Жизнь, какая она есть. глава 2. Артист

               

- Здоровы были, хозяева! – раздался за дверями кузницы зычный голос. Вслед за
голосом в кузнице появилась худая, длинная фигура деда Цымбы.
-Здоров будь, Петр Алексеевич, - прерывая работу ответил Макар. – Подождите немного снаружи, еще вот пару разков стукну и закончу,  тогда спокойно поговорим.
- Ладно, ладно, Макарушка, не спеши, я подожду, мне не к спеху, работай сколько нужно. Дед, нагнув голову, вышел. Дед Цымба был близким родственником Макара, его жена Шура доводилась Петру Алексеевичу родной племянницей. Шура умерла два года назад, а старики так и лепились к Макару, видя и с его стороны охоту к родству. Сын деда Цымбы пропал без вести еще в начале войны. А дочь вышла замуж за нерусского человека, и жила теперь за тридевять земель, где-то в Эстонии.  Старики, оставшись одни, принимали Макара, вместо сына. Макар знал это и старался помогать им, чем мог.
    Окончив работу, Макар вымыл руки с мылом, плеснул пару горстей воды на лицо, утерся:
- Ты, Василий, заканчивай тут, да поставь чайник: уже обедать пора и отдохнуть заодно чуток.
Василий, кивнул отцу головой, ловко подхватил щипцами горячую подкову и быстро опустил ее в бачок с водой. Железо возмущенно зашипело, выбросив облачко пара.  Макар залюбовался сыном: статный, красивый, - все при нем,  одна беда, ещё в детстве, сильно испугавшись, Василий потерял способность говорить. Слышать слышал, а отвечал только жестами. Уже двадцатый год пошел, на девчат поглядывать стал. А пойдет ли за него та, которая ему понравится? С этими невеселыми мыслями Макар поспешил на улицу, где его дожидался родственник.
   Дед Цымба расположился в тени, под навесом, там стоял небольшой грубо сколоченный стол, скамейка такого же качества, и несколько чурбанов, покрытых невыделанными овечьими шкурами, для мягкости. Мужики, собиравшиеся у кузницы поговорить за жизнь, а то и выпить по маленькой, именовали эти импровизированные сидения не иначе как «кресла». Макар с удовольствием опустился на одно из кресел, пошарил в кармане брюк и выудил оттуда, почти пустую пачку «Беломора», вытащил одну папиросу и протянул ее старику. Дед Цымба, отрицательно качнул головой, отстраняя руку Макара:
-Нет, я такое баловство не приветствую! Деньги тратишь, а толку что? У меня свой табачок, своими руками выращенный и нарезанный! 
С этими словами дед извлек из своего кармана вначале кисет, туго затянутый тесёмкой, а затем четверть газетного листа. Ловко отделил нужный клочок газеты, Насыпал из кисета табаку, и, послюнив край бумаги, заклеил самокрутку. Прикурив, пыхнул едким дымом в сторону Макара, тот закашлялся, отгоняя от себя вонючее облако. В это время в холщовой сумке, принесенной дедом Цымбой, что-то зашевелилось, сумка самопроизвольно подпрыгнула и снова опустилась на прежнее место. Макар, не ожидавший ничего подобного, вскочил, с изумлением уставившись на «живую» сумку:
-Что там у вас, Пётр Алексеевич? Что-то по дороге словили? – возвращаясь на свое место, спросил Макар.
Дед Цымба, придав своему лицу горестное выражение ответил:
- Какое там – словил! Горе со мной приключилось, Макарушка! – развязывая ручки  сумки, причитал дед. – Вот, посмотри, на этого стервеца!
С этими словами дед вытряхнул из сумки маленькое существо в перьях, величиной не более мужской ладони. Существо, освободившись из плена, возмущенно встряхнулось и превратилось в крошечного пестрого петушка. Не обращая внимания на смену обстановки, на присутствие людей, петушок, опустив крыло, гоголем провернулся на одной ноге, а крылом, одновременно, очертил круг вокруг себя:
- Вот, полюбуйся, - радостно воскликнул дед Цымба, - что вытворяет паршивец! Артист! Его бы в цирк сдать - цены бы ему  не было!
Петушок, собрав должную порцию комплиментов, взлетел на колено к деду и стал внимательно всматриваться в лицо:
-Смотри-ка, Алексеевич, не иначе он влюбился в вас! Ишь, глаз оторвать не может! Как будто понимает, что о нем речь ведем. - засмеялся Макар.
- А ну-ка, кыш отсюда! – бесцеремонно столкнул влюбленного петушка дед. – Он мне давеча чуть глаз не выклевал: вот так же смотрел, смотрел, а затем подпрыгнул и клюнул, прямо  в глаз метился. Хорошо, что я успел глаз веком прикрыть, а не то  быть мне на старости лет ещё и кривым.
