Батый и ярослав извлечение из романа селение горын

ЮРИЙ ТУПИКИН
Батый и Ярослав
      
 Все ребята, кружившие вокруг Князя, любили свои Горыни. Они знали историю селения и сопоставляли её с историей России. Они любили и Россию, и её историю, но были строптивыми противниками исказителей своей Отчины. Так они называли Отчизну. Для подтверждения фактов истории, у них было множество собственных фактов. Уж не яркое ли событие в жизни Горыней связано с посещением их селения великим князем Ярославом Вторым Всеволодовичем. Но прежде рассказа о самой встрече, следует удивиться всем россиянам. Как следует из летописи Горыней, два с половиной века монголо-татарского ига были золотой эпохой горыничей. После разгрома Батыем и царевичами чингизидами в 1236 году Булгарии, многие волжско-камские и угро-финские народы Среднего Поволжья и Прикамья мигрировали в безопасную Восточно-Европейскую равнину. Последняя с 12 века входила в состав новгородских владений. С 13 века за обладание этими землями стало соперничать Владимиро-Суздальское княжество. Но зависимость Юго-Восточного русского края от Великого Новгорода и Владимира была слабой, она ограничивалась торговлей и изъятием налогов стрелковым оружием. До этого края не дошли тысячи конников Батыя, и он ни под каким соусом не стал улусом монголов. Зато войска Батыя вошли в прямую зависимость от этого края, главным образом от Горыней. Об этом история умалчивает, или не знает. Горыни, сколько помнят себя, производили луки, стрелы и принадлежности к ним. Они торговали ими, и от этой торговли был немалый доход. Эффект был от навыков владения этим оружием самих горыничей. Когда началось иго, потребность в этом виде оружия обрела несравнимые масштабы. Началось с того, что отдельные отряды царевичей сразу после Булгарии (а не после Калки) проникли далеко на северо-восток Руси, куда до сего времени не ступало копыто монгольской лошади. Слух о золотых богах неведомого селения Горыней волновал монголов так же, как и всех купцов и разбойников всего мира. Подъехав к Рядам, они убедились в недоступности селения, но увидели в свободной продаже луки со стрелами. В тот же час товар был раскуплен. Не разбойно отнят, а раскуплен. Царевич, не проникая в селение, тотчас заключил договор с представителем Внука на закупку тысячи комплектов луков по цене, вдвое превосходящей новгородские и владимирские цены. Снеслись с Внуком. Внук согласился, и ударили по рукам. С этого и началось золотое время Горыней. В 37 и в 38 годах тринадцатого века убивали рязанцев, владимирцев, торжоковцев, козельчан и других русичей, а горыничи преуспевали в невиданном темпе торговли своим товаром. До этого времени в Горынях существовали 15 мастерских по производству лучного оружия. С началом ига (1223) возник завод по производству подков и ковальных гвоздей и лучный завод, без прекращения деятельности мастерских. В каждом дворе тоже сучили жилы, строгали берёзу и можжевельник, выпаривали кишки животных и делали то же самое, что и в мастерских и на заводе. Шла,  как централизованная торговля, так и частная. То есть приезжали ханские закупщики, столько же монголы, сколько и русские, забирали товар и платили большие деньги. Одна стрела с наконечником стоила два золотника. А лук с тулом в 20 стрел стоил, кошмар, два фунта золота и конь, не всегда молодой. Не хочешь коня, бери третий фунт золота. Очень дорого. Но вещь того стоила. До сих пор гордятся находкой 1953 года, состоящей из откопанной половины «новгородского» лука.  Подобные луки, получившие название сложных русских луков, Горыни делали ещё до рождения Иисуса Христа и ещё ранее. В Новгород, как и во Владимир, они попадали торговым путём из Горыней, а оттуда по всему свету. Они и поныне в продаже Горыней и каждый может купить их в Рядах по 1000 евро за лук без комплекта… При этом новенькие древки стрел всех видов и типов здесь на виду, а не в археологических раскопках. Но это стиль России, тут ничего не поделаешь. Русские луки ищут в раскопах, а идущие с конвейера русские луки не считаются русскими. Во времена ига частной торговле предавались только зимой. Летом пахали, сеяли, убирали. Не обработанное поле отбиралось в резерв Совета селения. Тут не поленишься. Да и как лениться, когда муку, зерно, просо и овёс даже везти не надо, они забирались по хорошей цене монгольскими заготовителями на месте, то есть в Рядах. От Горыней