Агломерат 1. Коллекция на третьем этаже

Несколько эпизодов  связаны местом, временем, и людьми, производившими чугун и сталь на Череповецком металлургическом комбинате (ЧМК) в 1963 году.
               
                «…общество наше  есть  не  что  иное, 
                как  разношерстный  и  бесхарактерный
                агломерат всевозможных веяний и наслоений…»
                М.Е.Салтыков-Щедрин


                Агломерат (металлургия)— окускованный рудный
                концентрат, полученный в процессе агломерации.   
                Агломерация – подготовка … сырья для
                производства чугуна (Вики).               


                1.Коллекция на третьем этаже

Примерно в 1959 году отец позвал меня на кухню нашей огромной коммунальной квартиры на Зверинской улице, дом 17, в Ленинграде. Окно кухни выходило в просторный двор, конец которого граничил с соседним переулком Нестерова.

Отец обратил мое внимание на строящееся в переулке здание:
- Смотри: второй, четвертый и пятый этажи имеют одинаковую высоту, а третий этаж – примерно на 40-50 сантиметров выше. Как это может быть?
Отец служил 9 лет на флоте, включая всю войну, из них значительную часть срока – дальномерщиком на крейсере. Зрение у него было соответствующее. Я долго всматривался и действительно, заметил разницу в высоте этажей. Но ответа у меня, конечно, не было. Я пожал плечами и забыл об этом эпизоде. Тем более, что через год мы переехали в отдельную квартиру.

Далее я поступил на физфак ЛГУ, но в первую же сессию меня вышибли. Не пошла у меня физика, при всём старании преподавателей. Профессор Никита Алексеевич Толстой почти мне лично анекдоты на лекциях рассказывал, (я сидел в первом ряду), но не помогло. Правда, у меня было две четверки (по физкультуре и по истории), но деканат это не учел.

Хотелось  устроиться на такую работу, что бы уехать подальше от укоризненных взглядов родственников и позора перед бывшими однокурсниками.

После кратких поисков нашел предложение грузчиком в Монголию (!!!), но оформить могли меня только шофером, а прав у меня тогда не было.
Пришлось о тугриках на время забыть (оказалось, что навсегда), и подвернулась работа на кафедре металлургии чугуна в Политехе.

График работы был самое то: месяц в командировке в Череповце, в экспериментальной лаборатории, потом неделю отдыхаем в Питере. То есть, на работу ходить приходится, но в основном, пьем чай, ожидая следующей командировки. На кафедре работало много интереснейших людей. Например, чай часто заваривал самый уникальный для меня сотрудник кафедры – чистокровный китаец, аспирант из КНР. В свои тридцать пять лет он объехал полмира. Доброжелательно и любезно он переводил всем нуждающимся тексты с  трех европейских языков и с японского. Знал бы я, кем его сын станет в будущем – уделил бы ему больше внимания…

Как-то меня оторвали от чая и попросили съездить домой к заведующему кафедрой, подписать срочные документы. Адрес оказался приятно знакомый: переулок Нестерова, третий этаж.

Хозяин открыл дверь, и повернувшись, махнул рукой, приглашая идти за ним, в кабинет. В коридоре все стены были увешаны до потолка картинами. Идти было тесно, пришлось даже бочком, поскольку картины, кроме висевших, в два-три слоя стояли и на полу, оставляя между собой лишь тропинку.

В кабинете в меня из-под страусиного пера уставилась соблазнительно-волнующим взглядом  «Незнакомка». Я оглянулся на хозяина:
- Это же?... Не может быть…
- Нет-нет, это просто один из последних этюдов. Но автор – да, Крамской.

Хозяин мягко улыбнулся, очевидно, довольный моим восторгом.
- Интересуетесь живописью, молодой человек? – мы с заведующим кафедрой были едва знакомы, лишь здоровались на работе.
- Да так, вроде. Больше завидую тем, кто умеет писать. И по альбомам изучаю живопись, по музеям.
- Хотите посмотреть коллекцию?
Я оглянулся на коридор. Хозяин махнул рукой:
- Там в основном, моя личная мазня.

Он провел меня по комнатам. Среди того, что запомнилось, оказался маленький Рерих (горы Тибета горели снегом и закатом), много Коровина и Фалька, мальчик Серова, которым хозяин особенно гордился. У меня кружилась голова от восхищения, от близости этих сокровищ и необычности этого домашнего музея.

Пока заведующий в кабинете подписывал документы, я спросил:
- А как так получилось, что потолки на Вашем этаже более высокие, чем на остальных? Когда Ваш дом строился, мы с отцом жили рядом и обратили внимание.

Не отрываясь от бумаг, он ответил:
- Да я прикинул, что для моей коллекции места будет мало, вот и попросил сделать потолки повыше.

Теперь большинство этих картин подарено покойным хозяином в «Музей частных коллекций» Пушкинского музея. Моя крохотная коллекция старых икон и современных подлинников такой чести вряд ли удостоится.

2015г.

Продолжение см. http://proza.ru/2015/10/12/119


Рецензии
Я тоже с этим явлением сталкивался. Бывало, что по разным причинам высота потолков немного увеличивалась. А взять дореволюционные здания? Там вообще непорядок, по нашему. В последнем этаже потолки всегда ниже, окна - меньше. Видно, для прислуги? А самые шикарные - второй, третий. Или зрение у меня не такое хорошее, как у вашего отца?

Михаил Бортников   11.10.2015 14:57     Заявить о нарушении
Михаил, сравнивать До революционные порядки, Проекты и практику - с советскими - нельзя.
1.большая часть строений были частными.
2.Своя рука - владыка.
3.Верхние этажи - да , студенты, прислуга, и "доходная" часть; ниже - владельцы квартир.
4.Я хотел показать административный ресурс коллекционера, что в те времена было редкостью.

Борис Васильев 2   11.10.2015 15:09   Заявить о нарушении
Что значит "административный ресурс"?

Михаил Бортников   11.10.2015 15:22   Заявить о нарушении
Читаем:
"Да я прикинул, что для моей коллекции места будет мало, вот и попросил сделать потолки повыше."
Каждый ли в то время мог (знать как и кого) "попросить сделать потолки повыше" в жилом государственном многоэтажном доме почти в центре города-героя Ленинграда?
Вот то-то и оно...

Борис Васильев 2   11.10.2015 15:56   Заявить о нарушении
Далеко не каждый. Почти никто. То есть, Вы имели ввиду его возможности.Я так и подумал.

Михаил Бортников   11.10.2015 16:09   Заявить о нарушении