Государство и идеология

             

                Необходимость государственной идеологии в России.


Вместо эпиграфа:
«Идеоло;гия (от греч. — прообраз, идея; и — слово, разум, учение) — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).
Идеология не наука, хотя она может включать научные знания. В отличие от науки идеология, как выражение частных интересов в форме всеобщности, представляет собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих её сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия…»


Побывав в Японии, увидев там чистоту и порядок, вежливых и любезных людей, отсутствие чаевых, минимальное количество взяток, я задумался о значении государственной идеологии, для современного государства.
 Ещё совсем недавно, я сам писал, что в России, можно и нужно построить некий христианский социализм. Но подумав, понял, что это большая, стратегическая цель, а никак не тактика, которая поможет двигаться к цели, позволит выстроить это идеальное государство.
Потом, я вспомнил, что многие трезвые богословы, утверждали, что согласно Новому Завету, невозможно построить государство, потому что Заветы Христа отрицают его существование. Вспомните: «Царствие Моё, не от мира сего!»
А где же выход?! От христианской этики, конечно для православного народа отказаться невозможно, да и не нужно. Но вот избавить себя от догматизма и исторических извращений этой этики, не только можно, но и нужно.
Лев Николаевич Толстой, в своих богословских трудах, советовал не обращать вниманий на «предания старцев», которые изувечили христианское учение до неузнаваемости, пытаясь приспособить его и к рабовладению, и к феодализму, а теперь приспосабливают к капитализму.
Но ценность Христовых Заветов в том, что они созданы, чтобы помочь простым людям выбраться из рабства духовного и экономического. Христианство, в определённом смысле очень классовое учение, и в роли «гегемона», в нем выступают простые люди: рыбаки, крестьяне и даже рабы!
И ещё думая о необходимости «правильной» идеологии для России, я вдруг начал понимать, что религиозные системы служат для переделывания, восхождению к божественным истинам отдельного человека, личности. А как же социум?! Что может объединить единой целью жизнь самоотверженного христианского аскета и простого обывателя, каковых подавляющее большинство, часто неверующих и живущих, «как бог на душу положит», то есть беспорядочно и беспринципно, возводя такую жизнь в норму.
Религиозные системы, в качестве идеологий, существовали какое-то время в средние века. Но, такая «теократия» закончилась кострами инквизиции в Европе и сжиганием староверов в срубах, в России.
Христианство, возведённое в ранг государственной религии, существовало в статусе идеологии и в Византии, со времен императора Константина. Но, с самого начала, интересы государства стали входить в противоречие с заветами Христа. Когда эти противоречия достигли больших величин, Византия пала под ударами завоевателей – мусульман.
В наше время, религии, не претендуют на роль идеологии государства, а оставляет это для социальных учений. Для современного общества, с его разнообразным социальным и классовым составом, какая-то одна религия, уже не может быть объединяющим началом. Но общечеловеческая этика, выстроенная на религиозной основе и становится общим направлением развития человеческих характеров.   
 Для целеполагания социума, существуют и существовали «светские идеологии», одной из которых является конфуцианство, служащее теоретической базой для построения сбалансированного человеческого общества. Такой идеологией сегодня пользуются как социалистический Китай, так и капиталистическая Япония.
У Западной Европы и Америки, существует своя идеология, выросшая из догматов протестантизма и эта идеология, называется протестантской этикой. А у современной России принципиально отсутствует внятно изложенная идеология, потому что «младореформаторы» решили, что идеология – это плохо, - это признак тоталитарного государства!
…После революции, Россия руководствовалась социальной теорией Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но после контрреволюции девяностых годов, Россия осталась без идеологии и даже в конституцию включила утверждение что ей идеология не нужна, потому что…
Внятно, никто не пояснил и не поясняет, почему не нужна идеология, но на практике, Россия заимствовала, в основном у Америки, идеологию построения первоначального капитализма. Последствия этого решения, обернулись построением олигархически - бандитского, чиновно- сословного государства и по сию пору, страна живёт непонятно по какому набору целей и задач! Случись война или социальный кризис и люди не будут знать и понимать за что они воюют или терпят невзгоды!
А это чревато уже разрушением государства и страны, как таковой. Забвение парт номенклатурой социалистической идеологии, стало причиной развала Советского Союза. Нечто подобное может случиться и с сегодняшней Россией!
Сегодняшние богачи и их обслуга из рядов «креативного класса», в случае войны, сразу переметнутся на сторону врага, потому что для них не существует понятия Родина, а слово патриот они считают ругательным. Они, не стесняясь называют себя космополитами и у многих из них уже не только деньги переведены на Запад, но и дети и родственники увезены туда же. А ещё в Библии написано: «Где сокровища ваши, там и сердце ваше!»
 Именно они, стали главными врагами идеологии для российского государства, потому что нынешнее положение их устраивает. Идеология, как отражение взглядов большинства, нужна прежде всего простым людям, народу, который именно с Россией связывает своё настоящее и будущее своих детей!
Остаётся сделать вывод – России необходима своя идеология, возможно, своеобразный синтез из монархии, социализма и «капитализма с человеческим лицом», включающая основы религиозных учений и даже принципы атеизма. Ведь, по сути дела, атеизм выступает просто против неподлинной веры и суеверий!
Почему это необходимо. Да хотя бы потому, что любому обществу нужна идея, общие взгляды на жизнь и мир, ради которых можно и нужно жертвовать эгоистическими интересами ради процветания общего, - общества единоплеменников и единомышленников.
 Вот тут нам на помощь могут прийти изыскания философов и социологов, с разного рода теориями построения светского и даже теократического или атеистического государства.
 В сознании русского народа, (я не имею ввиду люмпенов из креативного класса) по сию пору сохраняются остатки идеологии «красного проекта», хотя чиновники в правительстве и даже президент Путин, это отрицают. Когда они, наконец поймут, что без осознания объединяющей идеи, государство долго существовать не может – тогда может быть будет провозглашена необходимость выработки или констатации российской государственной идеологии!
 Что может представлять из себя идеология для российского общества, сегодня?! Вот как это решал государственник, мыслитель и чиновник из древнего Китая, Конфуций.