до Сарая 4000 с лишним вёрст и это не смущало. По местным рекам до Итиля и Ярославля, а потом успевай править плотом вплоть до столицы Золотой Орды. В верховьях Итиля трудились многие крестьяне, обращённые в полурабов. Они плотили плоты. Сюда и свозили товар. Отсюда и отвозили в ставку. В зимнее время всё мужское население грузило обозы своих родов и тем же путём, по льду рек везли товар лошадьми туда же. Везли как боевые, так и простые детские луки, как в комплектах, так и в деталях. Детские луки расходились мгновенно, так как науке воинов учили с детства. Детали – это замучишься перечислять: сухожилия, берёзовые и можжевельные планки, концовые накладки с вырезом для тетивы, боковые накладки рукояти, нижние накладки рукояти с внутренней стороны лука, узлы соединений концов и сухожилий и костяных накладок, обмотки сухожильных нитей, концевые накладки сложных луков, кожаные футлярные тулы для стрел, налучье («налушники») для луков, кожаные налучники с деревянным каркасом, предохранительные щитки  для запястья левой руки, кольца для предохранения указательного пальца при натяжении тетивы, древки стрел, оперения стрел, наконечники стрел всех видов, наконец, тетивы всякого рода и вида. И это не всё из лучного снаряжения. И каждая деталь – 1-2 золотника… И это не всё. Русско-монгольские лошади нуждались в подковах и ковальных гвоздях не меньше, чем в фураже. За лето коней перековывали не менее трёх раз. А коней было много. И у каждого ноги… Воины брали в запас и подковы и гвозди. Одна подкова –2 золотника, два гвоздя – один золотник… А куда девать воинам награбленное золото и серебро? На луки, уздечки, подковы, фураж, седло, сало… Записан эпизод ограбления Купцов конниками Батыя. Купцы пожаловались самому хану и назвали командира сотни. Хан спросил, сколько стоит ущерб – Купцы ответили. Хан приказал ограбившей сотне рассчитаться с Купцами. Баты, улыбаясь следил, как его славные воины выворачивают свои поясные сохранны и отдают их Купцам. Случай указывает на то, что торговлю всячески поощряли и Купцов берегли сами воины. Вот что стоило иго для Горыней, в целом, и для горыничей, в частности. И вот что значит иметь свои летописи истории. Горыничи огрузли от золота и серебра. Нрав их изменился в сторону похоти. Они много знали и много хотели. Они много гордились и много хвалились. Что они живут сто лет. Что у них Храм Богов, исцеляющий от всех болезней… В это время Горынями правил Внук Простой. Это рекло дали якобы недотёпе Внуку заевшиеся Купцы за его ограничения горыничей в алчности. Наступил 6753 (1245) год. В Горынях ажиотировала подготовка к Выборам 1251 года. И вдруг в конце весны в Горыни явились важные гости. Столь важные гости, что даже Внук оторопел. Не бесермены налог яви брать – великий хан и великий князь в яви были гостями. В то время в Горынях было брать с чего. Два завода, кузниц полтора десятка, столько же лучных мест, мельница, 300 тягловых дворов, Ряды, пашни, сох много… Но у гостей были свои причины. Наше удивление в том, где; Новгород и Владимир, где; Сарай, а где; Горыни. Сопоставить по карте, не сосчитаешь ни вёрст, ни километров. Народ тоже думал, дивясь чуду. Сходились и сбегались посмотреть на одни наряды великого хана, да на князя великого, правящего то в Киеве, то в Новгороде, то во Владимире, то в других ключевых городах – любо да дорого. Это мы сейчас не знаем своих бывших членов Политбюро, министров Ельцина и членов Думы, губернаторов, а тогда от одних купцов было информации больше, чем от сегодняшнего радио и телевидения. Многие купцы знали верховных вельмож по их живым ликам. Встречать важных гостей стеклись всем народом Горыней. Как всегда, на Площадь Богов и Героев. Внук моргнул главе Совета, тот поднял ладони рук, не поднимая рук, и опустил их – понял, исполним. И утёк, дело делати. Народ медленно проходил мимо Внука, царя Руси Бату и великого князя Ярослава и чтиво кланялся, кланялся в пояс и ниже. Внук представил гостям весь состав совета старейшин. И старейшины кланялись. Наконец, все в толпе успокоились, и великий князь начал вопрошать Внука:
 - Прави гласы о Храми твое? Прави гласы о жизни многое, богами даруемы? – цитируем записи Книг памяти селения. На этот вопрос Внук Простой отвечал:
 - Прави гласы о Храми русов. Прави гласы о жизни многое людям, живущим правию, богами даруемы… - Последовал диалог, хотя и короткий в записи.