    Петушок, нисколько не обиделся на столь бесцеремонное поведение деда, он спокойно стал исследовать пол в надежде найти что-нибудь съестное. В это время из дверей подсобки, лениво вышел большой рыжий кот, увидев пасущегося петушка, кот застыл от такой неприкрытой наглости: добыча спокойно топчет его территорию, а он спит и ничего не знает!  Кот припал на передние лапы, взъерошил на загривке шерсть и стал медленно подкрадываться к пасущемуся петушку. Макар сделал попытку, пресечь агрессию кота, но дед, жестом, остановил его. Кот, забыв об осторожности,  застонал от нетерпения обладать столь близким лакомством, петушок повернулся в его сторону и, выбросив вперед обе лапы, бесстрашно бросился на врага. Кот, не ожидавший от добычи такой прыти, мяукая, обратился в бегство. Когда мужчины закончили смеяться, Макар спросил у деда:
- Откуда этот драчун у вас? Купили? Зачем в сумке его носите?
- Какое там! Сам приблудился! Тут, Макарушка, целая история с этим приблудой произошла, вот, слушай:
   - Сидим мы с моей Евдокией Семеновной, пьем чай. После обеда то было. Вдруг залаял Трезорка, да так зло, будто съесть кого-то хочет. Я вышел, смотрю никого, ни во дворе, ни за двором. Хотел уже поругать пса за напрасный лай. Потом, проследил, в какую сторону Трезор рвется и увидел вот это чудо! Думал вначале, что чей-то курчонок к нам приблудился. А смотрю, нет, петух, как петух, токмо маленького росту. Это знаешь, у людей так бывает: посмотришь, вроде и взрослый человек перед тобой, а росту-то не достает. Лилипутики такие люди называются. А это, выходит, куриный лилипутик.
Крикнул я бабе, чтобы она во двор вышла и стали мы вместе гадать, что нам с этим приобретением делать. А пока мы советовались, наш гость, не дожидаясь приглашения, направился прямиком в дом, запрыгнул на табуретку, затем и на стол. Стал недоеденную булку клевать, да, как водиться в таком разе и отметился,  паршивец, прямо на клеенку. Как увидела моя благоверная всё это, веником проводила гостя из комнаты, а мне настрого приказала:
- Девай его куда хочешь, а чтобы в доме и духу его не было! Где это видано, чтобы куры по хозяйскому столу бегали, да еще и гадили на него! Добро бы хоть петух был  большой, а то, так себе, – карла! Неси его в курятник, там ему самое место, пусть сидит. Может, кто искать его станет!
- Как же ему такому маленькому, к тому же, чужому, там обретаться? – встал я на защиту квартиранта. – Пускай, хоть в огороде пока  побудет.
- И помидоры мне поклюет!
Посадил я петушка в курятник, авось, думаю, не пропадет, а сам отправился по своим делам.
Вечером пошел я курам зерна посыпать, да яйца собрать, а заодно и постояльца проведать: жив ли? Смотрю, ходит эта «рукавица». Весь  в крови. Ходит гоголем между кур, а нашего петуха что-то не видно. Понял я, что битва состоялась. Стал я своего петуха искать. Нашел его под насестом, сидит весь в крови, голову опустил, едва живой. Я бегом в хату, рассказываю своей Семеновне, что с нашим петухом приключилось. Она глазам своим не поверила, когда увидела, что этот вражий сын натворил. Петуха нам пришлось зарубить, чтобы хоть не сдох до утра.
   Утром, я получаю строгий наказ: сыскать для кур нового петуха, а этого самозванца выкинуть за ворота, пускай идёт туда, откуда явился. Пошёл я к соседям, Николаевым, вроде бы они этой весной на базаре кур продавали. Встретились мы с Митрием, хозяином, обсказал я ему всё, как есть. Только Митька, выслушав мой рассказ, меня поднял на смех:
- Как такое может быть, чтобы взрослого петуха, какой-то заморыш одолел?
- А вот и одолел, - отвечаю я ему, - не только одолел, а ещё и до смерти, считай, довёл!
-Тащи к нам, своего чемпиона! Если нашего петуха одолеет  - я тебе его даром отдам. Если нет – ты мне пол - литра белой покупаешь!
Ударили мы по рукам, и пошел я своего драчуна ловить.
Вот тут - то я своими глазами увидел, как этот замухрышка сумел нашего петуха ухайдакать!
  Только мы с Митькой выпустили петухов  в сарай, как мой маленький изловчился и запрыгнул большому петуху на спину, зацепился и ну клевать его в затылок. Митькин петух мечется по сараю, не поймет, откуда на него эта напасть свалилась. Смотрим мы с соседом, что  и этому петуху вскорости  смерть придёт, снял я своего вражину  и посадил в сумку, а Митька мне побитого петуха отдаёт со словами:
