О стиле в литературе
А для этого сначала определим, что означает "духовность"*. Она означает прежде всего, присутствие мысли - той мысли, что возвышает человека, придаёт его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство, тем самым отстаивая, утверждая достоинство человека. Достоинство лежит в основе творчества, с которым открывается возможность дальнейшего развития.
"... Только смысл освещает и производит слова. И тогда они не "ветер", но "плоть и кость", - пишет Андре Моруа в своих "Литературных портретах" в разделе, посвящённом Мишелю Монтеню, одной из трёх гениальных фигур эпохи Возрождения.
Я говорю о светской духовности, что исходит от Пушкина, Лермонтова, Толстого,
Достоевского, Чехова и т.д., которой предстоит ожить сегодня, открывая завтрашний свет.
Так как же смысл воздействует на слово и наоборот? Это, поверьте, очень тонкая и очень серьёзная тема, и нас в неё посвящает академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Останавливаясь в "Письмах о добром и прекрасном" на искусстве слова и филологии, он пишет:
"Искусство слова - самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филологических знаний и филологического опыта".
И на вопрос, что такое филология, отвечает: "любовь к слову" - та любовь к слову, что лежит в "глубинных глубинах" всех видов искусства, науки, в основе всей человеческой культуры. И соединяя все гуманитарные науки, филология являет собой высшую форму гуманитарного образования.
Если прошедший XX век был веком "математизации" всех наук, то наступившему XXI веку предстоит стать веком "филологизации" всех наук. Отсюда становится очевидным: роль и значение филологии как связующей дисциплины неизмеримо возрастают.
Это предвидел академик Д.С. Лихачёв, определив филологию как "связь всех связей".
Особенно важна связующая роль филологии при изучении стиля произведения - наиболее сложной области литературоведения, где она соединяет литературоведение с языкознанием. (Отвлекаясь, замечу: это как раз тот случай, когда усложняя проблему, мы упрощаем её решение).
Филология учит правильно понимать смысл текста, будь то исторический источник, художественный памятник или политический документ. Очень важно - и эту мысль учёного возьмём себе на вооружение - филологическое понимание значения слов.
Объяснить и понять магию слов может только... филолог.
Дело в том, продолжает литературовед, что литература - это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой "лёгкости" от того, в какие сочетания входят слова. Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом витает ещё некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную. (Не уловив этого сверхсмысла, нельзя правильно понять смысл текста и уж тем более оценить его). Сочетания слов, а только они рождают в тексте связи (ассоциации), выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста.
Подобно тому как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в литературе преодолеваются
обычные словарные значения слов. Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, которых не найдёшь в самых лучших исторических словарях русского языка, завершает свою мысль академик Д.С. Лихачёв.
Да, стиль это творчество. "Стиль, - по выражению Андре Моруа, - победа личности над природой". Не ощутив радости этой победы, не уловить внутреннего ритма, присущего стилю, - того внутреннего ритма, с которым рождается волшебство, а с ним читателю открывается мир возвышенного.
Без постижения стиля произведения любой пересказ, правка редактора и даже музыка, неадекватно подобранная к тексту, на фоне которой он звучит, разрушают внутренний ритм, исчезает волшебство, и цель, поставленная автором, остаётся недостигнутой. Цель же одна: вернуть достоинство, а с ним - способность к творчеству как возможности совершенствования. Такова цель всех выдающихся классических произведений литературы (художественной, философской, политической).
Но осознана ли она нами до конца? С ответа на этот вопрос мы подойдём к раскрытию духовности, к её восприятию.
*Сегодня говорят об "отсутствии иммунитета" (Н.С. Михалков). Иммунитет же - это способность организма защищать свою целостность, биологическую индивидуальность. Защитные силы человека заложены в духовном начале. И отсутствие иммунитета обусловлено отсутствием защитных сил, духовного начала... Отсюда: проблема духовности сохраняется и прежде всего в литературе.
Свидетельство о публикации №215101201058