Искусство от Средневековья до Ренессанса

Средневековое искусство

История искусства подразумевает широкий экскурс в разделы визуального и прочих областей искусств Западной истории, начиная с 1100 года по настоящее время. Она делится на три части, каждая из которых включает предпосылки и концепцию искусства в определенный исторический период.
Первая часть «От Средневековья до Ренессанса» исследует различные формы, функции и направления искусства до 1600 года.

Начнем с выяснения возникновения и упадка искусства во времена Крестовых походов до времен Реформации. В фокусе изучения будет искусство христианского мира эпохи Средневековья и Возрождения, но это не означает, что Европа была в этот период изолирована. Период характеризуется медленным разложением основ христианства в Святой земле, окончательно освобожденной в 1291 году, и падения греко-византийского мира вплоть до Константинополя под империей Османов в 1453. Кстати, Колумб совершил свое путешествие, открывшее Новый Свет в 1492 году. Средневековый христианский мир не мог быть обойден этим соседством. Торговля, дипломатия и завоевания связали Христианство с остальным миром, что в свою очередь отразилось на искусстве. Роскошь восточных производств искусно отражена в работах Симона Мартини (1284-1344), и картинах из перьев (плюмерий), сделанных в Мексике (государство Майа Шукальнах, столица Бонампака, где отлавливали птиц и использовали их перья в культовых целях), и сохранившихся в европейских коллекциях, - это только два примера.
Следует отметить, что период Средневековья и Возрождения не являются церковно-приходским, а также его деятели в области искусства. Любые выводы о том, что бедный средневековый приверженец прекрасного мог рассчитывать на покровительство за пределами его непосредственного окружения, должны быть развеяны. Однако художники и, соответственно, их меценаты были хорошо осведомлены о всех культурных событиях в других странах. Артисты путешествовали за пределами и внутри страны и, если повезет, между континентами. Такая мобильность их была осуществима благодаря взаимодействию сети мелких европейских королевских дворов также, как в свое время оно послужило быстрому распространению веяний Возрождения в Италии. Философская и теологическая мысль, взаимодействуя в рамках всей Европы, обогащенная античностью и религиозными мотивами, хотя и с региональными вариациями в форме протестантства и католицизма, создала пан-европейский феномен.

Искусство и живопись

Латинское слово «искусство» подразумевало мастерство, оно не означало живопись в сегодняшнем понимании, но ремесленный продукт действительно высочайшего качества, при создании которого использовались усовершенствованные технологии, будь то ткачество гобеленов, вышивка или ювелирное дело. Письменные источники этого времени, поясняющие суть искусства Средневековья, довольно редки, особенно в Северной Европе, но их уже гораздо больше в эпоху Возрождения. Они преподносят странный сюрприз. В 1504 году нидерландский писатель Жан Лемэр родом из Бельгии написал стихотворение своей патронессе Маргарите Австрийской, сестре короля Нидерландов, в котором перечислил всех известных художников того времени, к ним он присовокупил стеклодувов, граверов, дизайнеров по гобеленам и ювелиров. Джорджио Вазари, 1511-74, биограф итальянских художников, в своей книге «Жития художников, скульпторов и архитекторов» (первое издание 1550 г. и с изменениями 1568 г.), что архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446) был первоначально учеником ювелира "а в конце, он, возможно, изучил дизайн» (Вазари, 1996 [1568], т. 1, стр. 326). По словам Вазари, несколько других художников итальянского Возрождения, как предполагается, сначала получили обучение в качестве ювелиров, в том числе скульпторы Гиберти (1378-1455) и Верроккьо (1435-88), и художники Боттичелли (1445-1510) и Гирландайо (1448 / 49-94). Конструктивные навыки, необходимые для работы ювелиров, очевидно, были хорошей основой для дальнейшего творческого успеха. Эти свидетельства ставят под вопрос актуальность научного разделения искусства и ремесла в Средневековье, а также позволяет исключить ювелиров из области ремесла.

Визуальная культура Средневековья и Возрождения

Термин «визуальная культура» используется еще и по той причине, что проще подойти к феномену со стороны названия, чем функционального назначения. Включая различные виды искусства в область определения «визуальная культура», мы ориентировались на их соотношение с представительством во властных кругах, а также с их важностью для общества в целом. До 1500 года искусство - не означало хранение ценностей живописи и скульптуры в галереях, это было живое воздействие его убедительной культурной и эмоциональной силы в проявлении самобытности институтов церкви, правителя, города или частного лица.


Рецензии