Создание времени. р. Моше Шапиро

11.10.2015 12:46

Примечание к уроку: устоявшиеся в русском варианте фразы типа «Десятью речениями был создан мир» и «Евреи получили 10 заповедей» содержат в себе определенное искажение понятий, поскольку мир был создан 10 «маамарим» - высказываниями, а на горе Синай евреи слышали 10 «диброт» - речений. В уроке мы решили употреблять русские слова в привычном для большинства читателей смысле.

"В начале, сотворил Вс-сильный…" (Берешит, 1:1)

Сказали мудрецы, что "В начале…" – это тоже [одно из 10] речений.

Мудрецам было очевидно, что в семи днях творения мира должно быть десять речений - десять отдельных, принципиальных актов творения, которые, в свою очередь включают в себя все сотворенное. Как сказано в Сейфер Йецира: «Десять… а не

девять; десять, а не одиннадцать».

Кроме того, есть очевидная параллель между речениями, которыми был сотворен мир, и речениями, данными на скрижалях (об этом еще будет сказано в продолжении урока).

Однако в семи днях Творения мы находим только девять очевидных речений «И сказал Вс-сильный…». Для того, что бы "найти" десятое, и приходит утверждение «"В начале" – тоже речение». По ходу урока будет объяснено, почему первое речение отличается от остальных, следующих за ним. (прим.переводчика)

Пишет Рамбан:

"А теперь услышь простое и ясное объяснение этого стиха! Вс-вышний сотворил все создания из абсолютного "ничто" («ми-айн»), а для обозначения этого процесса нет в святом языке другого слова, кроме ";;;" (сотворил). Это не значит, что все, сущее под солнцем или над ним, сразу произошло из ничего. [В начале, Вс-вышний] создал из полного, абсолютного "ничто" тончайшую основу. Эта основа была неосязаема, но несла в себе способность производить, принимать форму и реализовать заложенный в ней потенциал. Это первая материя, которую греки называли "июли". А после "июли" Вс-вышний уже не творил ничего, а только "формировал" и "делал". Ибо из этой первой материи произвел Он все, придав ей форму и завершенность".

С этим объяснением согласно множество комментаторов.

Отсюда мы учим, что речением "В начале…" все было сотворено в потенциале, что и было сотворением "нечто из ничего" («йеш ми-айн»), а остальные речения, обращенные уже к этому потенциальному творению, реализуют заложенный в нем потенциал и завершают его. В этом смысл слова "действие" (;;;;), означающее "завершение" вещи, как объясняет Раши.

Слова "И сказал Всесильный…" следует понимать, как "обращение", то есть приказ исходной материи; в первом же речении обращаться было еще не к кому, поэтому оно и отличается от последующих. (прим.переводчика)

Очевидно, именно это имели в виду мудрецы, постановив для нас в нескольких местах (в молитвах и благословениях) произносить слова «Вершащий "в начале"», ведь на первый взгляд, надо было бы сказать "Вершащий Творение…", однако, как мы уже объяснили "В начале" - это тоже речение, которым было сотворено все, а остальными речениями было завершено сотворенное первым.

Постараемся углубиться и понять, что это за "потенциал", сотворенный речением "в начале".

Творение - движение от начала к концу

В «Адерет Элиягу»(книга Виленского Гаона) объясняется, что сотворение в начале - это сотворение самого времени.

«Начало» - это начало продолжения, которое должно последовать за ним, а все, что придет за тем, следует за «началом» (ведь единственная в мире вещь не может быть названа «первой» или «началом»). Говорят: «Тело следует за головой». И в этом суть времени – последовательность вещей (событий), продолжающих друг друга. И все, сотворенное далее, уже находится "во времени" и подчинено ему.

Есть здесь особенная глубина. Мы привыкли воспринимать себя как нечто существующее с определенным постоянством, а время - это что-то вроде внешних рамок, ограничивающих наше «постоянное» существование. Время «заставляет» нас забывать или умирать; другими словами, не позволяет нам существовать вне определенных временных рамок. На самом деле, это - заблуждение.

У мира нет истинного существования, ему дано «время». Другими словами, у созданных нет постоянного бытия, у них есть движение (процесс). Или, можно сказать, что у каждого творения есть «начало», которое, неумолимо движется к «концу». То есть само наше существование, это бытие между «началом» и «концом», это выход из начала и движение к концу, а не "бытие" как таковое.

