Урок немецкого языка

         Тяга к  немецкому языку  у меня появилась задолго до учёбы в Дыдымовской восьмилетней школе, и в моём  словесном арсенале имелось несколько выученных слов, услышанных в кино или на улице от ребят, которые уже изучали его в школе.

                Затем количество слов увеличивалось.

        Я даже записывал под диктовку немецкие слова русскими буквами, запоминал, но без знания латинского алфавита и правил, отдельные слова оставались отдельными, из которых невозможно сложить простую фразу.
              Уже в четвёртом классе, проявляя интерес и упорство, выучил название букв и даже мог писать печатными буквами отдельные слова.

           Отдавая дань нашумевшему фильму, запросто мог написать «Fantomas», чем  тогда очень гордился.

              С переходом из начальной хуторской школы в восьмилетнюю, в соседнем хуторе Дыдымовка, началось  изучение нового предмета, немецкого языка.

              А имеющиеся у меня знания облегчили  его изучение.

                От урока к уроку прибавлялись знания, особенно если выполнять задания на дом и выучивать несколько заданных слов.

            Появление и изучение нового предмета в нашем классе начались с явного энтузиазма, а затем,  понимая, что это сложно и требует большого усердия, стало постепенно угасать.

           Задания на дом с годами едва выполнялись, ведь с каждым годом учить язык оказывалось труднее, задания усложнялись.

           Ученики они тоже начинали мыслить и думать, а пригодится ли он потом в  их жизни, и стоит ли на него тратить много времени.

            Но однажды произошёл в классе один поучительный случай,         который продемонстрировал нам Николай, у которого на этот счёт был свой вариант.

          Как быстро и без больших умственных затрат рассказать,  заданное  на дом стихотворение, которое нужно  было выучить наизусть. 

        Стихотворение как нам тогда казалось,  довольно сложное и длинное.

           Коля как чувствовал, что его сегодня обязательно спросят, поэтому был к этому готов.

           Он сидел на последней парте по среднему ряду, слева.

                Школьная доска висела на западной стене.

            Я тоже сидел на последней парте, только у окна в самом углу.

          Когда начался урок немецкого языка, а Людмила Михайловна, выслушала доклад дежурного на немецком, о дне недели, об отсутствующих и порядке в классе, развернула классный журнал.

            В классе наступила полнейшая тишина, даже слышалось жужжание, случайно залетевшей осенней мухи, резко брошенный взгляд учительницы в класс, прижал головы учеников к партам.

            Я хотя и выучил стихотворение, но путался в отдельных словах и строчках, которых было двенадцать, разбитых по четыре вместе.

            Я пригнулся в углу, чтобы случайно не попасть под взгляд учительницы, пульс усилился и зачастил.

             Весь класс выжидал, кто будет первым.

         Людмила Михайловна опустила глаза в классный журнал и по выставленным оценкам определяла, кого нужно спросить, у кого меньше всех было оценок.

          Ученики прекрасно знали, в каком порядке алфавита записаны их фамилии и  с напряжением следили за медленно двигающейся ручкой вниз по журналу.

            Чем ближе к середине продвигалась ручка, тем сильнее стучало моё сердце, а мысли беспорядочно метались в голове, ожидая, неужели сейчас прозвучит моя фамилия.

                Напряжение росло.

                - Мазин!

        Это прозвучало для всех как отбой, временная передышка, расслабиться, похихикать над товарищем, прекрасно зная, что он  не знает стихотворения, потому что не учил.

           Коля приподнялся над партой, правой рукой  вертикально придерживая крышку, изогнулся, левой рукой уцепился за угол верха парты.

             С первыми словами стал раскачиваться и растягивая слова, выдал первую строчку.

             Чем очень удивил не только меня.

       Со стороны смотрелось, что он очень волнуется, раскачивает крышку парты, сам весь в движениях, голова выделывала невероятные движения.

         Но выдаёт строчку за строчкой и главное без ошибок.

              Он, то кланялся над партой, затем распрямлялся, поднимая глаза в потолок, выдавал несколько слов, заваливал голову на бок, снова нагибался и снова выдавал строчку за строчкой.

            Я был удивлён и с интересом смотрел на товарища, и хихикать мне уже не хотелось, стихотворение он выдавливал из себя медленно, но точно по учебнику без единой ошибки.

          Когда Коля закончил рассказывать стихотворение, в классе стояла тишина, все были поражены, не ожидали от него такого.

          Стопроцентная пятёрка, а такому ученику как он, который едва тянул предмет на тройку, пять с плюсом и не меньше.

         Людмила Михайловна внимательно выслушала стихотворение и что - то медлила.

           Пятёрку в журнал и слушаем следующего ученика.

         Не могла она поверить, что Коля может выучить стихотворение, заподозрила не ладное и попросила ученицу, сидящую справа впереди парты Коли посмотреть, а не написано ли на парте стихотворение.

           Валентина повернулась и заглянула на парту, она увидела, что на парте написано стихотворение и попала в двойственное положение, как отличница не могла соврать учительнице, а с другой стороны сдаёт своего одноклассника.

          Мы  советское поколение  ребят того времени воспитанное совсем по другим принципам,  не признающие хитростей и обмана, считали что хорошая оценка получается только за знания.

          Получилось неприятная  сцена, Коля был разоблачён и получил заслуженную двойку.

          Сам же он считал, что во всём виновата Валентина, если бы не она, то у него  всё бы прокатило, и  в журнале стояла бы пятёрка.

            Коля за небольшое время учёбы в нашем классе успел нажить себе недоброжелателей, вот и сегодня пополнился список ещё одним учеником.   

            Весь урок он бурчал, высказывал своё не довольство однокласснице, и надолго затаил обиду на неё.

          Вызови его учительница к доске  и попроси рассказать первые строчки, всё стало бы ясно и ситуация совершенно была бы иной, но с тем же результатом, двойка в журнал.

           Меня одно удивляло, когда он успел накатать на парте стихотворение, заодно только усердие и точное копирование текста, можно смело ставить тройку.

          Товарищ трудился и старался, в ожидании хорошей оценки, но слегка переиграл ситуацию, ни разу не ошибившись.

         Обман раскрылся, оставив неприятное напряжение в классе.


10 окт 2015 г.


Рецензии