 - Как ведати, правое сердце и правые мысли у гостей твое? – Как бы ответили мы, не знаемо, а Внук, по записи ответил так:
 - Ведают боги, боги и рекоши.
 - Да ведают, да рекоши! – повелел князь после этого. И Внук повёл важных гостей в Храм Богов. Гости обошли пустой Храм, не приметив особенного, состояния тишины особой, звенящей в Храме. Их впечатлили более всего гольные золотом боги. Стояли, трогали руками, цокали губами. Да вдруг душа хана не выдержала и он молодецки, не то, что много спустя Никола Тесла с подставки, сам вскочил на круп вздыбленного коня и пополз к его гриве. Шаровая молния вдруг потухла, все ахнули, а она опять засветилась. К чему бы? Гостей интересовало тоже, к чему? Никто не взялся ответить.
 - Что боги рекоши? – спрашивал князь после того, как хан Бату спустился оземь. Внук отвечал:
 - Боги рекоши, клоня гостям в ум. Кто домой идоша, бо десять ле;тий с честию великою емлют. Кто плану идоша, бо десять летий без девяти горестно емлют. В пути у царя голова лишняя, у князя живот лишний бу тоже. Не изыначивайте вину, вина в вашем пути. Так боги рекоши.
Гости сумрачно переглянулись, потом засмеялись.
- Как было бы, коли не было бы? – многоумно спросил князь.
- Коли не было бы, были бы мы, - упростил многоумие Внук
- Как бы, коли не бы? – добивался какой-то своей истины князь.
- Коли не бы, останемся мы, - продолжал утверждать Внук. Поняли или нет, но все засмеялись.
 - Боги  всегда здателем деланы с камня, с серебра, с золота. Откуда боги ведают, егда ум в голове человецисия? – неожиданно на русском языке философски заговорил монголо-татарский и русский царь. Так записано.
 - Голова человецисия дана для внимания гласа богов и живота человецисия… - видимо, не менее философски ответствовал Внук. Хан Баты качал головой, соглашаясь. Так записано.
В это время глава Совета селения, именем Иван Дорофеевич, с помощниками привели двух коней, чисто белого и пего белого, с серыми яблоками по бокам. Кони были царственно убраны и под седлом. Коней вели прекрасные русые юноши. Один был ненаследный внук Юрий, другой был наследный внук соперничающего рода – Перунь. Они остановились в неведении – кому, какого коня дарить. По наитию поступил Юрий.
- Во имя предков! -  и белого коня подвёл царю Баты.
- Во имя предков! – и пегого белого с яблоками коня Перунь подвёл великому князю. Расписные уздечки с серебряными удилами приняли в белые руки оба гостя. Тогда юноши помогли завести коней лицом к публике и сами стояли о руку с ханом и князем, меж ними. Прекрасные русотолстокосые де;вицы поднесли дары гостям. Их было две, Рося и Еля.
- Во имя предков! - девица Рося поднесла дары великому хану и сочла с подарка:  - Боевой саадак великому хану Баты от люди. Колчан со стрелы и налучье кожаны, писаны серебром и златом на одном ремне царю Баты от люди. – И Рося смело стала опоясывать хана ремнём, инкрустированным золотыми бляшками, по его царскому животу. Хан щерился от величайшего удовольствия.
- Во имя предков! - девица Еля поднесла дары князю и тоже сочла с них же:  - Боевой русский лук великому князю Ярославу от люди. В кожаны налучье и в кожаны тули со стрелами, писаны златом и серебром на одном ремне великому князю Ярославу от люди.  – И Еля не менее смело, чем первая девица Рося, стала опоясывать князя ремнём с золотыми бляшками. И князь расплывался в счастье. После этого гости сели на дареных коней и объехали Площадь богов, кланяясь народу, в свою очередь.
Откуда что ни возьмись, глава Совета с помощниками уже ставил столы на Площади, несли сурицу и зажаренных на костре баранов и многие иные яства, пригодные встречам царственных лиц. Пир бысть великий, подстать гостям великим.
 - Во имя прекрасного!