- Бери, Алексеич, петуха, голова заживет, добрый хозяин у кур будет. Возражений нет, честно выиграл!
- Тогда, - говорю  Митьке, я сейчас в сельмаг за водкой сбегаю, ты подожди меня здесь, я быстренько обернусь.
   Распили мы с Митькой бутылку. Пожаловался я ему, что нужно мне как-то от петушка избавиться. Тут-то и пришла счастливая мысль в Митькину голову:
- Ты погоди, Алексеич, не выбрасывай петушка: мы на нем ещё ни одну бутылку заработаем! В субботу к нам в баню, кум придёт, попариться. После баньки святое дело распить бутылочку. Еще Суворов завещал: «Продай кальсоны, а после бани – выпей». Важный был человек, толк в этом деле понимал. Так вот, я Сашке, куму, про твоего петушка расскажу, закину удочку, авось рыбка клюнет! У него, Алексеич, не петух, а настоящий страус: на ногах высокий, сам плоский, а шея, как у гусака длинная. Вот пускай твой боец с этим динозавром справится! Одолеет – заработает нам выпивку, нет – мы поставим: все одно бутылку вместе разопьём!
    Митькин кум клюнул. Пришли мы к нему, принесли нашего бойца вот в этой самой сумке. Сашка увидел нашего петуха и оскорбился:
- За кого вы меня принимаете, - говорит, - наш зверь вашего, как клопа, по земле одной лапой размажет! Это же не петух, а сущий дьявол! Он нас, домашних, никого мимо просто так не пропустит, обязательно драться кинется!
-Ладно, - соглашаемся мы, - пусть размазывает, на то и битва: кто кого!
Свели мы наших бойцов: Сашкин петух шею вытянул, перья на ней торчком и только собрался нашего по земле размазать. А наш-то петушок у него промеж ног проскочил, да запрыгнул на спину этому здоровиле. Шея у Сашкиного петуха длинная, нашему коротышке до головы не дотянуться, чтобы начать долбить. Так он, что удумал: ездил на этом верзиле до тех пор, пока тот без сил не свалился. Вот тут-то наш хитрец и принялся за свое! Сашка видит, что дело плохо кончится, попросил мира. Петуха я своего в сумку посадил, а Сашка своего на руках в курятник отнес. Выпили мы мировую и разошлись, но прежде договорились, что к следующему выходному найдем еще кого-нибудь, кто клюнет на наше предложение. Мой петух прямо на глазах возрастал в цене.
И, что ты думаешь, Макарушка, этот варнак натворил? Выбрался из сарая, куда я его закрыл, залез к соседям и до смерти забил ихнего  петуха. Да, если бы подрался,  и домой пришел, так нет же, остался у соседа в курятнике, заместо хозяйского петуха. Соседка дозналась, чей будет этот убийца, пришла к нам, бросила во двор своего дохлого петуха. Пришлось отдать ей нашего здорового. Что мне досталось выслушать от моей супружницы!
   Вот я и пришел со своим горем к тебе, Макарушка, выручи! Не убивать же мне его, товарищ ведь, как-никак! Я, когда шел к тебе, подумал: у тебя здесь простор, драться не с кем. Трактора к кузне подъезжают, где какое зерно просыплется. Не откажи, Макар, пускай у вас побудет: он забавный, артист! Вам с Василием скучно не будет.
-Да мне что, места не жалко, - улыбнулся Макар, - вот только охранять его некогда будет, вдруг убежать задумает? Или обидит кто?
- Этого обидишь, - повеселел дед Цымба, - он сам, кого хочешь, с ума сведет! Ну, значит, договорились! А то меня с ним и во двор не пустят.
    Петушок, найдя в ложбинке просыпанную мякину, безмятежно рылся, отыскивая зерно.  Дед Цымба свернул пустую сумку и стал прощаться:
-Может быть, пообедаете с нами, Петр Алексеевич? – спросил Макар.
-Нет, пойду домой свою Евдокию Семёновну обрадую, что пристроил я петуха. Я позже, Макар, зайду, поговорим. Да вот его проведаю, передачку ему принесу. Чистый артист, хоть и петух!
Дед Цимба, отошел от кузницы на небольшое расстояние, оглянулся, поискал глазами петушка, постоял, что-то обдумывая, махнул рукой и заспешил вдоль дороги.


 http://www.proza.ru/2015/10/14/1598
 
    


Рецензии
Очень понравилась эта глава, петушка этого вижу просто, сама в деревне выросла, бои петушиные не раз приходилось видеть. Не всегда самый большой и красивый становился победителем. Здесь как в том анекдоте, но это уже другая проза, эротическая.)))

Тоненька   16.03.2016 15:56     Заявить о нарушении
Нам этот петушок, в своё время всех петухов покалечил!

Людмила Соловьянова   17.03.2016 09:41   Заявить о нарушении
Но куры наверное были довольны)))

Тоненька   17.03.2016 10:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.