Добрая фея для студента Сверчкова

Главной проблемой Лёшки Сверчкова в зимнюю сессию стала пересдача  зачета по информатике. Вместе с четырьмя другими страдальцами он подпирал стенку у компьютерного класса и с тоской глядел на электронное табло на стене. С каждой минутой ожидания настроение все ухудшалось, но окончательный аккорд внес экзаменатор. Появившись на кафедре и увидев ожидающих его двоечников, он мило улыбнулся: «Здравствуйте, товарищи призывники! Кто хочет добровольно сдать шпаргалки?» Вот гад! Преподаватель открыл аудиторию, дал полчаса на подготовку и смылся в неизвестном направлении. Лёшка зашел в аудиторию, выбрал место в углу как наиболее приспособленное для списывания и начал подготовку к пересдаче.

Это была уже третья пересдача, и провал означал отчисление, скорую встречу  с военкомом, а также целый год интересного досуга под чутким руководством министерства обороны родной страны.   Но что же делать, если преподаватель попался вредный и принципиальный? Старшие товарищи огорошили, что доцент Семечкин взяток не берет, к подаркам равнодушен, шоколад и коньяк не употребляет. А на все попытки «поздравить» его с новым годом  только ухмыляется: «Ребята, спонсор зачетной сессии – военкомат». В деканате, куда Лёшка пошел за очередным допуском, а заодно пожаловаться на вредного доцента, студента Сверчкова угостили конфетой и предложили не расстраиваться. В случае третьей неудачи они готовы ему подарить пилотку и кирзовые сапоги. А пока дали почитать составленную заместителем декана по воспитательной работе методичку «Как правильно наматывать портянки. Пособие для призывников».

Лёшка был в отчаянии. Загнанный в угол, он судорожно искал выход. Можно было конечно обратиться за помощью к дяде. Профессор Круглов занимал не последний пост в вузовской иерархии и периодически пользовался своим авторитетом для решения мелких и не очень проблем, но в случае с Лёшкой был категоричен.
- Мне стыдно, что у меня племянник такой балбес. Я не намерен больше унижаться, выпрашивая для тебя зачеты и трояки! Сколько можно тебя тянуть?
- Дядь Паш, я это… Я больше не буду. Честное-пречестное.
- Смотри у меня! Я еще и матери позвоню. Честное слово проще тебя отчислить к чертям собачьим, а потом пристроить куда-нибудь в заборостроительный, чем каждый раз позориться. Чтобы больше ко мне со своими двойками не приходил!
Этот неприятный разговор состоялся у парня с дядей в прошлую сессию и Лёшка клятвенно пообещал, что больше такого не повторится. Но прошло время. Летние беды забылись, и студента Сверчкова закружила студенческая круговерть: КВНы, спектакли и спортивные праздники, выезды студенческого актива за город.  Семестр пролетел быстро.  О своём намерении учиться Лёшка вспомнил ближе к концу декабря. Сессия! Неимоверными усилиями Лешка пытался сдавать сам, не используя административный ресурс. И у него получилось сдать почти все. Только информатика сдаваться не хотела, хотя Лешка до дыр зачитал выпрошенный у старосты конспект лекций. Однако преподаватель счел теоретические знания не достаточными и требовал продемонстрировать навыки и умения, полученные на практических занятиях. А где ж их взять эти навыки? Ведь ни на одном  практическом занятии он не был. Обычно преподаватели не интересовались причиной Лёшкиных прогулов, но доцент Семечкин решил проявить природную любознательность и как-то, встретив его в коридоре, задал неприличный вопрос.
- Сверчков, вы почему мои занятия прогуливаете?
- Степан Степаныч, так я ночью работаю. А утром очень спать хочется!
- И где же вы трудитесь по ночам, стесняюсь спросить?
- Так я на Скорой водителем.
На самом деле Лёшка врал. Он и водить то не умел. Весь его опыт вождения – это танки в одноимённой онлайн-игре.  В «Танки» парень мог играть сутками, и свои нехилые успехи выкладывал на страничке в социальной сети.
Если бы только Сверчков знал, что доцент Семечкин тоже имеет там аккаунт! И понаблюдав в течение недели за страницей любимого студента, где отражались все приложения, в которых он в данный момент играл, прочитав добрую дюжину сообщений о новых пройденных уровнях и рекордах, оставил под одной из них скромный комментарий: «Не знал, что Скорая помощь теперь ездит на танках. До встречи на зачете».

