Благородство великих музыкантов
Надо заметить, что Ференц Лист, подобно своему учителю Антонио Сальери, даёт уроки и консультации бескорыстно. В истории музыки есть и другие замечательные примеры: А. Даргомыжский отказывается от платы за уроки пения с молодыми женщинами; С. Монюшко по доброй воле обучает гармонии мальчика Цезаря Кюи. Известно множество случаев, когда маститые композиторы оказывают покровительство или содействие одарённым людям: Л. Керубини предсказывает замечательное будущее юному Феликсу Мендельсону-Бартольди, предлагает Даниэлю Оберу стать своим учеником; Ж Ф. Лесюёр готовит к поступлению в консерваторию Гектора Берлиоза; Л. ван Бетховен поднимает на руки 10-летнего Ференца Листа в присутствии восхищённой публики; М. Глинка принимает дружеское участие в композиторской судьбе Александра Даргомыжского; Г. Берлиоз пропагандирует музыку Михаила Глинки в Париже; Р. Шуман пишет восторженную статью о Фредерике Шопене; И. Брамс содействует изданию произведений Антонина Дворжака; М. Балакирев из добрых побуждений направляет талантливого мальчика Сашу Глазунова обучаться композиции к своему ученику Н. Римскому-Корсакову; П. Чайковский приветствует талант молодого Сергея Рахманинова; С. Танеев даёт частные уроки ученикам бесплатно; С. Танеев и Р. Глиэр занимаются с юным Сергеем Прокофьевым; Г. Малер высоко оценивает произведения молодого Арнольда Шёнберга; А. Глазунов приглашает учиться в консерваторию Дмитрия Шостаковича и заботится о его здоровье; Д. Шостакович помогает поступить в консерваторию Эдисону Денисову, одобрительно отзывается о творчестве Исаака Шварца и Моисея Вайнберга; А. Хачатурян содействует расцвету композиторского дарования Арно Бабаджаняна и Микаэла Таривердиева. Здесь же встаёт вопрос о благотворительности великих композиторов, среди которых Г. Гендель, Н. Паганини, Дж. Россини, Дж. Верди, А. и Н. Рубинштейны, С. Рахманинов. Антон Рубинштейн жертвует на благотворительные мероприятия свыше 300 тысяч рублей. Чтобы спасти от краха фирму талантливого авиаконструктора Игоря Сикорского, Сергей Рахманинов посылает ему 5000 долларов. Композитор, живя в Америке, играет ряд концертов в пользу сражающейся Красной Армии! Приведём еще один пример: И. Берлин дарит скаутской организации 6 миллионов долларов, полученных им за гимн «Боже, благослови Америку» (…По этому поводу композитор произносит знаменательные слова: «На патриотизме зарабатывать нельзя»). Заметим, что семья Ирвинга Берлина (Израиля Моисеевича Бейлина) происходит из белорусского городка Толочина. Мир, как говорится, не без добрых людей!
Часто выдающийся исполнитель – спасательная шлюпка для композитора. Сколько талантливых инструментальных концертов пишется в содружестве с артистами! Например, Первый фортепианный концерт П. Чайковского корректирует Павел Пабст, Скрипичный концерт И. Стравинского – Самуил Душкин, Скрипичный концерт Д. Шостаковича – Давид Ойстрах, Концерт для арфы с оркестром Р. Глиэра – Ксения Эрдели. Сергей Прокофьев меньше всего зависит от исполнителей, хотя иногда тоже пользуется их рекомендациями, в частности Мстислава Ростроповича.
Кроме творческого союза исполнителя и композитора бывает союз между двумя композиторами. Соавторство или, так сказать, композиторская интерпретация произведения коллеги, имеет право на жизнь. Музыкальная история знает немало примеров доработки незаконченных сочинений: Франц Ксавер Зюсмайер завершает Реквием В. Моцарта; Жорж Бизе – оперу «Ной» Ф. Галеви; Эрнест Гиро сочиняет речитативы к «Кармен» Ж. Бизе и доводит до конца оркестровку оперы «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха; Цезарь Кюи по воле А. Даргомыжского дописывает его оперу «Каменный гость»; Николай Римский-Корсаков делает новые редакции «Бориса Годунова» и «Хованщины» М. Мусоргского; Николай Римский-Корсаков вместе с Александром Глазуновым дают жизнь опере «Князь Игорь» А. Бородина. В XX веке Франко Альфано заканчивает «Турандот» Дж. Пуччини; Филипп Ярнах – «Доктора Фауста» Ф. Бузони; Фридрих Церха – «Лулу» А. Берга; Михаил Ипполитов-Иванов – «Женитьбу» М. Мусоргского; Виссарион Шебалин – «Сорочинскую ярмарку» М. Мусоргского; Дмитрий Шостакович делает собственные редакции «Бориса Годунова» и «Хованщины» М. Мусоргского; Семён Богатырёв реставрирует Симфонию «Жизнь» П. Чайковского; Рудольф Баршай завершает «Искусство фуги» И.С. Баха и Десятую симфонию Г. Малера; Эдисон Денисов – оперу «Лазарь» Ф. Шуберта; Александр Немтин на основе музыкальных и текстовых набросков А. Скрябина воссоздаёт «Предварительное действо» к его грандиозной «Мистерии».
Такого рода сотрудничество между композиторами приносит замечательные плоды!
Свидетельство о публикации №215101201228
Алексей Курганов 12.10.2015 16:46 Заявить о нарушении