И это, насколько мы можем судить, глубина слова Рамбана, когда он говорит, что речением «В начале» было сотворено все в потенциале. То есть он говорит о возникновении «времени», о том, что возникла сила, стремящаяся реализоваться, движущаяся от «начала» к «концу».
И в этом вся суть Творения. (Очевидно, для того, что бы творение реализовалось на самом деле, необходимы еще явления, как например "место" или осязаемая материя, но главное, что имел в виду Рамбан, это сотворение потенциала, означает сотворение некой точки, обладающей силой стремящейся к реализации).

Переход «йеш ми-айн» (из «ничего» - в нечто).

Человеческий разум не способен ухватить это мгновение - «В начале». Его невозможно понять – мгновение, с которого начинается время. Ведь если время начинается с него, он само не «время». С другой стороны, мы вынуждены признать, что именно с него начинается время. Согласно нашему образу мышления, это явление отрицает самое себя!

Поэтому фундаментом отрицания [бытия Создателя] является «вечность мира» (для тех, кто верит только в постижимое человеческим разумом).
Объясним, почему «начало» должно быть непостижимо нашим разумом.

«Начало» - это переход из ничто в нечто. Нечто, это бытие, которое может быть постигнуто нашим разумом, а ничто - это непостижимое нашим разумом бытие. А поскольку «начало» - это переход от непостижимого бытия к постижимому, очевидно, что этот переход не является частью постижимого бытия, ведь если бы было так, «переход» был бы частью нечто, но «переход» по определению должен включать в себя аспект непостижимого ничто. Другими словами, этот переход частично находится в непостижимом, он начинается в ничто. Поэтому, мы вынуждены признать, что хотя процессы, связанные со временем, постижимы для нас, само возникновение времени, его «соединение» с ничто – непостижимо.

Начало сотворения пространства.

В Талмуде находим (Бава Батра 99:1): «Место, которое занимает ковчег, не имеет физических размеров».

Т.е. ковчег имеет физические размеры, но не занимает места: расстояние от стены Святая Святых до первой стенки ковчега и от второй стенки ковчега до противоположной стены равно расстоянию между стенами.

И мудрому уже понятно, что всякое начало возникновения нечто должно включать в себя связь с ничто. Начало раскрытия [постижимого бытия], кроме сотворения времени, включало в себя и сотворение пространства (или места).

Началом сотворения «места» было место ковчега, как сказано (Псалмы, 50:2): «Из Циона, из совершенной красоты, Вс-сильный появляется». «Появление» – это начало раскрытия, выход из непостижимого бытия в постижимое. Как будто Вс-вышний выходит из сокрытия и раскрывается в Ционе. Это «краеугольный камень», начало «места» этого мира.

Очевидно, что так же, как первое мгновение времени - это еще не «время», так и появление места - это еще не «место». И то, и другое непостижимо нашему разуму в силу того, что соединяют постижимое бытие с непостижимым ничто.

Ноах и ковчег Завета

Ноах поместил в построенном им ковчеге все живые существа, что в принципе невозможно согласно законам природы. Очевидно, что и ковчег Ноаха был «местом», не имеющим размера. После того, как он был построен согласно тем размерам, которые заповедал Вс-вышний, он вместил в себя намного больше.

Это объясняется в книге Зоар (стр. 320) на стих (Берешит 6:18): «И подтвердил Я свой Завет (союз) с тобою, и войди в Ковчег - ты, и сыновья твои…». Зоар обращает внимание на сказанное слово «Завет» и пишет: «Что за Ковчег здесь? – Это ковчег Завета».

Поясним. Сутью потопа было "стирание" творения, как сказано: "И стер все сущее, которое сделал". Другими словами, уничтожение формы творения. Поскольку сами созданные разрушили «форму», форма была стерта и творение вернулось в состояние хаоса.

Как будто Создатель раскаялся в том, что сотворил мир, как сказано: "Пожалел Я, что сделал их", и отменил сделанное.

Когда мир возвращается в исходное, хаотичное состояние, нет спасения согласно законам природы, поэтому спасти Ноаха естественным путем было просто невозможно. Что произошло? Творение получило новое начало - в ковчеге, который построил Ноах. Это тот же самый фундамент, что и ковчег завета, указывающий на возобновление и начало «места» этого мира. "Союз" указывает связь с тем, что находится за пределами постижения, выход из ничто в нечто. А поскольку это новое начало появления мира, оно тоже непостижимо – «небольшое» место вмещает в себя много, что нарушает наши представления о самом понятии «места».

