечен батутом я спрашиваю, а есть ли там рыбки? Тут могут вмешиваться родители, они говорят, нет, там нет рыбок. И некоторые особо внушаемые детки соглашаются. Но многие говорят – да! Там есть рыбки! И тогда я спрашиваю, а какого они цвета? И у всех разномастные рыбки приобретают видимо самый любимый на данный момент цвет, будь то синий или красный или розовый или белый. Иногда детки говорят, что они желтые или синие, увидев на дне эдакого бассейна пол такого цвета. Детки постарше, от четырех лет, могут и сами уже сказать, что рыбок нету. Но если их попросить представить, что они там есть, то мир обретает краски! Одна девочка даже придумала свою необычную породу рыбок (но я ее не запомнила).
Все вышесказанное о батуте-бассейне и рыбках наводит меня на мысль о том, что мир в детстве не имеет границ. Дети видят мир словно бы через объектив фотоаппарата с прекрасным зумом. Хотят – приблизят, и станет видна та часть жизни, которая интересна им в данный момент и все другое потеряет значение. Хотят – отдалят, и мир обретет полноту и широту. В детстве мы играли, словно мир принадлежал нам, словно можно было им управлять. Словно все было возможно. Словно каждая мелочь могла стать чем-то ценным и самые дорогие (в плане денег) вещи вовсе ничего не значили. Дети хранят в себе истинный взгляд на мир, они видят его таким, каким он является.
Хотя, для этого им совсем не нужен объектив фотоаппарата.
Что же это значит? Мир такой, какой он есть.
Он многогранный, и дети видят его под разными углами. Вспомните, как много функций можно было придумать простому камушку или листку дерева, палочке или травинке.
Он удивительный. Дети умеют удивляться и открывать много нового вокруг себя. Кстати, это отлично видно, когда играешь с детками с пушкой, стреляющей шариками. Они тоже не сразу могут понять, что происходит, а потом безудержно радуются, когда довольно-таки большая штуковина втягивает в себя шарики и выплевывает их в потолок. Получается некий салют! Буйство красок… и шума! А дети удивленно смотрят, как здорово вылетают шары вверх. Некоторые родители украдкой тоже заглядывают в свое детство, они позволяют себе тайком, как бы не для себя, а для своего малыша или даже случайного ребенка на площадке, но-таки поддать шариков в пушку и запустить ее.
Мир такой, каким мы хотим его видеть. И дети знают, что зеленый шарик может быть шариком, а может быть яблоком, желтый может превратиться в цыпленка или стать вареным яичком, красный – помидоркой или клубничкой, белые – могут быть снежками. Пушка может быть оружием или фейерверком. Кораблик, кстати, вообще может стать машиной. И даже в небольшой комнате может найтись куча приключений с поиском сокровищ. Но некоторых учат мыслить практично. И на кораблике они плывут к бабушке на дачу или в лучшем случае на море, потому что недавно они там были и туда можно попасть в реальности, а другого как будто и нету.
Мир готов открыть для нас кучу возможностей. На площадке детки выбирают себе самые интересные места и играют там большую часть из отведенного им для этого времени. Так вот некоторым нравится плавать, некоторым нравится управлять самолетом (все тот же кораблик), кому-то интересны механические части аттракционов, а кто-то вообще о них не думает и танцует, разминается, садится на шпагат или берет мягкий конструктор как микрофон и поет. Взрослым остается только присмотреться и в дальнейшем помочь своему малышу открыть в себе талант. Но многие родители приходят на площадку, чтобы получить возможность отдохнуть от своего малыша. Они уходят в магазины, сидят за стойкой, разговаривая с подругой или общаясь по телефону, и даже заходят на площадку вместе с ребенком, но умудряются и там его не видеть и не слышать. Или делать вид, что видят и слышат. Конечно, можно упрекнуть меня в том, что я не понимаю, как им и так тяжело, и что весь день они и так сидели с ребенком. Но я каждый день вижу столько деток, столько разных моделей поведения, столько разных родителей и столько возможностей для теплого общения! Не нужно многого, просто посидите с ребенком пять минут. Искренне посмотрите на него и послушайте его. Некоторым вообще только и нужно немного внимания родителей к их персоне. И только, пожалуйста, не нужно все преувеличивать и возводить в превосходную степень. Опасайтесь пустой похвальбы. Откройте и для себя новый мир, полный удивительного, красочного и творческого. Посмотрите на мир глазами ребенка. Может быть, ваш малыш подскажет вам, как это сделать.

Впрочем, все это имеет значение только для тех, кто хочет открыть для себя мир заново.

Так, небольшая заметка о моих наблюдениях.
Думаю, что в ближайшее время напишу еще что-нибудь о площадке, ведь там здорово!


Рецензии