Отпевание и подобные эзотерические ритуалы

Отпевание, если оно проведено правильно хорошим Священником — это хороший и важный ритуал.

Отпевание

Так называется заупокойное богослужение, которое совершается над телом умершего. Отпевание проводится один раз.

В прошлом этот обряд приравнивался к таинствам и имел очень большое значение в жизни христиан. Но и сегодня, когда отпевание не относят к таинствам, оно считается очень важным богослужением, необходимым для того, чтобы душа умершего получила успокоение в загробной жизни. Отпевание настолько важно, что его рекомендуют совершать в любом случае, даже если похороны уже состоялись или нет возможности принести тело умершего в церковь (например, если он утонул, сгорел и т. д.).

Отпевание имеет право совершать только православный священник. В противном случае оно считается недействительным. Обряд, как правило, проводится в церкви, но в некоторых случаях разрешается проводить его и за ее пределами.
В некоторых случаях церковь может отказать в отпевании. Так, запрещается отпевать не крещенных (в этом случае советуют родственникам молиться за умершего дома), представителей иной веры или крещенных, но отрекшихся от веры и ведших богоборческую деятельность. Не могут быть отпеты и те, кто в завещании запретил проводить над ними этот обряд.
Ребенок, убитый во чреве или родившийся мертвым, не отпевается.
Запрещается отпевать также и самоубийц. Исключение составляют случаи, когда человек лишил себя жизни, находясь в невменяемом состоянии. Однако в этом случае необходимо представить имеющиеся доказательства и получить разрешение на отпевание. Для этого следует написать прошение на отпевание с подробным указанием причины смерти на имя правящего архиерея.
За пределами храма следует отпевать людей, причиной смерти которых стало инфекционное заболевание. В этом случае также можно провести обряд заочно.
Может проводиться отпевание как одного, так одновременно и нескольких усопших. Также не является нарушением, если во время отпевания одного умершего священник произносит имена других усопших, для которых было заказано заочное отпевание. Не следует протестовать при этом.
Как правило, для отпевания гроб с телом умершего все же доставляют в церковь. Перед тем как внести его, у покойного развязывают руки и ноги. Гроб заносят ногами вперед и ставят перед алтарем головой на запад.
Священник совершает чин отпевания, во время которого родственники и близкие умершего стоят у гроба и держат в руках зажженные свечи. Они тоже должны молиться.
Помимо заупокойных молитв, священник читает разрешительную молитву (это является обязательным элементом отпевания). По этой молитве умершему прощаются клятвы и грехи – те, в которых он каялся на исповеди, и те, о которых умолчал по забывчивости, – после чего листок с текстом молитвы вкладывают в правую руку (это может сделать один из родственников или друзей умершего). Необходимо повторить, что эту молитву над умершим обязательно должен прочитать священник, а не родственники, иначе она не будет иметь никакой силы. Также не имеет никакого значения и листок с молитвой, вложенный в руку умершего, если отпевание не было проведено по всем правилам.
После окончания богослужения родственники и друзья гасят свечи, обходят гроб, прощаются с умершим, просят у него прощения, крестятся, творят поклоны и целуют венчик у него на лбу (его возлагают на лоб при обряжении) и икону, которая лежит у него на груди. Затем икону вынимают из гроба.
Далее тело накрывают покрывалом и священник сыплет на него землю в форме креста со словами «Господня земля и исполнение ее вселенная и вси живущие на ней». Затем гроб закрывают крышкой и больше не открывают.
После отпевания родственникам умершего дают землю, которую нужно крестообразно высыпать на могилу со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Гроб выносят из церкви ногами вперед. В это время поют «Трисвятие».
Иногда икону, вынутую из гроба, оставляют в храме на 40 дней, и только потом ее забирают домой родственники. Однако это не является обязательным правилом, кроме того, икона может быть утеряна, поэтому лучше забрать ее с собой в день отпевания.

Что в идеале включает в себя Отпевание:

Молитвы за искупление грехов умершего человека (чтобы его Душе была оказана помощь в этом).
Обращение к Богу и соответствующие молитвы за уходящую Душу, как представителями Церкви (Священником), так и родственниками умершего. По сути это просьба к Богу благословить Душу, помочь ей очиститься и подняться, как можно выше в духовной иерархии.
Когда Душу отпевают, если это правильно делают — ей от этого, конечно, легче переходить в мир иной. Но это не может оправдать всех совершённых человеком грехов. И если человек по Духовному Закону заслуживает ад — ему никакое отпевание не сможет помочь.

Эзотерические ритуалы заменяющие отпевание
В Буддизме есть ритуал, когда буддистские монахи, войдя в медитацию, сопровождают душу своего умершего брата в высшие миры, таким образом защищая её от воздействий со стороны тёмных сил. Это даёт уходящей душе больше энергии, что позволяет ей быстрее попрощаться с земными привязанностями, страданиями и со всем, что удерживает её возле земли, не давая подняться вверх.

Чем душа чище, чем человек был достойнее в жизни, тем легче ему уходить, поднимаясь в Светлые миры.

На Земле, битва между Добром и Злом идёт за каждую Душу. После смерти эта битва не прекращается. И чем значимее для Бога душа, тем больше разных нападок, искушений и ухищрений применяют Тёмные силы, чтобы забрать эту душу, не дать ей подняться к Творцу, утянув её в тёмные миры.

Чтобы защитить уходящую душу и необходимы эзотерические ритуалы. И ей действительно нужна такая помощь, потому что когда человек умирает, он тратит массу энергии. Большие энергетические силы нужны для того, чтобы покинуть эту жизнь, преодолеть привязанности, не завершённые дела и установившиеся связи с множеством людей, а также тяжесть собственных грехов. По сути смерть человека в этом, физическом теле, есть переход в мир иной, и рождение его в другом, духовном мире. И как новорожденный здесь требует помощи, защиты и поддержки, так и умерший требует помощи и поддержки в том мире, куда он ушел.

Когда несколько человек молятся за уходящую Душу и вкладывают духовную энергию — это безусловно помогает Душе.