Со времен потопа все люди являются потомками Ноаха, и начало им дал его ковчег, "силой" Ковчега завета. Как сказано в трактате Звахим (116а):

Когда была Израилю дана Тора, голос ее прокатился по всему миру, трепет охватил царей всех народов в их дворцах, и пели они песнь восхваления, как сказано: «И в дворцах своих все воспели славу»; и собрались они все у злодея Билама, и спросили:
- Что это за глас мы слышали? Может быть, снова потоп приходит в мир, как сказано (Псалмы 29:10): «Вс-вышний на потопе сядет…».
А он ответил им:
- (там же) «И сидит Вс-вышний царем навеки» – поклялся Вс-вышний, что больше никогда не будет потопа!
- А что за глас мы слышали?
Ответил им Билам:
- Сокровище есть у Вс-вышнего, которое было спрятано на протяжении 974 поколений до сотворения мира, и теперь он хочет отдать его своим сыновьям, как сказано: «Вс-вышний силу дает народу своему» (там, 11).
И тогда все цари ответили:
- Вс-вышний благословляет народ свой миром!" (там же).

Талмуд объясняет, что этот стих из псалмов - как диалог царей народов с их главным пророком, Биламом. Почувствовав в происходящем что-то подобное потопу, спрашивают цари: «Вс-вышний на потопе сядет?» (другими словами: что, будет снова потоп и не останется ничего в этом мире, кроме одного Создателя?"). Но отвечает им Билам: «И сидит Вс-вышний царем навеки». «Царем» можно назвать только того, у кого есть подданные (народ), а «навеки» - это значит, что Вс-вышний пообещал, что полное уничтожение мира больше не повторится, и для человечества нет уже угрозы исчезновения.

Именно ковчег завета называется «силой», как сказано (Псалмы 132:8): «Ты, и ковчег силы Твоей». Дарование Торы несло в себе одновременно и потоп, и спасение от него. Спасение от потопа - это Ковчег завета, в котором «находится» Тора, в этом ковчеге Вс-вышний дает силу спастись от потопа.

На самом деле, получение Торы, с одной стороны, "подвело черту" под существованием прежних народов, возникших после разрушения Вавилонской башни и не открывших, подобно Аврааму, существования единого Создателя за всем многообразием этого мира, и не принявших Тору. С другой стороны, дарование Торы должно было стать «потом» для всех, кто ее не получил. Ведь дарование Торы несло в себе и великое милосердие - возможность исправления также и для тех, кто не принял ее, как сказано в пророках, что, в конце концов, придут все народы, чтобы восславить Вс-вышнего вместе, что и будет означать конец существованию отдельных народов.

В Сейфер Йецира проводится параллель между тремя понятиями: мир – нефеш (душа) – год. Мы уже объяснили начальную точку года (времени) и мира (пространства). А в душе этой начальной точке соответствует вера; ради веры человек жертвует своей жизнью, хотя в понимании разума не может быть причин, которые могли бы заставить человека пожертвовать жизнью. Что может быть важнее, чем само мое существование? Любое самопожертвование должно быть за пределами понятного нам сознания.

Таким образом, вера - эта исходная точка в душе, находящаяся за пределами сознания. Сознание, начинается после веры, но вера не входит в сознание. «Вера», это значит, что я опираюсь на надежный фундамент и полагаюсь на то, что находится за пределами моей способности осознать, на бытие Создателя. И только благодаря этому возможно самопожертвование.

Таким же образом, возникновение времени и место ковчега, которое не имело размера, не могут быть осознаны нашим разумом. Это может быть принято только верой, которая, сама по себе, есть начальная точка, аналогичная этим понятиям. Заповедь (речение) о вере - это первое из речений («Я, Г-сподь, Всесильный твой…»), и оно соответствует первому из высказываний – "Вначале, сотворил Всесильный…", как и объясняет Рамбам.

Народ Израиля тоже называется "началом" – "Свят Израиль для Вс-вышнего, "начало" плодов Его; всякий, кто ест его, будет обвинен, и зло придет на них" (Ирмиягу 2:3). Этот стих будет применим к нам настолько, насколько мы будем соответствовать «Свят [Израиль] для Вс-вышнего, [они -] "начало" плодов Его…".

То есть настолько, насколько мы будем едины с верой (с тем, что находится за пределами нашей способности рассчитывать и осознавать). Народ Израиля - это утверждение начальной точки «веры», как сказано: "Посвятил Я тебя Себе в вере…" (Ошеа 2:22).


Рецензии