Иван Милосердов, начальник штаба 16 авиабазы

НА ФОТО: Комсомольцы 20-х - 30-х годов Благодарненского района Ставропольского края. 1970 год. г. Благодарный.
На фото Милосердовы Полина и Иван.

***

МИЛОСЕРДОВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ
- ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ БЛАГОДАРНЕНСКОГО РК ВЛКСМ (1931-1933 гг.),
НАЧАЛЬНИК ШТАБА 16 АВИАБАЗЫ ВВС СЕВЕРНОГО ФЛОТА

Милосердов Иван Федорович родился в 1910 году в селе Благодарном. Его родители погибли в гражданскую войну. Иван и две его сестры: Татьяна и Александра воспитывались в Благодарненском детском доме, позднее получившем название «Специализированный детский дом имени Н. К. Крупской».
Организатором детского дома была их старшая сестра – Милосердова Полина Федоровна. 3 марта 1920 года она вступила в первую комсомольскую ячейку села Благодарного, в системе народного образования проработала 34 года, в 60-е годы прошлого века проживала в г. Ставрополе. 28 октября 1968 года она, как ветеран комсомола, участвовала в торжественном пленуме Благодарненского райкома комсомола, посвященном 50-летию ВЛКСМ.
Сироты, воспитанники детского дома учились в Благодарненской школе второй ступени (ныне СОШ № 1), которая выдавала свидетельство о 9-ти летнем образовании с правом преподавания в начальных классах.

Осенью 1924 года Иван вступил в комсомол. В это же время в школе продолжила обучение сирота Евдокия Карабут, которую привез в село Благодарное ее дядя – Середа Георгий Трофимович, назначенный председателем Благодарненского райисполкома. В годы Великой Отечественной войны имя командира 46-го Таманского авиаполка, гвардии подполковника Бершанской (Карабут) Евдокии Давыдовны и ее боевых подруг-летчиц станет известно всей стране, за их выдающиеся подвиги, за большой вклад в разгром фашистских захватчиков.
Иван Милосердов был активным комсомольцем. Участвовал во всех политических кампаниях того времени: организации всеобуча, культурном походе, коллективизации, борьбе с голодом. В 1931 году его избрали секретарем Благодарненского райкома комсомола. В этом же году он вступил в ряды ВКП(б).

В июне 1933 года Ивана Милосердова призвали в Красную Армию, зачислили красноармейцем в 64-й стрелковый полк 22-й дивизии Северо-Кавказского военного округа. С октября 1933 по ноябрь 1936 годов он обучался в Орджоникидзевской пехотной школе.
В дальнейшем вся жизнь Милосердова Ивана Федоровича была посвящена служению Отечеству. Два года командовал курсами в 3-й Военной школе авиационных техников имени В. М. Молотова в городе Молотове (ныне – г. Пермь).

В 1938 году 3-ю ВШАТ передали из Военно-Воздушных Сил РККА в состав Военно-Морского Флота, одновременно переименовав в Молотовское военно-морское авиационно-техническое училище (ВМАТУ) имени В. М. Молотова. Училище специализировалось на подготовке авиационных техников морской авиации ВМФ всех специальностей. В августе 1938 года И. Ф. Милосердов был избран секретарем партийного бюро училища. Затем, с 1939 по 1942 годы в этом же училище командовал ротой. В 1941 году ВМАТУ им. Молотова переименовали в Молотовскую ВАШМ.

В августе 1942 года И. Ф. Милосердов был направлен в действующую армию, назначен начальником штаба 16-й авиабазы Военно-Воздушных сил Северного флота, которая размещалась на аэродроме Ваенга-1 и обслуживала 24-й минно-торпедный авиационный полк (МТАП).

Капитан Милосердов всю войну прослужил на Северном Флоте. Он непосредственно занимался организацией 16-й авиабазы, созданием ее инфраструктуры, подбором личного состава, обеспечивал авиаполк техникой, горючим, боеприпасами, содержал в хорошем состоянии аэродромное хозяйство, взлетно-посадочные полосы.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и массовый героизм лётного состава, Приказом Народного комиссара Военно-морского флота № 190 от 31.05.1943 года 24-й минно-торпедный авиационный полк был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк ВВС ВМФ.

В мае 1943 года И. Ф. Милосердов успешно провел передислокацию авиабазы на аэродром Пумманки, на котором дислоцировались 78-й истребительный авиационный полк и 46-й штурмовой авиационный полк.
И. Ф. Милосердов лично руководил строительством на новом месте базирования складов, размещением личного состава, спецтранспорта. Большое внимание уделял маскировке объектов. В результате чего, при налетах вражеской авиации больших материальных потерь на базе не было допущено.

13 сентября 1943 года от разрыва вражеских авиабомб загорелся продовольственный склад. Капитан Милосердов направил на ликвидацию возгорания группу бойцов и офицеров, сам лично бросился на борьбу с пожаром, показывая пример мужества и отваги, увлекая за собой подчиненных. Склад и военное имущество в нем сохранено на сумму в 1,5 миллиона рублей.

Штаб 16-й авиабазы обеспечивал выполнение огромных объемов разгрузочно-погрузочных и транспортных работ. Работа шла, практически, круглосуточно. В марте 1944 года к причалу Пумманки через сутки подавались баржи с боеприпасами и горючим, которые разгружались форсированными темпами. Капитан Милосердов не уходил с причала до тех пор, пока транспорт не был разгружен, а груз увезен с причала и сдан под охрану.