Поэтому, конечно, либо хороший ритуал отпевания, либо эзотерическое сопровождение души умершего в мир иной — никогда не помешает.

ОТПЕВАНИЕ.

(Последование погребения).

Свящ. или чтец: Боже, очисти меня грешного и помилуй меня.

Без числа согрешил, прости меня, Господи.

Боже, милостив буди мне грешному.

Свящ: Благословен Бог наш...

Чтец: Аминь.

Если священника нет, то чтец: Молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуйнас. Аминь.

Чтец: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу.

Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровище всех благ и жизни Податель, прииди и вселися в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наши.

Трисвятое.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице.

Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыко, прости беззакония наши; Святый, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня.

Отче наш сущий на Небесах. Да святится Имя Твоё, да придет Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный, дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Свящ: Ибо Твоё есть Царство...

Чтец: Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Псалом 90.

Живущий помощью Всевышнего, под покровом Бога небесного водворится.

Говорит он Господу: «Ты — Заступник мой и Прибежище мое, Бог мой, на Которого я уповаю».

Ибо Он избавит тебя от сети ловца и от злословия.

Плечами Своими защитит тебя, и под крыльями Его, как птенец, будешь в безопасности;

Как оружием, будет охранять тебя истина Его.

Не убоишься страха ночного, стрелы, летящей днём,

Беды, во тьме приходящей, внезапной опасности и беса полуденного.

Падёт слева от тебя тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе ничто не приблизится.

Но ты только очами твоими смотреть будешь и воздаяние грешникам увидишь.

Ибо ты сказал: «Господи, Ты упование мое»; Всевышнего ты избрал прибежищем себе.

Не приступит к тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.

Ибо ангелам Своим заповедает о тебе, охранять тебя на всех путях твоих.

На руках понесут тебя, да никогда не преткнёшься о камень ногою твоею.

На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея.

И сказал Господь: «Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его и покрою его, ибо он познал имя Мое.

Воззовёт ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его;

Долготою дней наполню его, и явлю ему спасение Мое».

Слава, и ныне:  Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

1-я слава.

Хор или чтец: Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим.

1. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

Припев: Аллилуиа. (После каждого стиха).

2. Блаженны изучающие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

3. Ибо не делающие беззакония, путями Его ходят.

Слава, и ныне:

2-я слава.

Хор или чтец: 1. Заповеди Твои.

Припев: Помилуй раба (-у; -ов) Твоего (-ю; -их). (После каждого стиха).

2. Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня и научуся заповедям Твоим.

3. Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо я на слова Твои уповал.

Слава, и ныне:

Ектенья малая (заупокойная). (См. Приложение).

Если нет священника, то чтец: «Заупокойные молитвы для мирян». (См. Приложение).

3-я слава.

Хор или чтец: 1. Имя Твое.

Припев: Помяни, Господи, душу (-и) раба (-ы; -ов) Твоего (-ей; -их). (После каждого стиха).

2. Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь Ты с любящими имя Твое.

3. Стопы мои направи по слову Твоему и да не обладает мною никакое беззаконие.

Заупокойные тропари по непорочных, глас 5-й:

Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим.

Святых лик обрёл источник жизни / и дверь райскую, / да найду и я / путь туда чрез покаяние. / Погибшая овца я есть, / но воззови меня, Спаситель, и спаси меня.

Благословен Ты, Господи...

Агнца Божия, святые проповедовавшие, / и закланные были, как агнцы, / и к жизни нестареющей / и вечной переселившиеся; / Того усердно, мученики, молите, / грехов прощение нам даровати.

Благословен Ты, Господи...

Все, шедшие узким путём прискорбным / и в житии же крест, как бремя взявшие, / за Мною последовавшие верою, / приидите насладитесь почестями, / которые Я приготовил вам, / и венчайтеся небесными венцами.

Благословен Ты, Господи...

Я образ есть неизреченной Твоей славы, / хотя ношу и язвы прегрешений; / умилосердись над Твоим созданием, Владыка, / и очисти его по Твоему человеколюбию; / и возжеланное отечество Ты даруй мне, / рая вновь жителем меня соделывая.

Благословен Ты, Господи...

Когда-то из небытия воззвавший меня, / и образом Твоим Божественным почтивший, / за преступление же заповеди, / опять возвративший меня в землю, из неё же взят я был, / но возведи меня в достоинство подобия Твоего, / восстановив утраченную красоту Твоего образа.

Благословен Ты, Господи...

Упокой, Боже, рабов (-а; -у) Твоих (-его; -ю) / и в раю их (его; её) посели, / где лики святых, Господи, / и праведники сияют, как светила. / Упокой усопших (-его; -ую) раб (-а; -у) Твоих (-его; -ю), / оставляя им(ему; ей) все согрешения.

Слава: Сияющее светом тройственным Единое Божество, / благоговейно воспеваем вопиюще: / свят — Ты, Отче безначальный, / собезначальный Сыне и божественный Дух, / просвети нас, верою Тебе служащих, / и от вечного огня избави.

И ныне: Радуйся, Чистая, Бога плотию родившая для спасения всех, / Ею же род человеческий обрёл спасение, / Тобою да обретём мы рай, / Богородица Чистая, Благословенная.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Ектенья малая (заупокойная). (См. Приложение).

Если нет священника, то чтец: «Заупокойные молитвы для мирян». (См. Приложение).

Седален, глас 5-й:

Упокой, Спаситель наш, / с праведными рабов (-а; -у) Твоих (-его; -ю) / и всели их (его; её) во обители Твои, / как в Писании о том написано, / прощая, ибо Благ, прегрешения их (его; её), / вольные и невольные, / и всё что в ведении и в неведении, Человеколюбче.

Слава, и ныне: От Девы воссиявший миру, Христе Боже, /и сынами света, чрез Неё, нас показавший, помилуй нас.

Псалом 50. (Если служится после богослужения, то можно не читать).

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое.

Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня.

Ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Тебе, Тебе Единому согрешил я и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты праведен в приговорах Твоих победишь, когда Ты будешь судить.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил Истину, неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне.

Окропишь меня иссопом, и очищусь я, омоешь меня, и соделаюсь белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости смиренные.

Отврати лицо Твое от грехов моих и все беззакония мои очисти.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! уста мои отверзи, и уста мои возвестят хвалу Твою.

Ибо, если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы её; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу — дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит.

Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; и да воздвигнутся стены Иерусалимские.

Тогда благоволишь Ты жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Канон.

Песнь 1.

Как по суше пешим прошёл Израиль, / по бездне морской — стопами, / гонителя фараона, / увидя потопляемым, / Богу / победную песнь, / вопил воспевая.

Запевы:

Свящ: Упокой о, Господи, души (-у) усопших (-его; -ей) раб (-а; -ы) Твоих (-его; -ея).

(По желанию можно читать тропари).

Хор: Повторяет то же самое.

Свящ: Слава...

Хор: И ныне…

Песнь 3.

Никто так не свят, / как Ты, Господи Боже мой, / вознесший силу верных Твоих, Блаже, / и утвердивший нас на камени / исповедания Твоего.

Запевы.

Седален. Глас 6.

Воистину всё суета, / жизнь наша — тень и сновидение. / Ибо напрасно суетится всякий житель земли, / как сказано в Писании: / хоть и весь мир приобретём, / но всё равно во гроб переселимся, / где вместе и цари, и нищие. / Но, Христе Боже, / уже преставившихся упокой, / как Человеколюбец.

Слава, и ныне:

Богородичен:

Всесвятая Богородица, / во время жизни моей не остави меня, / человеческому покровительству не довери меня, / но Сама заступи и помилуй меня.

Песнь 4.

Христос — моя сила, / Бог и Господь мой, / с благоговением поёт святая Церковь, взывающи, / от чистого сердца о Господе празднующи.

Запевы.

Песнь 5.

Божиим светом Твоим, Блаже, / души любовию озари, / к Тебе молящихся от ранней зари, / чтобы познали Тебя, Слово Божие, / истинного Бога, / из мрака грехов нас, к Себе призывающаго.

Запевы.

Песнь 6.

Житейское море, / видя волнуемое бурею искушений, / к тихому пристанищу Твоему прибегая, вопию Тебе: / избави от погибели жизнь мою, / Многомилостиве.

Запевы.

Ектенья малая (заупокойная). (См. Приложение).

Если нет священника, то чтец: «Заупокойные молитвы для мирян». (См. Приложение).

Кондак.

Со святыми упокой, / Христе, души раб Твоих там, / где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, / но жизнь бесконечная.

Икос.

Ты сам — Один только бессмертный, / сотворивший и создавший человека; / а мы земные — из земли созданы / и в ту же землю возвратимся; / как повелел Ты, создавший меня и сказавший мне, / что: «Ты земля и в землю возвратишься». / Туда и все мы смертные пойдём, / с надгробными рыданиями / творяще песнь:Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Песнь 7.

Росоносною печь соделал Ангел / для благочестивых юношей, / Божественное же повеление, / халдеев попаляющее, / мучителя заставило вопити: / благословен Ты, Боже, отцов наших.

Запевы.

Песнь 8.

Из пламени росу Ты источил / благочестивым юношам / и жертву праведного водою попалил, / ибо Ты, Христе, / творишь всё так, как хочешь. / Тебя мы превозносим во все века.

Запевы:

Свящ: Благословим Отца и Сына и Святого Духа Господа.

Хор: И ныне…

Диак: Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим.

Хор: Духи и души праведных / восхвалят Тебя, Господи.

Песнь 9.

Бога / невозможно человекам видети, / на Негоже не смеют чины ангельские взирати: / но чрез Тебя же, Всечистая, / явилось человекам Слово воплощенное. / Его величая, / с небесными воинствами, / Тебя ублажаем.

Запевы.

Стихиры (самогласны) св. Иоанна Дамаскина:

Глас 1: Какая житейская сладость не смешана с печалью? / Или чья слава стоит на земле непоколебимо? / Всё здесь — ничтожнее тени; / всё здесь — обманчивее сна; / одно мановение — и всё это смерть похищает. / Но во свете, Христе, лица Твоего / и в наслаждении Твоею красотою, / его же (её же; их же) избрал Ты, упокой, как Человеколюбец.

Глас 2: Увы мне, как тяжко страдает душа разлучаяся с телом! / О, сколько она тогда проливает слёз, / и некому помиловать её! / ко Ангелам очи возводящи, напрасно молится им; / к человекам руки простирает, и нет помогающего. / Посему, возлюбленные братия мои, / помысливши о том, как кратковременна наша жизнь, / преставленному (-ой; -ым) упокоения у Христа просим / и душам нашим великую милость.

Глас 3: Всё то — суета человеческая, / — что с человеком не остаётся по смерти: / не остаётся богатство, / не сопутствует ему слава. / Лишь только пришла смерть, / всё это исчезло. / Посему Христу бессмертному возопиим: / преставленнаго (-ую; -ых) от нас, там упокой, / где всех есть веселящихся жилище.

Глас 4: Куда девалось пристрастие к миру? / Где — мечты о временном? / Где теперь золото и серебро? / Где множество рабов и слава? / Всё это — прах, всё — пепел, всё — только тень. / Но приидите, возопиим бессмертному Царю: / Господи! вечных Твоих благ сподоби преставившегося (-уюся; -ихся) от нас / и упокой его (её; их) в нестареющем блаженстве Твоем.

Глас 5: Вспомнил я пророка вопиюща: / «Я есть земля и пепел», / и потом я всмотрелся в могилы, / и увидел одни обнажённые кости, и сказал: / кто здесь — царь, или воин, / или богатый, или убогий, / или праведник, или грешник? / Но упокой, Господи с праведными раба (-у; -ов) Твоего (-ю; -их).