Полчаса, выделенные на подготовку, Лешка с коллегами решили  потратить с умом. Благо шпаргалки были загодя распечатаны в нескольких экземплярах. Осталось только разместить их «по фен-шуй» чтобы было незаметно. Разложив «дополнительные материалы», парень с облегчением вздохнул. Авось повезет! Можно и конспект глянуть. Однако  не прошло и пяти минут, как появился преподаватель и собрал зачетки.
- Давайте начинать!
- Степан Степаныч, так еще время не вышло! Вы ж полчаса говорили. Мы еще не успели подготовиться.
Семечкин ехидно оглядел аудиторию.
- Возьмем по определению, что полчаса уже прошли. Stand up, молодые люди и на выход. Без вещей!
Делать  нечего. Бросив унылый взгляд на оборудованное шпорами место, Лешка с товарищами поплёлся к выходу. Доцент запер за ними аудиторию и открыл дверь в соседний компьютерный класс.
- Зачет принимать буду здесь!
- А можно мы ручки возьмем, Степан Степаныч?
- Хоть ножки! Но лучше голову. Вещи заберете после зачета. Быстро рассаживаемся, включаем компьютеры и бегом ко мне за заданием.
- А что билетов не будет?
- Уже нет. Хватит! Каждый получит три задачи. Решите – зачет, не решите – незачет. Всё по-честному! Задачи у всех разные, так что косить глазами к соседу  в монитор бесполезно.

Взяв блокнот и выдернув из него пять страниц – по одной на каждого студента,  доцент Семечкин быстро начал строчить задания.
Когда Лёшка получил свой листочек, он понял, что пропал. Крупным размашистым почерком там значилось:
1. Защита ячеек Excel от некорректного ввода данных;
2. Решение многофакторных оптимизационных задач в электронных таблицах;
3. Построение круговых диаграмм.
К каждому пункту прилагалась задача. И как решать эти задачи парень имел весьма смутное представление. Но решив не сдаваться сразу без боя, он открыл Excel  и начал деловито переписывать условие задач в электронную книгу. Это единственное, что он мог сделать без подсказки.
Время шло. Получив на решение час, Лешка кожей чувствовал, как утекает время, а вместе с ней надежда на успешную сдачу. Может, лучше было все-таки еще раз попросить заступиться дядю? В самый-самый последний раз... Эх! Если его загребут в армию, о  «Танках» можно будет забыть. Если только он не попадет в танковые войска. «Гад! Гад! Гад!» - мысли несчастного Сверчкова перешли на преподавателя. «Ну что ему стоит поставить зачет? Жалко, что ли?! Или хотя бы  выйти на минуточку из класса. На худой конец мог бы в телефон поиграть или книжку почитать. Он бы уж воспользовался моментом и спросил у ребят. Может, кто знает, как решать?»
Однако доцент Семечкин и не думал облегчать Лёшке жизнь. Он ходил по аудитории и периодически останавливался за спиной того или иного студента, наблюдая за ходом решения. Иногда задавал вопросы и если получал удовлетворительные ответы, то садился рядом и, как правило, после непродолжительной беседы студенты получали заветную подпись в зачетке и покидали класс. Если же ответ был неверный, то Семечкин проходил дальше, давая студенту возможность еще раз все обдумать пока не истекло отпущенное им время. Наконец в аудитории остался один Лёшка. Преподаватель сел чуть поодаль, молча наблюдая, как несчастная жертва высшей школы бестолково гоняет цифры в Excel и вымучивает формулы ничего общего не имеющие с правильным ответом. До конца оставалось 10 минут.

Сверчков про себя молился всем возможным и невозможным богам и божкам, духам предков и силам природы, Норберту Винеру и Биллу Гейтсу. Если бы только свершилось чудо! О, каким усердным студентом он станет! И больше никаких игр вместо занятий, никаких прогулов. И пиво с друзьями по вечерам тоже под запрет. На целый месяц! Пока Лёшка примерял на себя аскезу, прошло еще пять минут. Он оглянулся на экзаменатора. Доцент Семечкин сидел, хитро прищурив глаза, и разминал пальцы. «Небось, крови моей жаждет. Гад!» - снова подумал Лёшка. Надежда на чудо таяла с каждой минутой.

Профессор Круглов прекрасно был осведомлен о неурядицах племянника и без Лёшкиных просьб. Он вздохнул, представив себе слёзы сестры и горячие просьбы пожалеть в последний раз, и протянул руку к телефону.

- Степан Степанович, Вас просили подойти на кафедру.  Что-то срочное. – В дверь заглянула аспирантка Галя.
- Хорошо, иду.
Доцент вышел из аудитории, а Лёшка остался один. Шпаргалки и телефон вместе со всеми вещами заперты в соседнем классе. Спросить не у кого. Доступ в интернет закрыт. Оставалось только ждать. Печальный финал неизбежен.