Капитану Милосердову, чтобы выполнить приказы, приходилось проявлять солдатскую смекалку и находчивость. В мае 1944 года поступил приказ командования перебросить 240 тонн боезапаса с причала «В. Озерко» в Пумманки. Как раз в это время шла напряженная работа по обеспечению активных действий авиагруппы. Лишних автомашин на базе не имелось, заканчивались запасы горючего. Тогда Милосердов обеспечил переброску груза с помощью соседних частей. Так же он поступил и в августе, когда нужно было перевезти личный состав и имущество с аэродрома Зубовка.

Зачастую, после артиллерийских обстрелов и налетов на аэродром Пумманки авиации противника, летное поле приходило в негодность. Так в августе 1944 года на аэродром произвели вынужденную посадку три наших самолета «Киттихаук», большая группа самолетов еще находилась на задании. В это время начался артобстрел аэродрома вражеской артиллерией. Личный состав авиаполка и базы укрылся в щели. На взлетно-посадочной полосе  образовалось более 70-ти воронок от разрывов снарядов. Капитан Милосердов мобилизовал всех военнослужащих на приведение полосы в порядок, лично руководил засыпкой воронок, так как в воздухе находились самолеты, в баках которых горючее было на исходе. Промедление с приземлением самолетов могло оказаться трагичным. С работой справились оперативно, все эскадрильи приземлились благополучно!

18 сентября 1944 года Командующий Северным Флотом, Адмирал Головко Арсений Григорьевич (1906-1962 гг.), по представлению заместителя Командующего ВВС СФ по тылу, полковника Галичия и начальника штаба ВВС СФ, гвардии генерал-майора авиации Преображенского, наградил капитана Милосердова И. Ф. медалью «За боевые заслуги». К этому времени он прослужил в рядах РККА одиннадцать лет.

Капитан Милосердов И. Ф. в период Петсамо-Киркенесской наступательной операции, интенсивных боевых действий по уничтожению противника в Заполярье, исполняя обязанности командира 16-й авиационной базы, успешно руководил отделами и службами базы, четко обеспечивал летные части горючим, боеприпасами, заботливо расквартировывал летно-технический состав, заботился о горячем питании бойцов и командиров, снабжении их всеми видами довольствия. Это позволило летным частям, базирующимся на аэродроме Пумманки, в период с 9 по 18 октября 1944 года произвести 621 самолето-вылет по уничтожению батарей, транспортов и живой силы противника, потопить 24 и повредить 12 вражеских кораблей, уничтожить свыше 1000 солдат и офицеров.

2 ноября 1944 года начальник устройства тыла ВВС Северного Флота, подполковник Тихонович Владимир Матвеевич, за «…образцовое выполнение заданий командования по боевому обеспечению летных частей в их борьбе с немецкими захватчиками», представил капитана Милосердова к награждению орденом «Отечественной войны второй степени». Однако, Приказом Командующего ВВС Северного Флота капитан Милосердов был награжден орденом Красной Звезды.

В ноябре 1944 года командир 16-й авиабазы, майор интендантской службы Абрамович Шай Давыдович и начальник штаба, капитан Милосердов Иван Федорович обеспечили передислокацию 16-й авиабазы на аэродром Луостари в сроки, установленные командованием и без потерь.
В Луостари с аэродрома Роста был переброшен 78-й авиаполк, который во время Печенгской операции потопил 38 плавединиц противника. Авиаполк проводил боевые вылеты одновременно с двух аэродромов: Пумманки и Луостари.
Из Мурманска в Луостари была передислоцирована 17-я аэродромно-техническая рота. 15-я аэродромно-инженерная рота передислоцирована из Пумманки в Ура-Губа, 14-я Авиадивизия – из г. Ваенга на аэродром Ягодник, 18 аэродромно-техническая рота – с острова Кильдин в г. Ваенга.

Железнодорожным и водным транспортом, для обеспечения боевых действия летных частей, в сжатые сроки, перебрасывались тысячи тонн грузов, сотни единиц автотракторной техники, большое количество солдат и офицеров. За 1944 год на аэродром Пумманки доставлено: авиабомб – 684 тонны, снарядов – 200 тысяч штук, патронов – 1,1 млн. штук. За 1944 и 1945 годы летными частями израсходовано 1430 тонн горючего.

23 августа 1945 года Командующий ВВС Северного Флота, генерал-лейтенант авиации Андреев, по представлению командира 16 авиабазы, майора интендантской службы Абрамовича, за успешную работу по организации боевого обслуживания и материально-технического обеспечения летных частей, базировавшихся на передовом аэродроме, наградил капитана Милосердова Иван Федоровича орденом Отечественной войны второй степени.

Вторым орденом Отечественной войны второй степени И. Ф. Милосердов награжден в мирное время, в апреле 1985 года. Его грудь украшали медали: «За Победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.», «За оборону Советского Заполярья», многие юбилейные. В 70-е годы прошлого века И. Ф. Милосердов проживал в г. Пятигорске.

ИСТОЧНИКИ:
Милосердов Иван Федорович, 1910 г. рождения, капитан. Наградные листы. Сайт: Подвиг народа.
Уральский государственный исторический музей. Молотовское военно-морское авиационно-техническое училище (ВМАТУ) имени В.М. Молотова.
Тихонович Владимир Матвеевич, 1904 г. рождения, подполковник. Наградной лист. Сайт: Подвиг народа.
Абрамович Шай Давыдович, 1912 г. рождения, майор и/с. Наградной лист. Сайт: Подвиг народа.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
11 октября 2015 г.


Рецензии
В большей части произведений о ВОВ работа тыловиков уходит в тень. Но, даже на примере Ивана Федоровича явно прослеживается важность этой работы. От голодного, плохо одетого, босого солдата ждать нечего. И самолет без горючки, без надлежащей взлетной полосы не взлетит. Боеприпасы и многое, многое другое.
Прекрасный материал!

Геннадий Захаров   24.03.2016 08:26     Заявить о нарушении