Глас 6: Началом моим и составом было творческое Твое повеление: / ибо восхотев составить меня живым / из невидимого же и видимого естества / — из земли тело мое Ты создал, / а душу мне дал Божественным Твоим и животворящим дуновением. / Посему, Христе, раба (-у; -ов) Твоего (-ю; -их) / во стране живых и в селениях праведных упокой.

Глас 7: По образу Твоему и подобию / создавший вначале человека, / в раю Ты поставил его / владычествовать над Твоими тварями, / но завистию диавола обольщённый, / он вкусил плода запрещённого / и преступником стал заповедей Твоих. / Потому-то, Господи, Ты осудил его / — опять в землю возвратиться, / из которой он взят был, / и просить у Тебя упокоения.

Глас 8: Я плачу и рыдаю, / когда о смерти помышляю, / и вижу во гробах лежащую, / по образу Божию созданную нашу красоту, / безобразную, бесславную, / не имеющую вида. / О чудесе! / И что за таинство над нами совершилося? / Как это мы предалися тлению? / Как сочеталися со смертью? / Воистину Бога повелением, / как в Писании о том написано, / — подающаго преставившемуся (-ейся; -имся) упокоение.

Блаженны.

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, / когда придешь Ты во Царствие Твое.

Блаженны нищие духом, / ибо тех есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, / ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, / ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, / ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, / ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, / ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, / ибо они сынами Божиими нарекутся.

Блаженны изгнаны правды ради, / ибо тех есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас, / и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтеся и веселитеся, / ибо велика ваша награда на небесах.

Слава, и ныне:

Диак: Внемлем.

Свящ: Мир всем.

Чтец: И духу твоему.

Свящ: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас 6-й: Блажен путь по которому ты пойдёшь сегодня, душа, ибо приготовлено тебе место упокоения.

Хор или 2-й чтец: Блажен путь…

Чтец: К Тебе, Господи, вознёс я душу мою; Боже мой, на Тебя уповал я, да не постыжуся во веки.

Хор или 2-й чтец: Блажен путь…

Чтец: Блажен путь по которому ты пойдёшь сегодня, душа.

Хор или 2-й чтец: Ибо приготовлено тебе место упокоения.

Диак: Премудрость.

Чтец: К Солунянам послания, святого апостола Павла чтение.

Диак: Внемлем.

Чтец: Братия, не хочу оставить вас в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

Свящ: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Диак: Премудрость.

Чтец: Аллилуиа. (Трижды).

Хор или 2-й чтец: Аллилуиа. (Трижды).

Чтец: Блажен его же избрал и принял Ты, Господи.

Хор или 2-й чтец: Аллилуиа. (Трижды).

Свящ: Премудрость, благоговейно стойте. Услышите святое Евангелие. Мир всем.

Хор или чтец: И духу твоему.

Свящ: От Иоанна Святого Евангелия чтение.

Хор или чтец: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Диак: Внемлем.

Свящ: И сказал Господь: истинно, истинно говорю вам, слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам, наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу воли Моея, но воли пославшего Меня Отца.

Хор или чтец: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Свящ: Господу помолимся.

Хор или чтец: Господи, помилуй.

Разрешительная  молитва.

Свящ: Господь наш Иисус Христос, Божественною Своею благодатию, даровал святым Своим ученикам и апостолам власть, чтобы связывать и разрешать грехи человеческие, сказавши им: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся; и если что свяжете и разрешите на земле, то будет связано и разрешено на небесах». Этой же властью, по преемству от них воспринятой нами, да соделает через меня, смиренного, прощённым и это духовное чадо [Имя] от всех грехов его (её), которыми как человек согрешил(-а) перед Богом: словом или делом, или помышлениями и всеми своими чувствами, произвольно или невольно, сознательно или несознательно. Если же под проклятием или отлучением архиерейским или иерейским был(-а), или если под проклятие попал(-а) отца своего или матери своей, или сам(-а) себя проклял(-а), или клятву преступил(-а), или связан(-а) как человек какими-либо другими грехами; но во всех них с сокрушенным сердцем покаялся(-ась), — и от всякой таковой вины и уз, да разрешит его (её).

Если же по немощи человеческой что-либо забыл(-а), то всё это, да простит ему(-ей), ради человеколюбия Своего, молитвами Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых. Аминь.

 Стихиры при последнем целовании умершего. Гл. 2-й.

Хор или чтец: 1. Приидите, последнее целование дадим, братия, умершему(-ей), / благодаряще Бога. / Вот он(она) покинул(-а) своих родственников и спешит в могилу, / не заботяся уже о суетном / и о многострастной плоти. / Где ныне сродники же и друзья? / Вот мы разлучаемся! / О его (её) упокоении Господу помолимся.

2. Какая разлука о братия! / Какой плач! / Какое рыдание в настоящий час! / Приидите, целуйте недавно бывшего(-ую) с нами! / Он (она) отдаётся могиле, / вот камнем покрывается, / во тьму вселяется, / с мёртвыми погребается, / со всеми сродниками и друзьями ныне разлучается. / О его (её) упокоении Господу помолимся.

3. Ныне житейское лукавое разрушается торжество суеты! / Душа оставила свою телесную храмину, / и плоть почернела; / и стала она как разбитый сосуд: / безгласный, бесчувственный, мёртвый и неподвижный. / Его (её) провожая в могилу, / помолимся Господу, / чтобы подал ему (ей) вечное упокоение.

4. Какова наша жизнь есть? / — Воистину она как цветок, как дым и как роса утренняя. / Подойдите к могилам и ясно увидите; / Куда делась телесная красота? / Где юность? / Где очи и стройность тела? / Всё высохло как трава, и всё погибло. / Пойдём ко Христу и припадём к Нему со слезами.

5. Великий плач и рыдание, / великий стон и страдание, / при разлучении души с телом! / Тогда для неё ад и погибель, / — вся кратковременная жизнь, / призрачная тень, обольстительный сон, / безвременно мечтателен труд жития земного. / И потому подальше убежим от всякого мирского греха, / да наследуем Царство Небесное.