В это время Семечкин вошел в преподавательскую. Коллеги пили чай, отдыхая от трудов праведных. Во главе стола сидел заведующий кафедрой Лев Сергеевич и жевал бутерброд с колбасой.
- Стёпа, у тебя ведь Сверчков зачет сдаёт?
- У меня.
- И как? Есть надежда?
- Смотря для кого, Лев Сергеевич. Там ситуация принципиальная. Сверчков принципиально не учит, я принципиально не ставлю.
- Но он хоть что-то сделал?
- Ничего. Абсолютный ноль.
- Жаль. Только что звонил Круглов. Этот балбес оказывается его племянник.
Заведующий замолчал, Семечкин ждал продолжения. Пауза затянулась.
- Ты ведь понимаешь, Степан Степанович, что я не могу отказать проректору?
- Понимаю, но проректор может и сам поставить зачет, если так хочет.
- Может. Но он не хочет. Так не педагогично.
- А мне педагогично ставить зачет абсолютно ничего не знающему студенту? Да еще и на третьей пересдаче! И ведь этот Сверчков прекрасно понимает, что он полный ноль. И как это будет выглядеть?!
- Да ты не кипятись! Ситуация неприятная, не спорю. Но Круглов очень просил. «Душу выньте, - говорит, - но зачет поставьте!»
- А как я его поставлю, если ни одно задание не выполнено? Сверчков может и дурак, но не совсем же идиот? Может, Вы поставите, Лев Сергеевич?
- Я не могу. Формально право имею. Но это будет неправильно с педагогической точки зрения. Нам же его еще два с половиной года учить.
- Может, просто душу вынем, а зачет ставить не будем?
- Что делать будем, коллеги? – заведующий обратился к подчиненным – Давайте, подсказывайте выход.
До этого момента коллеги внимательно прислушивались к беседе, но не вмешивались. Никто из них не был застрахован от появления в группе такого «чуда природы» и все сочувствовали собрату по оружию. Теперь же, когда задан прямой вопрос, они оторвались от поглощения бутербродов и стали высказывать мнения. Главная идея заключалась в том, что для проставления зачета должен быть хотя бы формальный повод. Нельзя ставить ни за что. Это вредная практика, которая потом боком выйдет и им и словившему халяву студенту. Наконец в разговор вступила доцент Кочерыжкина. Ирину Павловну за «добродушный» характер и приверженность зеленому цвету одежды студенты ласково звали «Крокодилица»  и предполагали, что ФСБ в её лице, возможно, потеряла одного из лучших сотрудников.  Вывести на чистую воду бездельника и лоботряса, пытающегося сдать чужую работу, для неё было делом нескольких минут, а уж о том, чтобы списать в присутствии доцента Кочерыжкиной не могло быть и речи.
- Стёпа, этот обормот ведь на втором курсе учится? Он из группы менеджеров?
- Так точно. А что?
- Есть идея. Я у них ведь ничего не веду. Меня он не знает. Может сыграть с ним в добрую фею? Какие задачки-то?
- Слушай, а это мысль! Задачки пустяковые: защита ячеек через вкладку «Данные», задача на использование «Поиска решений»  и простейшая круговая диаграмма.  Ириш, выручишь?
Ирина Павловна кивнула и хотела уже подняться с кресла, но заведующий её остановил.
- Не спеши, Ирин. Сначала нужно балбеса пугануть в воспитательных целях. Стёпа, ты иди к Сверчкову и накрути его хорошенько. А потом возвращайся, отдохнешь, перекусишь.   Ира, сколько времени тебе понадобится?
Ирина Павловна задумалась.
- Думаю минут двадцать-тридцать. Не больше.
- Очень хорошо. Видишь, Степан Степанович, у тебя целых полчаса будет на обед.
Доцент Семечкин кивнул и вышел из кабинета.

- Итак, молодой человек, вы готовы, наконец?
Лёшка  вздрогнул от неожиданности и обернулся.  В дверях стоял экзаменатор. Суровый тон не сулил ни малейшей надежды на снисхождение. Лешка ссутулился и опустил голову.
- Степан Степанович, а можно еще пять минут?
- А что так? Времени было достаточно. Если вы не хотите учиться – идите работать или займитесь чем-нибудь полезным для общества. Просиживая без толку штаны здесь, вы занимаете место другого человека, который был бы счастлив обучаться по вашей специальности. Алексей, вы в курсе какое сегодня число?
- Да.
- Какое?
- Двадцать пятое января.
- И чем памятен этот день?
- Татьянин день – праздник студентов.
- А еще последний день сессии. Если через пять минут Вы не предъявите мне решение, то этот студенческий праздник будет последним в вашей биографии, Сверчков. Я лично за этим прослежу. Так что отпразднуйте его хорошенько. И мне плевать кто у вас дядя, кто тётя,  и кем работает ваша морская свинка! Понятно?
Лёшка кивнул. Возразить было нечего.
- У вас пять минут. И больше никаких поблажек! Это последний ваш шанс, Сверчков. Не будет решения – на выход с вещами! Привет дяде!
Лёшка покрылся красными пятнами. Видно в этот раз действительно придется пропадать. А Степан Степанович, выполнив свою миссию, вышел из аудитории и отправился в преподавательскую обедать.

