Диалектика моды

Эволюция избавила человека от шерстяного покрова, но не защитила от стужи. Осознание нужды и последовавшее вслед чувство обиды привели человека к первому столкновению с природой. В скальпированных шкурах уже были намёки на одежду. Это был первый камень в фундаменте монументального дворца под названием «Мода».
С небольшим преувеличением можно сказать, что фиговый листок, прикрывавший чресла Адама и Евы, стал первой модной тенденцией своего времени. Их история была также показательным примером того, насколько скоротечны эти тенденции и как они порой зависят от, казалось бы, никак не взаимосвязанных обстоятельств.
 



Человек вовсе не раб моды. Он раб обстоятельств. Ну, в самом деле, разве виновны были франты 17-18-х веков, беля своё лицо тоннами пудры и раскрашивая себя румянами и помадой? Ведь тогда история, как наука, только зарождалась. И им было невдомёк, что прерогатива умащивать себя тем, что впоследствии назовут макияжем, была исключительно мужской и вела свои корни от древних обычаев шаманов и воинов, разукрашивающих себя в ритуалах и перед войной. Не стоит удивляться и тому факту, что чулки ещё со времён Древней Греции были исключительно мужской частью гардероба, апогей которых пришёлся на Галантный век, где решающую роль сыграли, конечно же, французы. Но увековечить их суждено было британцам. Они учредили высший орден своей империи под названием Орден подвязки. Как гласит легенда, сам святой Георгий указал крестоносцам носить подвязки. Ещё бы! – в те времена их делали из натуральных материалов: хлопок, шерсть с начёсом... Резинок не было, а потому зачастую они сползали. Ну, не бегать перед неверными сарацинами в спущенных чулках – позору не оберёшься!
Французская революция вымела этот сор из мужских гардеробов, который тут же подхватили бережливые женщины и до сих пор с успехом используют. А мужчины взяли себе брюки, которые, надо сказать, зачастую считались женской одеждой. Кроме того, французам так понравились революции, что на протяжении почти полутора веков, после Галантного века, продолжали сотрясать мировое сообщество. В том числе и в социальном аспекте. Кто знает, быть может, именно те самые пылкие, призывные лозунги коммунистических партий, огласивших начало 20-го века и сподвигли французов вести мировую революцию? Только не на социальной арене, а на подмостках модных показов. Ведь Синдикат моды, расположившийся в Париже -  не что иное, как коммунистическая организация, имеющая сегодня свои партийные ячейки по всему миру. Каждый квартал они проводят пленарные заседания, на которых выносят постановления, обязательные к исполнению для всех без исключения. Постановления партийного синдиката публикуют во всех печатных изданиях. Их заучивают наизусть, цитируют, и выносят на экзаменационные вопросы в повседневных посиделках в кафе.


Мода шла вслед за историей. Живопись начала находить отражение в работах модельеров. Мариано Фортуни и Поль Пуаре встали в авангард модерна, заставив ходить Европу в туниках, дельфосах и кимоно. Шанель, Скиапарелли, Баленсиага – у них были идеи, которые несли красоту. Но таковы уж законы этого мира – после стремительного взлёта следует не менее стремительное падение. Безликие и бесформенные 80-90-е годы были лишь началом. Если раньше любую вещь с помоста можно было без раздумий заносить в свой гардероб, то сегодня, глядя на современные показы, сделать это может только умалишённый.
 
 
Всякая идея, рано или поздно, доходя до определённой стадии развития, внешне трансформируется в нечто странное, кажущееся нам неприемлемым. Это похоже на период, когда молодость стоит перед самым порогом зрелости. В этот момент она наполняется буйством красок непреодолимого максимализма, с которым ничего не поделать. Его просто стоит переждать.
Но что же ожидает нас в будущем? Судя по тем проскальзывающим тенденциям -  возврат в прошлое. Уже сегодня в массовую моду вновь вернулись костюмы-тройки, подтяжки, галстуки-бабочки, бутоньерки, митенки и многое другое. Корни нового всегда уходят в хорошо забытое старое. Насколько далеко заглянет в прошлое взор современной моды – сказать сложно. Уже сегодня в фантастических фильмах люди расхаживают в греческих хламидах и одежде арабских бедуинов прошлых тысячелетий (ой, кажется, тут ничего не изменилось). Будем ли мы в будущем выбирать в бутиках фиговые листочки или шкуры генетически выведенных мамонтов и саблезубых тигров – вопрос, претендующий на звание риторического. Одно можно сказать точно: Энгельс и помыслить не мог, что его количественно-качественная теория проникнет даже в такую отрасль жизни, как мода. Как говорится, пути господни неисповедимы.


Рецензии