6. Видяще предлежащего мертвеца, / подумаем об образе последнего нашего часа. / Вот он (она) отходит как дым от земли. / И как цветок завял, / как скошенная трава саваном покрывается, / и землёю засыпается. / Оставляя его (её) навсегда скрывшимся (-ейся) от нас, / помолимся Христу, чтобы он дал ему (ей) вечное упокоение.

7. Приидите, потомки Адамовы, / увидим на землю поверженного, / подобного нам, и всё благолепие потерявшего, / от гноя и червей в гробу разложившегося, / поглощаемого тьмою и покрываемого землёю. / Его же невидимым оставивши здесь навсегда, / Христу помолимся, / чтобы Он дал ему (ей) вечное упокоение.

8. Когда душа от тела будет насильно исторгнута страшными ангелами, / то забывает всех сродников и друзей, / и печётся о будущем предстоянии на судилище, / и о разрешении от суеты многотрудной плоти. / Тогда Судию умоляюще, все помолимся, / да простит Господь, всё то, что он содеял (она содеяла).

9. Приидите, братия! / — и что увидим мы во гробе! / Пепел и прах, из него же мы созданы. / Куда же мы ныне идём? / И что стало с нами? / Кто же здесь нищий или богач? / Кто господин или кто свободный? / Не все ли тут пеплом стали? / Красота лица сгнила, / и весь цвет юности увял, от дыхания смерти.

10. Воистину в жизни всё суета и тление, / всё — призрак, и всё недостойно славы. / Все мы исчезнем, и все умрём: / цари и князья же, судьи и притеснители, / богатые и убогие, и весь род человеческий. / Когда-то живые, / — теперь во гробы полагаются, / его же (её же) да упокоит Господь, все помолимся.

11. Вот все телесные члены видятся праздными, / а прежде легко приходили в движение, / теперь они все неподвижны, мертвы и бесчувственны. / Очи померкли, связалися ноги, / руки бездействуют, а вместе с ними и слух; / язык запечатан молчанием, / и всё предаётся могиле. / Воистину суета всё человеческое.

12. Спасай надеющихся на Тебя, / Матерь Незаходимого Солнца, Богородительница; / умоли молитвами Твоими Преблагого Бога, / упокоить молимся, ныне преставившегося(-уюся) там, / где упокоеваются души праведных; / Божественных благ наследником (-цею) соделай его (её), Всенепорочная, / в обителях праведных и в память вечную.

Слава: Видяще меня безгласным(-ой) и бездыханным(-ой) пред вами лежащего(-ую), / восплачьте обо мне братия и друзья, сродники же и знакомые; / Вчера я только беседовал(-а) с вами, / и внезапно застал меня страшный час смертный. / Но приидите, все любящие меня, / и целуйте меня последним целованием; / больше уже не увидите и не услышите меня; / к Судии я отхожу, / где нет лицеприятия: / раб и владыка там вместе предстоят, / царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; / каждый от своих дел / прославится или постыдится. / Но прошу всех и молю, / непрестанно молитеся обо мне Христу Богу, / да не буду я низведен(-а) по грехам моим, в место мучения, / но да вселит Он меня туда, / где вечной жизни сияет свет.

И ныне: По молитвам родившей Тебя, Христе, / и Предтечи Твоего, / апостолов, пророков, иерархов, / преподобных и праведных и святых, / усопшего раба Твоего (усопшую рабу Твою) упокой.

Затем, с пением «Святый Боже» (заупокойное), выносится покойник и несётся на кладбище.

На кладбище служится Лития.

Лития.

Трисвятое,… по Отче наш.

Со душами праведников скончавшихся, / души рабов Твоих (душу раба Твоего; рабы Твоей), Спасе, упокой, / сохраняя их (его; её) во блаженной жизни, которая у Тебя, Человеколюбче.

В месте упокоения Твоем, Господи, / где все святые Твои упокоеваются, / упокой и души раб Твоих (душу раба Твоего; рабы Твоей), ибо Ты един, Человеколюбец.

Слава: Ты — Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивший, / Сам и души рабов Твоих (душу раба Твоего; рабы Твоей) упокой.

И ныне: Единая Чистая и Непорочная Дева, Бога без семени родившая, / моли спастися душам (-е) их (его; её).

Ектенья сугубая (заупокойная). (См. Приложение).

Если нет священника, то чтец: «Заупокойные молитвы для мирян». (См. Приложение).



Диак: Премудрость.

Свящ: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Хор: Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов, / девственно Бога Слова родившую, истинную Богородицу Тебя величаем.

Свящ: Слава Тебе, Христе Боже...

Хор: Слава, и ныне:  Господи, помилуй. (Трижды). Благослови.

Свящ. (Отпуст): Живыми и мёртвыми обладающий, воскресший из мёртвых Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, души(-у) от нас преставившихся(-егося, -ейся) рабов(-а,-ы) Своих(-его, -ей)[Имя], в селениях праведных вселит, в недрах Авраама упокоит и с праведными сопричтет, и нас помилует, ибо Благ и Человеколюбец.

Хор: Аминь.

Диак: Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшим(-ему, -ей) рабам(-у, -е) Твоим(-ему, -ей) [Имя] и сотвори им (ему, ей) вечную память.

Хор: Вечная память (Трижды).

Души их во благах Твоих водворятся, / и память о них из рода в род.

Если нет священника, то:

Чтец: Достойно есть...

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды). Господи, благослови.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, воскресший из мертвых, молитвами Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, души(-у) от нас преставившихся(-егося, -ейся) рабов(-а; -ы) Своих(-его; -ей) [Имя], в селениях праведных всели, в недрах Авраама упокой и с праведными сопричти, и нас помилуй, ибо Благ и Человеколюбец. Аминь.

Чтец: Вечная ваша память, достоблаженные и всегда поминаемые отцы, братия и сестры наши.

Хор: Вечная память. (Трижды).

Души их во благах Твоих водворятся, / и память о них из рода в род.



