Я вспоминаю. О Евгении Евтушенко - продолж. 1

        Вот эти слёзы бабы Лены были моим первым потрясением от встреч с Евгением Евтушенко. Хотя уже и до этого я полюбил его кубинский цикл стихов, его стихи -воспоминания о детстве и юности("о свадьбы в дни военные"...), его стихи о любви, хотя и было мне тогда всего то...
         Следующая моя встреча с поэтом, о которой я хотел бы вспомнить, это 1962 год-Хельсинки ,Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. И над всем стадионом, собравшим десятки тысяч гостей со всего мира, звучит песня Эдуарда Колмановского на слова Евгения Евтушенко "Хотят ли русские войны". У меня до сих пор, когда я слышу эту песню, мурашки бегают по телу. Я не помню, кто исполнял эту замечательную песню в Хельсинки, но на мой взгляд лучше Марка Бернеса и Георга Отса её никто не пел. Вообще, роль Евтушенко как поэта-песенника, трудно переоценить. Это и "Чёртово колесо", и "Идут белые снеги", и "Со мною вот что происходит.." и многие другие. Но "Хотят ли русские войны" стало слоганом целого поколения.

        Тогда же, в начале 60-ых годов, я был на встрече с редакцией журнала "Юность", проходившей, если мне не изменяет память, в одном из залов Политехнического музея(но не в том, который обычно показывают в документальных фильмах по телевизору). За столом президиума сидели журналисты, писатели, поэты и члены редколлегии журнала. Конечно я не помню о чём тогда шла речь. Но вот один момент я бы хотел отметить. За столом, рядом с Вознесенским сидел Евтушенко, а с другой стороны Вознесенского-Белла Ахмадуллина. Я не знал тогда, что Белла и Женя-супруги. Я и теперь не знаю были ли они супругами тогда во время встречи с редакцией. Но я помню как вышел из за стола Женя Евтушенко, прошёл вперёд к зрителям, и невероятно худой, в цветной рубашке навыпуск, начал читать: "
Со мною вот что происходит..." И я заметил тогда, как почему то напряглась Белла и наклонилась к Андрею, что то быстро ему говоря, в то время как Евтушенко читал:".....совсем не та ко мне приходит....". Потом многие выступали. Выступала и Белла, читая как всегда нараспев, чуть гнусавя свои чрезвычайно музыкальные, но мне совсем не интересные стихи.

      Следующая встреча с Евтушенко-1968-ой год. Наши в Праге. И Евтушенко пишет стихотворение "Танки идут по Праге". И он один из немногих, кто не побоялся высказаться против нашей оккупации Чехословакии. Хотя я, честно признаюсь, тогда положительно оценивал факт вступления наших войск. Что ж молод был и глуп. Года через два я стал уже умнее. Жизнь научила.

       В 1971-ом году я вовсю ухаживал за моей будущей женой. Однажды в воскресенье мы забрели с ней в Парк культуры и отдыха им. Горького. Гуляли, ели мороженое и вдруг прочли
 объявление о том, что сегодня в 17 часов в Зелёном театре встреча с Евгением Евтушенко. Мы естественно купили билеты, сходили в кафе пообедать, потом долго ждали и наконец пошли в открытый театр. Народу было не так много. Во первых, воскресенье летом(многие на дачах или в отпусках), а во вторых, поэтический бум предыдущих лет уже спадал. Поэзия с концертных залов и площадей потихоньку стала перебираться в маленькие зальчики, на квартиры, на кухни. И читали здесь Цветаеву, Мандельштама, Ахматову Пастернака, Иванова, Волошина и многих других либо запрещённых, либо полу разрешённых поэтов. Но в то время только некоторые из поэтов почувствовали изменение климата. Среди них был и Евтушенко. Отсюда мне кажется его последующий уход в прозу, в кинематограф, в фотографию и т.д. Все поэты 60-ых-70-ых годов вдруг открыли для себя целый пласт замечательной русской поэзии Серебряного века. И многие поняли, чего они стоят на самом деле при сравнении.

       (окончание следует)


Рецензии