       «Основой жизни общества являются добродетель и знание, взаимно влияющие друг на друга.
         На этом основано стремление к совершенному, общественному порядку, «ли», достигаемому путем этики и благодаря развитию человека.
         В качестве примера для воспитания гражданина, он ввел понятие о благородном муже.
Знанию, Конфуций придавал особое значение в развитии человека и общества.
В обучении нужно:
      1. Довести человека до того, чтобы задавал вопросы.
         2. Благодаря вопросам идти вглубь себя.
         3. Познавая себя — познать Небо и Законы.
         4. Познавая Небо и Законы — познать других людей.
         5. Познавая других людей — создать общество как отражение Духовных благ...»

Я уже говорил, что для России в качестве идеологии, вполне приемлемо учение Льва Толстого.
 По этому учению, на первом месте в жизни человека социального должен стоять труд! Искреннее и добросовестное служение людям, подразумевает прежде всего труд на благо общества. Труд облагораживает человека и воспринятый как молитва обращённая к Богу, уравнивает всех нас перед лицом «Всевышнего». Не важно кто вы, - уборщик или министр. Важно ваше отношение к своей работе. Если вы исполняете свою работу как молитву, то перед Богом, вы равны со всеми разделяющими любовь и почитание к труду. Через труд вы выполняете предназначенное вам жизненное задание и потому сознательный, добросовестный труд делает вас свободным!
 Ну а дальше, у Толстого, шли, в качестве основы его учения, Заветы Иисуса Христа своим ученикам. Думаю, что многие культурные люди, тем более люди верующие знают их. Но я, всё-таки дам короткие цитаты из Евангелий:
Заповеди любви
В ответе на вопрос книжника о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос (согласно Евангелию от Марка) называет наибольшими две заповеди: о том, что Бог един и любви к Богу; и о любви к ближнему как к самому себе. Духом этих двух заповедей пронизано всё мессианское учение Христа. Более кратко этот эпизод описывают евангелисты Матфей и Лука.
Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет. От Марка 12:29-31
Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим.
Сия есть первая и наибольшая заповедь.
Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
От Матфея 22:37-40
Он <Иисус> сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. От Луки 22:37
Заповеди блаженства
• 3 Блаженны [;;;;;;;; - счастливы] нищие духом [;;;;;; ;; ;;;;;;;; — нуждающиеся в Духе (побирающиеся Духом)], ибо их есть Царство Небесное.
• 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
• 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
• 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
• 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
• 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
• 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
• 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
• 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
• 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
(Мф 5, 3—12)
ДРУГИЕ ЗАПОВЕДИ ИЗ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ:
1 Указание на необходимость для христианина нести свет истинной веры прежде всего добрыми делами:
• 13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
• 14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
• 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
• 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
2 Указание, что учение Мессии — Новый Завет, исполняет Ветхий Завет, доводит его до логического конца:
• 17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
• 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
• 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
• 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
3 Запрет не только убийства, но и того, что к нему приводит — ненависти и её разжигания:
• 21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
• 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
4 Указание, что мир с ближними важнее всех жертв Богу, а вражда приводит душу человека в ад:
• 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
• 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
• 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
• 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
5 Запрет не только прелюбодеяния физического, но и душевного — в мыслях:
• 27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
• 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
6 Указание на необходимость решительного устранения всего того, что приводит к греху:
• 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
• 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
7 Запрет на разводы, кроме как из-за физического прелюбодеяния:
• 31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
• 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
8 Запрет на клятвы (присяги):
• 33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
• 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
• 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
• 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
• 37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
9 Запрет на месть и ответ на оскорбления в т.ч. пощёчины:
• 38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
• 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
10 Запрет на сутяжничество, скупость и немилосердие:
• 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
• 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
• 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
• 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
• 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
• 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
• 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
• 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
• 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
11 Запрет на показную благотворительность, саморекламу и самовосхваление:
• Глава 6
• 1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
• 2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
• 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
• 4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
12 Запрет на показную набожность и молитву:
• 5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
• 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
13 Запрет на разглагольствование в молитве:
• 7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
• 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
14 Указание как молиться:
• 9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
• 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
• 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
• 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
• 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
15 Указание на необходимость прощать другим, чтобы Бог простил тебя за твоё зло:
• 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
• 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Запрет на показной пост:
• 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
• 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
• 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
17 Запрет на накопление богатств на земле:
• 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
• 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
• 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
18 Указание смотреть на всё с духовной точки зрения:
• 22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
• 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
19 Запрет на служение божку благосостояния (маммоне), вещизм, беспокойство о благополучии:
• 24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
• 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
• 26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
• 27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
• 28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
• 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
• 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
• 31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
• 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
• 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
• 34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
20 Запрет осуждения других и стремления исправлять других, пока не исправил себя:
• Глава 7
• 1 Не судите, да не судимы будете,
• 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
• 3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
• 4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
• 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
21 Запрет на раскрытие внутренней духовной жизни христиан перед невежами:
• 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
22 Указание просить Бога о помощи в своих нуждах:
• 7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
• 8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
• 9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
• 10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
• 11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
23 Указание поступать с другими так, как хочешь чтоб поступали другие с тобой:
• 12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
24 Указание необходимости строгого исполнения заповедей Мессии:
• 13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
• 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
25 Указание беречься ложных наставников и критерий их распознания:
• 15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
• 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
• 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
• 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
• 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
• 20 Итак по плодам их узнаете их.
Заключение. Откровение о конце тех, кто не исполняет, и тех, кто исполняет заповеди Мессии:
• 21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
• 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
• 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
• 24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
• 25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
• 26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
• 27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
(Евангелие от Матфея 5:13-48 и главы 6 и 7 полностью)
Другие заветы:
• 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
• 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
• 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
• 11 Больший из вас да будет вам слуга:
• 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
(Мф 23:8-12)
• Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
(Мф. 26:41)
• 34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
(Ин 13: 34)
• 26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
• 27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. (Мф. 10:26-27)
Набор цитат взят из интернета!

Толстой в своём учении, руководствовался прежде всего этими Христовыми Заветами. Поэтому я и решил процитировать их, взяв материал из интернета.
И этот нравственный катехизис, я предлагаю поместить на стенах в классах школы и университетов, в рабочих общежитиях и в красных уголках рабочих и заводских клубов, в госучереждениях и в отделах внутренних дел. Одним словом, воспитывать людей на этих принципах совместной жизни!
И эта идеология «светского христианства» Толстого, может работать в любой социальной системе, как конфуцианство работает в социалистическом Китае и в капиталистической Японии.
 Важно для любого члена российского общества придерживаться «христианской этики». А для этого, нужно познакомить большинство россиян с этими Заветами. В школе, например, можно ввести предмет «религиозная этика» и знакомить всех учеников с этими сокровищами общечеловеческой мудрости и правилами совместной жизни в различных сообществах.
Можно в курсе «социальной этики», ввести тему «христианская этика», а если есть необходимые условия, то можно рассматривать эту тему более широко, как вообще «религиозную этику». 
Естественно, соблюдение и понимание этой этики, всеми – это некий недостижимый идеал. Но само стремление жить по «Заветам Христа», уже меняет ситуацию!
Самое главное в следовании этим заветам, чтобы власть имущие и богатые русские понимали, что быть христианином это не только обязанность, но и привилегия, которая освящена лозунгом «Все мы под Богом ходим!» и всех нас ожидает одинаковый конец!
И тут, невольно вспоминается вполне государственный лозунг: «Жизнь коротка и прожить её надо так, чтобы в конце пути не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы!» 

                Октябрь 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков. 


Рецензии