ПАНИХИДА

Свящ. или чтец: Боже, очисти меня грешного и помилуй меня.

Без числа согрешил, прости меня, Господи.

Боже, милостив буди мне грешному.

Свящ: Благословен Бог наш...

Чтец: Аминь.

Если священника нет, то чтец: Молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуйнас. Аминь.

Чтец: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу.

Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровище всех благ и жизни Податель, прииди и вселися в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наши.

Трисвятое.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице.

Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыко, прости беззакония наши; Святый, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня.

Отче наш сущий на Небесах. Да святится Имя Твоё, да придет Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный, дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Свящ: Ибо Твоё есть Царство...

Чтец: Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Псалом 90.

Живущий помощью Всевышнего, под покровом Бога небесного водворится.

Говорит он Господу: «Ты — Заступник мой и Прибежище мое, Бог мой, на Которого я уповаю».

Ибо Он избавит тебя от сети ловца и от злословия.

Плечами Своими защитит тебя, и под крыльями Его, как птенец, будешь в безопасности;

Как оружием, будет охранять тебя истина Его.

Не убоишься страха ночного, стрелы, летящей днём,

Беды, во тьме приходящей, внезапной опасности и беса полуденного.

Падёт слева от тебя тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе ничто не приблизится.

Но ты только очами твоими смотреть будешь и воздаяние грешникам увидишь.

Ибо ты сказал: «Господи, Ты упование мое»; Всевышнего ты избрал прибежищем себе.

Не приступит к тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.

Ибо ангелам Своим заповедает о тебе, охранять тебя на всех путях твоих.

На руках понесут тебя, да никогда не преткнёшься о камень ногою твоею.

На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея.

И сказал Господь: «Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его и покрою его, ибо он познал имя Мое.

Воззовёт ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его;

Долготою дней наполню его, и явлю ему спасение Мое».

Слава, и ныне:  Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Ектенья великая (заупокойная). (См. Приложение).

Если нет священника, то чтец: «Заупокойные молитвы для мирян». (См. Приложение).

Диак. или чтец: Глас 8-й, Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Хор: Аллилуиа. (Трижды). И далее на каждый стих.

Стих 1: Блаженны, их же избрал и принял Ты, Господи.

Стих 2: Память о них из рода в род.

Стих 3: Души их посреди благ Твоих водворятся.

Тропарь, глас 8-й:

С глубочайшей мудростию всё устрояющий / и полезное всем подающий, / Едине Создателю, упокой, Господи, души раб Твоих, / на Тебя упование возложивших, / Творца и Промыслителя и Бога нашего.

Слава, и ныне: В Тебе имеем мы и покров, и пристанище, / и молитвенницу благоприятную к Богу, / Его же родила Ты, Богородица безневестная, / верных спасение.

Заупокойные тропари по непорочных, глас 5-й:

Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим.

Святых лик обрёл источник жизни / и дверь райскую, / да найду и я / путь туда чрез покаяние. / Погибшая овца я есть, / но воззови меня, Спаситель, и спаси меня.

Благословен Ты, Господи...

Агнца Божия, святые проповедовавшие, / и закланные были, как агнцы, / и к жизни нестареющей / и вечной переселившиеся; / Того усердно, мученики, молите, / грехов прощение нам даровати.

Благословен Ты, Господи...

Все, шедшие узким путём прискорбным / и в житии же крест, как бремя взявшие, / за Мною последовавшие верою, / приидите насладитесь почестями, / которые Я приготовил вам, / и венчайтеся небесными венцами.

Благословен Ты, Господи...

Я образ есть неизреченной Твоей славы, / хотя ношу и язвы прегрешений; / умилосердись над Твоим созданием, Владыка, / и очисти его по Твоему человеколюбию; / и возжеланное отечество Ты даруй мне, / рая вновь жителем меня соделывая.

Благословен Ты, Господи...

Когда-то из небытия воззвавший меня, / и образом Твоим Божественным почтивший, / за преступление же заповеди, / опять возвративший меня в землю, из неё же взят я был, / но возведи меня в достоинство подобия Твоего, / восстановив утраченную красоту Твоего образа.

Благословен Ты, Господи...

Упокой, Боже, рабов (-а; -у) Твоих (-его; -ю) / и в раю их (его; её) посели, / где лики святых, Господи, / и праведники сияют, как светила. / Упокой усопших (-его; -ую) раб (-а; -у) Твоих (-его; -ю), / оставляя им(ему; ей) все согрешения.

Слава: Сияющее светом тройственным Единое Божество, / благоговейно воспеваем вопиюще: / свят — Ты, Отче безначальный, / собезначальный Сыне и божественный Дух, / просвети нас, верою Тебе служащих, / и от вечного огня избави.

И ныне: Радуйся, Чистая, Бога плотию родившая для спасения всех, / Ею же род человеческий обрёл спасение, / Тобою да обретём мы рай, / Богородица Чистая, Благословенная.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Ектенья малая (заупокойная). (См. Приложение).

Если нет священника, то чтец: «Заупокойные молитвы для мирян». (См. Приложение).

Седален, глас 5-й:

Упокой, Спаситель наш, / с праведными рабов (-а; -у) Твоих (-его; -ю) / и всели их (его; её) во обители Твои, / как в Писании о том написано, / прощая, ибо Благ, прегрешения их (его; её), / вольные и невольные, / и всё что в ведении и в неведении, Человеколюбче.

Слава, и ныне: От Девы воссиявший миру, Христе Боже, /и сынами света, чрез Неё, нас показавший, помилуй нас.

Псалом 50. (Если служится после богослужения, то можно не читать).

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое.

Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня.

Ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Тебе, Тебе Единому согрешил я и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты праведен в приговорах Твоих победишь, когда Ты будешь судить.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил Истину, неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне.

Окропишь меня иссопом, и очищусь я, омоешь меня, и соделаюсь белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости смиренные.

Отврати лицо Твое от грехов моих и все беззакония мои очисти.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! уста мои отверзи, и уста мои возвестят хвалу Твою.