Пели русские и монгольские песни. Женщины и девицы показывали гостям русские и монгольские танцы. Царь и князь дивились и говорили, что они нигде не видели такого красивого радушия. К вечеру гостей проводили. Верстах в десяти, на месте, где возникнут позднее волостные Онучи, было другое село, там стояли сотни царя и князя. Они удалились. Какое впечатление произвела на них Аллея Внуков (они по какой приехали, по той и уехали), не ведомо. От себя не прибавим
Почему же Внук Ярислав обрёл рекло Простой? После отъезда знатных гостей некоторые умники распространили особое мнение, что будто бы поганых гостей следовало не встречать по-царски, а хватать в пояса да в кутузу! И войне бы пришёл конец, и игу татар и монголов тоже пришёл бы конец. А Горыни вошли бы в историю подвигом пленения самого незаконного царя и двурушного великого князя Руси. И великим выкупом за них после прекращения ига тоже прославились бы. А наш, дескать, простой Внук опростоволосился, только и знает, что встречать и кланяться встречным и поперечным. Да обирать купцов по их возвращению с извозу неправедной третиной…
 Это была клевета вгрязших купцов. Поднять руку на царей Внуку? Ярислав был сам малый царь, поэтому не текла кровь в сторону убийства или пленения царственных лиц у Горыни. Пусть они сами меж собой пря, а боги видят и судят их по заслугам. Хан дан промыслом Бога, церковь велит молиться о здравии хана, как о царе русском. Внук Ярислав Простой вычеркнул всех застрельщиков-алатырцев из списка претендентов на Выборы к 1251 году, и немедленно отселил их из Горыней с конфискацией имущества рода. И возле горюч-камня Алатырь возник другой камень, похожий круглостью и величиной, как счёт беспорядков или восстаний в Горынях, не считая первого, что на Площади всех Богов. Как он возник, в Книгах памяти тоже записано, без шаровой молнии Перуна тут снова не обошлось. С тех пор выходило, что в Горынях не два, а три горючих Алатыря, лениво напоминающих о себе смыслом своих символов. Возле Алатырей у речки выросла кедровая роща, священное место Горыней. Много прощальных слёз пролито у камней. Плакали в основном отселенцы. В других местах этого края кедры не произрастали. Дома отселенцев бережно сохранялись резервом для возвращенцев, среди которых опять были потомки Купцов… После этого горыничи приутихли и поумнели. Выборы прошли, как всегда успешно. А рекло Простой так и осталось в истории Горыней. Самое мрачное в истории Горыней то, что Купцы, пользуясь молодостью нового Внука, решили повторить «подвиг» Купцов Внука Золото.  Они коварно восстали ночью, забыв о богах. Молния Перуна в эту ночь не горела. Но она загорелась вовремя. Утром опознавали тела мертвецов, пожжённых молнией. И опять она не горела. Молодой Внук жестоко расправился с остатками родов Купцов, отселив всех до единого. Он запретил торговлю на весь период своего правления. То есть до 1300 года. За это Внук схлопотал рекло Сумрак. Он даже камня Алатырь не позволил поставить. «Размножив камни, размножим причины», - мудро сказал Сумрак. Так и осталось их три. Зато сам Внук Сумрак стоит в двух часовнях Аллей Внуков…У него были свои заслуги. Но и с того довольно.
А то, что рекоши боги царственным гостям, исполнилось точно в день. Только есть вопросы к судьбе. Ирония судьбы? Случайность судьбы? Или подтверждение судьбы? Полное имя Внука Простого было Ярислав Всеволодович. Отличие двух имён, великого князя Руси и вождя Горыней, всего в одной букве. Сквозь имён Ярила, Ярослав, Ярислав слышится русское Арий и Арислав. Почему так сильно влекло великого хана Батыя и великого князя Ярослава поведать свою судьбу? Почему они не вняли гласу богов? Наконец, почему лишённые Выборов и изгнанные из Горыней без средств Купцы выжили, а их потомки оказались возвращёнными в Горыни для Выборов нового Внука 2001 года? Только тут Елена Ивановна и Григорий Иванович, воспитатели современного внука для выборов 2001-года, были прострелены догадкой, чьи предки отселены как «мутители и буяны выше предела» во время монгольского ига. Их фамилия была Купцовы.
На этих живых историях росла молодёжь Горыней и ныне настолько выросла, что стала готовиться к революционному перевороту, а то и к самой революции.  Может, опыт забыла? Или приобрела новый опыт?
