Горбунка написал Пушкин, потому что...

Потому что это - сказка о нём самом.

   Итак, что у нас получается? Вы возразите: не у нас, а у вас... Хорошо, у меня. У меня получается вот что. Сказку "Конёк-Горбунок" А.С. Пушкин написал о самом себе. Младший сын, который "вовсе был дурак", - это и есть наш поэт. Дурак он потому, что: во-первых, с лицейских лет прославился - то есть, взял Перо Жар-птицы, перо Славы; во-вторых - потому, что слишком увлёкся надеждой на царя Николая Первого. Отец братьев - собирательный персонаж из литераторов старшего поколения: Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина и Вольтера. Пшеничное поле - поле словесности. Так было принято выражаться. "Поле словесности не представляет нам богатой жатвы от времён Иоанна до Годунова", - пишет в своей "Истории" Карамзин. "Кто-то" стал ходить в это поле, когда началась Война 1812 года, горела Москва. Тогда сквозь гарь и копоть явила себя Душа России. Она требовала своего выражения в русской литературе. Этого ещё не бывало. Для этого нужен был Русский Поэт. Поэтами были, например, и братья Пушкины - Сергей и Василий Львовичи, - но для них такая задача была не по силам, - задача познания и выражения Души России. Почему я считаю, что за образами двух старших братьев стоят отец и дядя Александра Сергеевича? Потому, что они были Пушкины, - впервые в этой фамилии появились литераторы. До них были думные бояре, сокольничие, ловчие, воеводы, - но "писак" не было! Первые Пушкины, которые взяли в руки перо - это Сергей и Василий Львовичи. Именно они стали "сеять пшеницу" на поле русской словесности.*  Старший - почему умный детина? Потому что быстро это дело оставил. Женился - и не писал уже больше. Средний - Василий - "так и сяк" - потому что писательство не оставлял всю жизнь, но и в удовольствиях себе не отказывал. Средний был поэт. В основном "у соседки под забором" проходил всю жизнь. Поскольку главный итог его литературного творчества - поэма "Опасный сосед". Младший же и в дозор пошёл, и Кобылицу укротил, и Коней обрёл,  и Горбунка получил. Последнее время взрослые читатели сказки задаются вопросом: от кого Кобылица родила коней - от Ивана, или нет? Думаю, что Иван не зачал этих коней, но тем не менее, без него они бы не родились. Кобылица уже была беременна  - можно сказать, от святого Духа, - или от самой себя. Вся русская история подвела Душу-Кобылицу к этому состоянию. Тут не биология-зоология, и бессмысленно высчитывать срок её беременности. Если б она не встретила Ивана, то не разродилась бы - продолжала быть "брюхатой"- хоть ещё сто лет. Душа - это не тело. Душа может ждать. Она рожает Ивану двух коней золотогривых - способность выразить её - Душу России - как стихами, так и прозой. И гения впридачу - конька-горбунка. Конёк-горбунок - это гений Пушкина. "Поэт и его гений - это разные вещи", - сказал как-то В.С. Непомнящий. Именно так: как Иван-дурак и его Конёк. Слово "конёк" идёт от Лоренса Стерна, из его романа "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена". У Стерна конёк -это - "основная, всепоглощающая, страсть." У Пушкина его гений - это и советчик, и утешитель, и то, что поднимает над всеми жизненными обстоятельствами. Вся беда Ивана в том, что он взял сиявшее в лесной чаще Перо Жар-птицы. Как я уже сказала, перо - это слава, известность. Под конец жизни Пушкин сказал: "Я имею несчастье быть публичным человеком, а это хуже, чем быть публичной женщиной!" Если б не его слава, - то всё было бы благополучно. Писал бы он себе потихоньку, "чистил, холил" своих "коней"  - и был бы счастлив. Перо поставило его в зависимость от царя. Николай Первый буквально "уклал" перо Пушкина в свой "ларец", став его личным цензором, - славу его под контролем держал, - чтобы больше никакие декабристы... И - одновременно - наложил длань на все вдохновенные пушкинские произведения будущие - его Жар-птиц. Что поэт в божественном откровении не словит - всё царю надо тащить, - даже мелкие стихотворения. (Заметьте, что ни в какой больше сказке нет такого множества жар-птиц - "десятков с пять". Это указывает на потенцию Ивана-Пушкина "переимать" их всех. Так же сделал Геракл - но в буквальном смысле - с 50 дочерьми Феспия).
Царь-девица - это так же Душа России - как и Кобылица. Кобылица - стихийная, народная душа, Девица - облагороженная, окультуренная. Начал её окультуривать Пётр Великий. Он в сказке выведен в образе Месяца Месяцовича. Царь-девица - это Заря Заряница, которая, в свою очередь - Богородица, а Богородицей стала Афина Паллада, - как писал ещё С.Аверинцев. С другой стороны, она - ни та, ни другая, ни третья,   - и даже не Наталья Николаевна, сравнение с которой тоже напрашивается. Царь-девица - русский духовный даже скорее,  - чем душевный,  - "Идеал".
    Кит - это государство "Россия", держава, - как "Левиафан" у Т. Гоббса. Государство страдает десять лет. Десять лет - около десяти, восемь с месяцами, - прошло тогда со вступления Николая Первого на престол, которое ознаменовалось выступлением декабристов и последующими репрессиями в отношении них. Про Кита я пишу в отдельной главе, - кто там и что на самом деле пляшет, пашет, шумит; и чего ищут в дубраве девушки. Всё это сотворилось за время правления Николая Первого. Но - и сам царь, и его держава - по мысли автора - "несут беды-мученья" потому, что отступили от политики Просвещения, проложенной Петром Первым - Месяцем Месяцовичем. Заглоченные Китом тридцать кораблей - это флот Петра Первого. Если шире - это политика развития России как культурной державы. И в этом - по мысли автора - было Божье веленье, предназначенье нашей страны. Путь, который указал царь-гигант, который "Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье!" Николай, - царь-самодержец, жандармскими мерами удержания и укрепления собственной власти остановил развитие России. Но в сказке - Иван, а в жизни - А.С. Пушкин, - освободили из чрева Китова флотилию Петра, пустили её по волнам далее, двигнули культурное развитие страны, приблизили её к Просвещению, - независимо от воли действующего правителя. И в сказке-то царь не давал Ивану никакого такого задания - насчёт Кита. Это гений-горбунок за Кита волновался, он и распоряжался всей "операцией".

Продолжение следует.

*"Из него ничего не  будет  путного, если он сам не захочет; потомство не отличит его  от   двух  однофамильцев,..", - пишет  К.Н.Батюшков А.И. Тургеневу 10.09.1818 года. Два однофамильца - это, - насколько я понимаю, - и есть Сергей и Василий Львовичи, братья-стихотворцы.
Продолжение следует.


Рецензии