Ибо, если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы её; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу — дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит.

Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; и да воздвигнутся стены Иерусалимские.

Тогда благоволишь Ты жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Канон.

Песнь 1.

Как по суше пешим прошёл Израиль, / по бездне морской — стопами, / гонителя фараона, / увидя потопляемым, / Богу / победную песнь, / вопил воспевая.

Запевы:

Свящ: Упокой о, Господи, души (-у) усопших (-его; -ей) раб (-а; -ы) Твоих (-его; -ея).

(По желанию можно читать тропари).

Хор: Повторяет то же самое.

Свящ: Слава...

Хор: И ныне…

Песнь 3.

Никто так не свят, / как Ты, Господи Боже мой, / вознесший силу верных Твоих, Блаже, / и утвердивший нас на камени / исповедания Твоего.

Запевы.

Седален. Глас 6-й.

Воистину всё суета, / жизнь наша — тень и сновидение. / Ибо напрасно суетится всякий житель земли, / как сказано в Писании: / хоть и весь мир приобретём, / но всё равно во гроб переселимся, / где вместе и цари, и нищие. / Но, Христе Боже, / уже преставившихся упокой, / как Человеколюбец.

Слава, и ныне:

Богородичен:

Всесвятая Богородица, / во время жизни моей не остави меня, / человеческому покровительству не довери меня, / но Сама заступи и помилуй меня.

Песнь 4.

Христос — моя сила, / Бог и Господь мой, / с благоговением поёт святая Церковь, взывающи, / от чистого сердца о Господе празднующи.

Запевы.

Песнь 5.

Божиим светом Твоим, Блаже, / души любовию озари, / к Тебе молящихся от ранней зари, / чтобы познали Тебя, Слово Божие, / истинного Бога, / из мрака грехов нас, к Себе призывающаго.

Запевы.

Песнь 6.

Житейское море, / видя волнуемое бурею искушений, / к тихому пристанищу Твоему прибегая, вопию Тебе: / избави от погибели жизнь мою, / Многомилостиве.

Запевы.

Ектенья малая (заупокойная). (См. Приложение).

Если нет священника, то чтец: «Заупокойные молитвы для мирян». (См. Приложение).

Кондак.

Со святыми упокой, / Христе, души раб Твоих там, / где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, / но жизнь бесконечная.

Икос.

Ты сам — Один только бессмертный, / сотворивший и создавший человека; / а мы земные — из земли созданы / и в ту же землю возвратимся; / как повелел Ты, создавший меня и сказавший мне, / что: «Ты земля и в землю возвратишься». / Туда и все мы смертные пойдём, / с надгробными рыданиями / творяще песнь:Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Песнь 7.

Росоносною печь соделал Ангел / для благочестивых юношей, / Божественное же повеление, / халдеев попаляющее, / мучителя заставило вопити: / благословен Ты, Боже, отцов наших.

Запевы.

Песнь 8.

Из пламени росу Ты источил / благочестивым юношам / и жертву праведного водою попалил, / ибо Ты, Христе, / творишь всё так, как хочешь. / Тебя мы превозносим во все века.

Запевы:

Свящ: Благословим Отца и Сына и Святого Духа Господа.

Хор: И ныне…

Диак: Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим.

Хор: Духи и души праведных / восхвалят Тебя, Господи.

Песнь 9.

Бога / невозможно человекам видети, / на Негоже не смеют чины ангельские взирати: / но чрез Тебя же, Всечистая, / явилось человекам Слово воплощенное. / Его величая, / с небесными воинствами, / Тебя ублажаем.

Запевы.

ЛИТИЯ

(Если Лития служится отдельно, то начинается как обычно).

Трисвятое,… по Отче наш.

Со душами праведников скончавшихся, / души рабов Твоих (душу раба Твоего; рабы Твоей), Спасе, упокой, / сохраняя их (его; её) во блаженной жизни, которая у Тебя, Человеколюбче.

В месте упокоения Твоем, Господи, / где все святые Твои упокоеваются, / упокой и души раб Твоих (душу раба Твоего; рабы Твоей), ибо Ты един, Человеколюбец.

Слава: Ты — Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивший, / Сам и души рабов Твоих (душу раба Твоего; рабы Твоей) упокой.

И ныне: Единая Чистая и Непорочная Дева, Бога без семени родившая, / моли спастися душам (-е) их (его; её).

Ектенья сугубая (заупокойная). (См. Приложение).

Если нет священника, то чтец: «Заупокойные молитвы для мирян». (См. Приложение).



Диак: Премудрость.

Свящ: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Хор: Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов, / девственно Бога Слова родившую, истинную Богородицу Тебя величаем.

Свящ: Слава Тебе, Христе Боже...

Хор: Слава, и ныне:  Господи, помилуй. (Трижды). Благослови.

Свящ. (Отпуст): Живыми и мёртвыми обладающий, воскресший из мёртвых Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, души(-у) от нас преставившихся(-егося, -ейся) рабов(-а,-ы) Своих(-его, -ей)[Имя], в селениях праведных вселит, в недрах Авраама упокоит и с праведными сопричтет, и нас помилует, ибо Благ и Человеколюбец.

Хор: Аминь.

Диак: Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшим(-ему, -ей) рабам(-у, -е) Твоим(-ему, -ей) [Имя] и сотвори им (ему, ей) вечную память.

Хор: Вечная память (Трижды).

Души их во благах Твоих водворятся, / и память о них из рода в род.

Если нет священника, то:

Чтец: Достойно есть...

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды). Господи, благослови.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, воскресший из мертвых, молитвами Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, души(-у) от нас преставившихся(-егося, -ейся) рабов(-а; -ы) Своих(-его; -ей) [Имя], в селениях праведных всели, в недрах Авраама упокой и с праведными сопричти, и нас помилуй, ибо Благ и Человеколюбец. Аминь.

Чтец: Вечная ваша память, достоблаженные и всегда поминаемые отцы, братия и сестры наши.

Хор: Вечная память. (Трижды).

