Косить

                К О С И Т Ь

Косой махать не в дуду играть.
И всяк бы косил, если б чёрт косу носил.
Мужицкая музыка – цепь да коса.
Кто косить, а мы сена просить.
Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.
На остру косу много сенокосу.
Накосил сена стог, а потом и отдохнуть лёг.
Взявши косу в руки погоды не жди.
Как сено косить – дождь слёзы лить.
С неба роса, а пот с лица.
Хороша рожь и пшеница, когда кончится косовица.
Хвастать, не косить, спина не болит.
Без косы и сена не накосишь.
Безкосый не косец.



     «Вжик-жух, вжик-жух – поют косы. Вжик-жух, вжик-жух – стелются по кошенине тяжёлые валки.
     Мы косим травы! Красный и белый клевер, медуницу, вязиль, розовую кашку. Густой и мягкий пырей. Мы косим всё это разнотравье, но только не трогаем и обходим стороной островок высокого в рост человека папоротника и бурьяна.
     Мы идём навстречу солнцу. У каждого свой покос. Покосы разные. У кого больше силы, больше сноровки – у того прокос шире и валки толще. Но главное не в этом – мы все идём навстречу солнцу»
           Анатолий Статейнов, газета «Литературный Красноярск» за16 мая 2008 г.

Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широка ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Чёрному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришёл:
Я пришёл сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной
Вдоль и поперёк
С ней хотелося…

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошенная;
Поклонись, цветы
Головой земле!

        А.В. Кольцов «Косарь»

Я пойду косить
На зелёный луг:
Ты, коса моя,
Коса острая,
Не тупися ты
О младу траву.

Не влюбляйся ты,
Сердце бедное:
Как коса моя
О горелый пень,
Горемычное,
Расшибёшься ты.

        А.Я. Римский-Корсаков     1829 г.

Косарь косил красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Скрывалась от косы его во рву,
Сбегала под откос к малине дикой…
         А. Прокофьев


Рецензии