 - Милан, ты умный мальчик, - беседовала Елена Ивановна, а Григорий Иванович вторил ей, - это очень красивая история. Скажи нам, что следует из посещения Горыней ханом и князем? Как приложить эту историю к нашей жизни?  - Милан не оскудил интереса кураторов, он действительно был умным юношей. Он отвечал:
- Возможно, посещение Горыней ханом и князем было последней прижизненной наградой этим великим людям. Нам же, юным,  - толчок для размышления. Роль этих людей не изучена по политическим соображениям. На самом деле, так называемое иго оказало Руси неоценимую услугу. Иго, уничтожив старых врагов Руси, пролило значительно меньше крови, нежели пришествие христианства или войны князей друг с другом. Не умаляя достоинств княжеских воинов, скажем, что по нашим подсчётам, все русские жертвы Батыя не превысили пяти-семи тысяч жизней, отнятых битвами. В основном селения Руси не могли противостоять регулярной армии, поэтому их не уничтожали, а обкладывали данью. Но каков источник и стимул сплочения Руси! Тем более, когда враг – царь. Поражение на Калке не имело значения в сравнении с правлением Батыя. Царь и князь оперировали Русь регулярной монголо-татаро-русской армией. Малокровное десятилетнее совместное правление Русью Батыем и Ярославом послужило предпосылкой для перехода Руси в Россию в качестве мощного централизованного государства. Но таких оценок я не прочёл от наших и зарубежных историков.
- Уж не хочешь ли ты сказать, что без Батыя не было бы России? – с тонким сарказмом заметил Григорий Иванович.
- Без иронии я бы сказал и так, но с учётом Ярослава Второго. Люди не вникают в простую суть: без нашествия Батыя ни один из Иванов не сплотил бы русских князей и русские княжества. Они бы так  пря и при, до поглощения Руси Западом. Русский народ исчез бы так же, как и его братские ветви, растворённые в Европе. За время ига, если то было игом, запад ослабил нападки на Русь, боясь ханов. Общий враг – это всегда общие интересы. С Батыя всё началось, не хочешь Батыя, да скажешь ему спасибо. Батый принёс меньше зла Руси, чем Ельцин принёс зла России. Но не подумайте, что я хочу принизить жертвы ига или героизм родовичей-русичей в борьбе с игом, - отвечал юноша Милан. Кураторы улыбнулись. Юноше пальчик в рот не клади. Да что там пальчик. Патриотичный Григорий Иванович мог отдать для откуса и руку, лишь бы Князь того стоил.
- Почему же тогда в России нет памятников Батыю и Ярославу? – лукаво спросила Елена Ивановна.
       - Что вы хотите? В России нет памятников даже Сталину… Настоящее иго начинается только теперь, с захвата власти и недр России нерусскими людьми и впадения России в состояние аномии. И это иго, в свою очередь, возбудит интересы современных потомков. Нужно задать толчок. Мы будем обязаны объединиться, чтобы свергнуть свалившееся на нас иго. Кого будут благодарить за волевой толчок из нашего времени уже наши потомки, я, конечно, не ведаю, - отвечал Милан Гурьевич Горынин, очевидный преемник Внука. Его кураторы опять улыбнулись. Но им хотелось узнать, каким образом горыничи подсчитали русские жертвы в боях с Батыем. Они спросил об этом. Милан обстоятельно рассказал.
      -  Это относительные подсчёты. Во-первых, население Руси того периода не превышало пяти миллионов. Во-вторых, в те времена мы вели торговлю не только со ставкой ханов в Сараях, но продолжали торговать с Великим Новгородом, с Владимиром и с Ярославлем; они нас курировали. Они снабжали нашими луками княжеские дружины по всей Руси. В эпоху Батыя граду Владимиру были проданы две тысячи луков, а Новгороду и Ярославлю проданы пять тысяч луков. Семь тысяч луков были проданы и ставке Батыя. Спрашивается, сколько бойцов было в дружинах князей, если основное вооружение состояло из луков? Если все они пали в боях, то больше их просто не было. Но они же не все погибли, часть из них разбежалась. Учтите, это лишь один десятилетний период. А на всё иго у нас тоже записаны все расходы. Они тоже невелики. Зато ханам Орды за двести сорок лет были проданы около сорока тысяч луков. Относительность состоит в том, что в эти цифры не входят луки, приобретённые теми же сторонами ранее данного периода. Наши Купцы задолго до нашествия торговали луками и за Уралом. Но где производились луки ещё, мы тоже не знаем. Вот и всё.  – Кураторы Милана уже не улыбались. Они были  изумлены дотошной конкретикой истории Горыней. Если бы те же кураторы подлинно знали планы Милана «относительно толчка» электронной революции, которую готовит и возглавляет Князь Милан, они вообще разучились бы улыбаться…


Рецензии