Души их во благах Твоих водворятся, / и память о них из рода в род.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Ектения великая (заупокойная).

Диак или свящ: 1) В душевном мире, все Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй. [На каждое прошение].

2) О ниспослании свыше мира, и о спасении душ наших, Господу помолимся.

3) Об оставлении согрешений во блаженной памяти преставившихся, Господу помолимся.

4) О всегда поминаемых (-ом; -ой) рабах (-е) Божиих (-ем; -ей) [Имя] и о даровании им (ему, ей) покоя, тишины и блаженной памяти, Господу помолимся.

5) О прощении всякого прегрешения их, вольного же и невольного, Господу помолимся.

6) О неосужденном предстоянии у страшного престола Господа славы, Господу помолимся.

7) О плачущих и скорбящих, ожидающих Христова утешения, Господу помолимся.

8) Об избавлении их от всякой болезни, печали и воздыхания и о вселении их там, где сияет свет лица Божия, Господу помолимся.

9) О да вселит Господь Бог наш души их в месте светлом, в месте изобильном, в месте покойном; там, где все праведные пребывают, Господу помолимся.

10) О вселении их в недрах Авраама, Исаака и Иакова, Господу помолимся.

11) Чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

12) Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

13) Милости Божией, Царства Небесного и оставления грехов испросивши им, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Свящ: Ибо Ты есть воскресение и жизнь, и покой усопших (-его; -ей) рабов (-а; -ы) Твоих (-его, -ей) [Имя], Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Ектения малая (заупокойная).

Диак или свящ: 1) Снова и снова, в душевном мире, все Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй. [На каждое прошение].

2) Еще молимся о упокоении душ (-и) усопших (-его; -ей) рабов (-а; -ы) Божиих (-я; ей) [Имя] и чтобы простилися им (ему, ей) все прегрешения их (его, её), вольные же и невольные.

3) Яко да Господь Бог вселит души (-у) их (его, её), где все праведные упокоеваются.

4) Еще молимся, если возможно помиловати души (-у) усопших (-его; -ей) рабов (-а; -ы) [Имя] и не вменити молитвы нам сей во грех, но да будет воля Твоя, услыши нас, Господи, Тебе молимся. [Читается по необходимости].

5) Милости Божией, Царства небесного и оставления грехов их (его, её) у Христа, Бессмертного Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Подай, Господи.

6) Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник молитву: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший; Сам, Господи, упокой души (у) усопших (-его; -ей) раб (-а; -ы) Твоих (-его; -ей) [Имя] в месте светлом, в месте изобильном, в месте покойном, где нет болезни, печали и воздыхания. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом, или помышлением, как Благий и Человеколюбивый Бог, прости, ибо нет человека который поживёт и не согрешит, но Ты — один только без греха, правда Твоя — правда вовеки и слово Твое — истина.

И возглас: Ибо Ты есть воскресение и жизнь, и покой усопших (-его; -ей) раб (-а; -ы) Твоих (-его; -ей) [Имя], Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Ектения сугубая (заупокойная).

Диак или свящ: 1) Помилуй нас Боже, по великой милости Твоей, Тебе молимся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды). [На каждое прошение].

2) Еще молимся о упокоении душ (-и) усопших (-его; -ей) рабов (-а; -ы) Божиих (-я; ей) [Имя] и чтобы простилися им (ему, ей) все прегрешения их (его, её), вольные же и невольные.

3) Яко да Господь Бог вселит души (-у) их (его, её), где все праведные упокоеваются.

4) Еще молимся, если возможно помиловати души (-у) усопших (-его; -ей) рабов (-а; -ы) [Имя] и не вменити молитвы нам сей во грех, но да будет воля Твоя, услыши нас, Господи, Тебе молимся. [Читается по необходимости].

5) Милости Божией, Царства небесного и оставления грехов их (его, её) у Христа, Бессмертного Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Подай, Господи.

6) Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник молитву: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший; Сам, Господи, упокой души (у) усопших (-его; -ей) раб (-а; -ы) Твоих (-его; -ей) [Имя] в месте светлом, в месте изобильном, в месте покойном, где нет болезни, печали и воздыхания. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом, или помышлением, как Благий и Человеколюбивый Бог, прости, ибо нет человека который поживёт и не согрешит, но Ты — один только без греха, правда Твоя — правда вовеки и слово Твое — истина.

И возглас: Ибо Ты есть воскресение и жизнь, и покой усопших (-его; -ей) раб (-а; -ы) Твоих (-его; -ей) [Имя], Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.



Заупокойные молитвы для мирян.

Молитва: «В правой вере и надежде скончавшихся».

Помяни, Господи Боже наш, в правой вере и надежде на жизнь вечную, преставившихся (-егося; -ейся) рабов(-а; -ы) Твоих (-его; -ей), братий и сестёр наших (брата нашего; сестры нашей) [Имя], и как Благий и Человеколюбивый, прощающий грехи и истребляющий неправды; ослаби, остави и прости все согрешения их (его; её) вольные и невольные; избави их (его; её) от вечной муки и огня геенскаго и даруй им (ему; ей)причастие и наслаждение вечными Твоими благами, которые уготовал Ты для любящих Тебя: ибо хотя и согрешили (-а) они (он; она), но не отступили (-а) от Тебя, и несомненно во Отца и Сына и Святого Духа, Бога, Тебя в Троице славимаго, веровали (-а), и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, истинно–православно, даже до последнего своего вздоха, исповедовали (-а). И потому, милостив к ним (нему; ней)буди и веру в Тебя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, как Щедрый, упокой: ибо нет человека, который поживёт и не согрешит. Но Ты — один только без греха, и правда Твоя — правда во веки, и Ты — один Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва: «Если возможно, помяни...».

Услыши нас Господи, Тебе молящихся; если возможно помяни и помилуй души усопших рабов [Имя]; пред Тобою мы припадаем, со смирением и покорной преданностью взывая; и как Тебе угодно, так и сотвори, да будет воля Твоя, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.


Рецензии