Заветное место

               
Дед Митрофан был заядлым грибником. Много лет он ходил по лесу, принося домой полную корзину отборных грибов. Лес был грибной, и грибов там росло много. Да и местечки заветные у Митрофана в лесу имелись. Вставал Митрофан рано. Ещё туман низко стелился по земле, а он уже шёл по тропинке в лес.
Жил Митрофан один уже несколько лет. Жену свою он схоронил, а дочь жила в городе и приезжала к нему нечасто. Только внука присылала на каникулы. Но внук вырос, поступил в институт, появились у него свои дела и заботы. Так что и внук теперь редко навещал деда.

В свои нечастые приезды дочь уговаривала деда переехать к ней в город.
- Папа, - упрашивала она, - тебе же тяжело одному управляться.  Скоро зима, снова нужно будет печь топить. У нас трёхкомнатная квартира, всем места хватит. А здесь что? Живёшь один, случись что, никто не поможет. И я волнуюсь за тебя. А у меня ты будешь под присмотром.

- В том-то и дело, Аннушка, - вздыхал Митрофан, - здесь я сам себе хозяин, ни перед кем отчитываться не надо, собрался и пошёл. А у тебя что я буду делать? Сидеть целый день и в окошко глядеть? Я в твоём городе со скуки помру!

- Будешь телевизор смотреть, - не сдавалась дочь, - в парке будешь гулять.
- А я и так гуляю, - усмехнулся Митрофан, - по лесу. Лес-то пользительнее будет, чем ваш парк!  Я и погуляю в лесу и грибов наберу. Посолю и угощать всех буду. Самые вкусные солёные грибы у меня получаются! Вся деревня об этом говорит. А ты всё про свой город талдычишь! А мать как же? Она же похоронена на деревенском кладбище. Кто будет за её могилкой ухаживать? Нет, не поеду я!

Так и не смогла дочь уговорить отца поехать к ней в город. И уехала, обещав звонить. А Митрофан, проводив дочь, брал корзинку и отправлялся в лес. Там он постепенно успокаивался, увлечённый поиском грибов и возвращался домой с полной корзиной и в хорошем настроении.
 
Была у Митрофана одна заветная полянка в лесу, где росло много белых грибов. Почти каждый день он наведывался сюда, и всегда там его ждали крепкие боровики с ярко-коричневыми шляпками. Об этой заветной полянке Митрофан никому не рассказывал. Он любил ходить в лес один, крики и ауканья его раздражали. Да и какой хороший грибник расскажет о своих заветных местах?
Но случилось, что довелось ему привести на своё заветное место чужого человека. Было это так...

Ранним августовским утром в дверь тихонько постучали. Митрофан собирался по ягоды, поэтому стук в дверь его не разбудил. Собирать ягоды Митрофан не любил, но иногда хотелось ему к чаю черничного или земляничного варенья отведать. Да и внучок, хоть и вырос, любил сладенькое. Поэтому и собирался Митрофан в лес, хотел ещё заглянуть на свои любимые полянки. Накануне прошёл сильный ливень, и  Митрофан надеялся собрать грибной урожай.
Он накинул куртку и открыл дверь. На пороге стоял юноша с чемоданом.
- Вы не сдаёте комнату? - спросил он.
- Нет, - ответил Митрофан, но увидев как горестно опустились у юноши плечи, заколебался, - на какое время  ты хочешь снять комнату?
- Недели на три. Я обошёл всю деревню, но везде мне отказали. Ваш дом последний...
- Ну что ж, заходи, - со вздохом проговорил Митрофан, - сдам я тебе комнату...
 - Спасибо!- обрадовался юноша. - Не знаю, что бы я делал, если бы и вы отказали...
- Отдыхать приехал или как? - поинтересовался Митрофан.
- Я художник, - юноша аккуратно поставил чемодан у двери, - пишу пейзажи, иногда портреты. Хотите, ваш портрет напишу?
- Может быть, как-нибудь потом. Ты проходи, вот комната. Подходит?
- Конечно! Большое вам спасибо!
- Ты располагайся, а я в лес схожу, за ягодами.
- А можно с вами? - смущённо попросил юноша. - Я так давно не был в лесу.
- Из города? - поинтересовался Митрофан.
- Ага. В детстве у бабушки в деревне жил. Вот она меня в лес и водила. А потом бабуля умерла, и я не стал в деревню ездить.
Митрофан окинул юношу внимательным взглядом. Не будет ничего страшного, если он возьмёт его с собой. Мест-то парень всё равно не знает и найти потом не сможет.
- Ладно, собирайся. Сапоги есть? Если нет, то вон там, в углу стоят. Да прихвати ведро пластмассовое, пригодится.
- Спасибо! Я быстро, - юноша открыл чемодан, вытащил ветровку и натянул дедовы сапоги, - всё, я готов.
- Штанов-то не жалко? - усмехнулся Митрофан, глядя на фирменные джинсы, надетые на парня.
- Не-а, они у меня рабочие, - беспечно ухмыльнулся парень. - Меня зовут Митя. А вас?
- А меня - дед Митрофан, - развеселился старик, - ну что, тёзка, пошли?