В преподавательской было тихо. Коллеги разбежались по своим делам. Только у окна сидела Ирина Павловна и что-то правила на компьютере.
- Ириш, клиент напуган и ждёт казни.
- Очень хорошо. В какой он аудитории?

Когда Ирина Павловна бесшумно вошла в класс, она сразу углядела тоскливую фигурку за одним из угловых компьютеров – любимое Лёшкино место. Парень нервничал и кусал пальцы, не замечая ничего вокруг.
- Так, а ты что здесь делаешь, дружок?
Лёшка обернулся. Если бы студента Сверчкова попросили описать фею, он бы упомянул крылья, симпатичную мордашку, белокурые длинные волосы и бальное платье. Но в реальности фея предстала перед ним в облике миловидной темноволосой женщины сорока лет в зеленом платье из тонкой шерсти и золотой цепочкой на шее. Без крыльев! Из-за стёкол очков на Алексея смотрели умные серые глаза. Весь облик женщины излучал спокойствие и доброжелательность.
- Я преподавателя жду.
- Зачет сдаешь?
- У меня пересдача. Последняя!
Лёшка тяжко вздохнул.
- А кто преподаватель? – незнакомка села рядом.
- Семечкин Степан Степанович.
- Не слышала о таком. Строгий?
- Ужасно строгий. Меня наверно отчислят. А я ведь всё остальное сдал. Всё сам сдал! – Лёшка не отдавал себе отчета, почему ему захотелось откровенничать с незнакомой женщиной, возможно тоже преподавателем. Что-то было в ней успокаивающее и дарящее надежду. Маячок, не дающий утонуть в бурном море.
Парень закрыл глаза и всхлипнул.
- Только у меня не получается! Я уже битый час сижу, а задачки не решаются! Я и так и этак с ними. И всё без толку.
- Не получается? Это бывает. Может, ты нервничаешь? Вспомни, наверняка вы такие задачки на занятиях решали.
- Решали. Да я не был на этих занятиях. Сам виноват, конечно.
- А дай ка мне посмотреть условие.
Лёшка с надеждой посмотрел на незнакомку и протянул ей листочек, исписанный доцентом Семечкиным.
- Было бы из-за чего расстраиваться. Объяснить тебе как решать?
- А можно?!
Доцент Кочерыжкина  чуть повернула монитор к себе и взяла в руки мышь. За полчаса она успела накачать Сверчкова знаниями, позволившими ему самостоятельно под её контролем решить все три задания. Потом бегло спросив про основные этапы решения и получив удовлетворительные ответы, Ирина Павловна пожелала студенту удачи и удалилась.

- Стёпа, клиент дозрел! Иди скорее пока он ничего не забыл.
- Уже бегу!

Войдя в аудиторию Степан Степанович остановился у преподавательского стола, достал из кармана ручку и склонился над ведомостью.
- Ну что, Сверчков, пять минут вас не спасли?
- Я решил, Степан Степанович.
- Решили? Не может быть!
- Проверьте! – Лёшка выдержал скептический взгляд преподавателя. - Я и на вопросы могу ответить!
- Даже так?! На вопросы Вам придется ответить, если Вы хотите мне доказать что заслуживаете учиться в ВУЗе дальше.
Степан Степанович сел за компьютер рядом  с Лёшкой. Через семь минут получив повод расписаться в зачетке, доцент Семечкин задал Сверчкову последний вопрос:
- Алексей, скажи мне напоследок вот что. Как получилось, что такой неглупый, в общем-то, парень в течение семестра старательно изображает из себя болвана? Можешь не отвечать, просто подумай об этом. Свободен!
Получив свои вещи Лёшка, бежал домой, и его распирало от счастья. Он помнил все свои обеты, данные им в минуту душевных страданий, но это было так давно, в другой жизни, до зачёта! Но прогуливать теперь ни-ни! Слава Богу, что зверь по фамилии Семечкин остался в прошлом. А что сейчас? Позвонить дяде Паше и похвастаться, что сдал все сам? Отпраздновать с друзьями в кафе окончание сессии? А может тоже совершить для кого-нибудь чудо?  Побыть, так сказать, добрым феем?

Лёшка бежал домой и не знал, что в следующем семестре у него появится новый предмет. И вести его будет доцент Семечкин Степан Степанович!


Рецензии
Первый вариант рассказа

Екатерина Вейнгерова   03.02.2016 02:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.