Они долго ходили по лесу, задерживаясь на черничных куртинах. Митя с удовольствием помогал старику собирать ягоды. А напоследок, когда корзинка была полна, Митрофан повёл юношу на свою заветную полянку.
Когда старик, раздвинув кусты, которые словно стражи скрывали поляну, Митя ахнул:
- Ничего себе! Я и не знал, что столько много белых может быть в одном месте и сразу!
Митрофан и сам не ожидал увидеть такое количество грибов.
- Слой после дождя вышел, - встал он на краю поляны, любуясь грибами. - Красота-то какая! Даже и срезать не хочется. Так бы и любовался ими. Жалко, что недолговечна эта красота. Пройдёт день, и постареют грибки. Так что, делать нечего, давай-ка собирать.
Они аккуратно срезали ножки белых, стараясь не повредить грибницу, и складывали в ведро.
Домой они шли усталые и довольные. Митя нёс корзину с черникой, а Митрофан бережно прижимал к себе ведро с отборными белыми грибами.

Прошло несколько недель. За это время Митрофан и юноша сдружились, и когда пришло время Мите уезжать, старик был искренне расстроен.
- Прирос я к тебе душой, паря, - говорил он, похлопывая юношу по плечу, - оставайся, поживи ещё немного у старика.
- Не могу, дядя Митрофан, - Митя печально улыбнулся, - отпуск закончился. На работу выходить надо. Мне и самому от вас трудно уехать. Вы мне как родной стали...
- Так оставайся!
- Не могу. Но обещаю, что следующим летом я к вам обязательно приеду. А пока возьмите мой подарок, на память... - и Митя протянул старику небольшую картину.

Митрофан взглянул на картину и замер. На ней была изображена его заветная полянка, усыпанная  множеством белых грибов. Вокруг поляны стоял лес, с кое-где желтеющей листвой, а сквозь листву проглядывало яркое солнце. Митрофан смотрел на картину, и ему казалось, что он находится на своей заветной поляне.
- Митя, как ты всё точно нарисовал, - только и сумел выдохнуть он, - лес-то как живой. Гляжу на картинку, и кажется, мне что на полянке своей я нахожусь. Как же ты так сумел? Ты же был там всего один раз.
- А у меня хорошая зрительная память, - засмеялся Митя, - одного раза хватило. Будете смотреть на картину и меня вспоминать.
 Обнял Митрофан юношу, смахнул непрошеные слёзы.
- Приезжай скорее, сынок. Будем следующей осенью вместе ходить на мою заветную полянку, беленькие собирать.
Попрощались они, и уехал Митя.

Закончился сентябрь, с недолговечным бабьим летом, пролетели октябрь и ноябрь, и наступила зима. Она была снежная, с метелями и морозами, как и положено зиме. Намела зима сугробы, разрисовали морозы узоры на окнах, а в доме у Митрофана тепло, печка топится, дровишки потрескивают. Сидит Митрофан за столом, чаёк потягивает из кружки, да на картину любуется. И кажется ему, что шелестит лес листвой, птички поют, да на шляпках боровиков сверкают капельки росы.

Очнулся Митрофан. Оказывается, он уже стоит рядом с картиной и пристально в неё вглядывается. Привидится же такое! На какой-то миг ему показалось, что он может попасть туда, в картину. На свое заветное место, где всегда будет осенний солнечный денек, и растут его любимые белые грибы. Ну, Митька, ай да художник! Такую картину написал!

Проходили дни, и однажды сильно занемог Митрофан. Закашлял, появилась боль в груди, и температура была высокая.
 Словно почувствовав неладное, позвонила дочь и, примчавшись на следующий день, отвезла отца в больницу. Старик был совсем плох, но прошептал, чтобы дочь захватила и картину. В больнице он попросил, чтобы картину повесили на стену рядом с его кроватью. Дочь выполнила просьбу отца, а сама осталась на ночь в больнице, чтобы приглядеть за ним.
 
Врач, осмотрев старика, покачал головой и вывел женщину в коридор.
- Двусторонняя пневмония. Запущенная. Мы попытаемся его спасти, но... шансов очень мало. Возраст и слабое сердце...
Врач что-то ещё говорил женщине, а она стояла и невидящим взглядом буравила стену. Там, в палате,  её отец боролся за жизнь.
Подошла к концу тревожная ночь и на рассвете Митрофан умер. Он пристально взглянул на картину, глубоко вздохнул и испустил дух. Врач и медсестра с удивлением увидели, что на лице у старика застыла лёгкая улыбка.
После похорон прошло несколько дней и однажды сын женщины, кивнув на картину, привезённую как память о Митрофане из больницы, спросил:
- Мам, ты ничего не замечаешь в этой картине?
- Нет. А что я должна заметить?
- Там, в картине... Это так странно... там дед, он собирает грибы...
- Тебе показалось. Такого просто не может быть!
- А ты приглядись, - упорствовал сын, -  внимательно. И увидишь...

Женщина недоверчиво взглянула на картину и не смогла отвести взгляд. Сначала на картине появилось тёмное пятно, затем оно стало менять очертание и наконец, возникла фигура Митрофана. Он стоял в центре поляны, а рядом с ним была полная корзина белых грибов. Митрофан улыбался.
 
Женщина моргнула и видение смазалось. Когда она вновь взглянула на картину, отца там уже не было.
- Он говорил мне об этой картине, - прошептала женщина, - а я не верила. На этой картине изображена его заветная поляна, он  бредил о ней в больнице.
- Похоже, мечта деда осуществилась, - заметил её сын. - Он будет вечно собирать грибы на своей поляне.
- Пусть его заветное место останется тайной, да и нам будет спокойнее, - сказала женщина и убрала картину в кладовку.


Рецензии
Просто супер! молодец, пиши!

Лев Клиот   12.10.2015 21:54     Заявить о нарушении
Спасибо за высокую оценку моего рассказа.
С уважением,
Светлана.

Светлана Никифорова 2   14.10.2015 23:51   Заявить о нарушении