Благородство великих музыкантов

В благородном ореоле предстает Ференц Лист – наставник композиторов ипианистов, приезжающих к нему со всех концов света. У маэстро учатся и берут консультации Б. Сметана, О. Дрезель, А. Рубинштейн, Г. фон Бюлов, Г. Бронзарт фон Шеллендорф, А. Бородин, Ю. Ройбке, Э. Григ, Э. Даннройтер, Ф. Коуэн, Н. Щербачёв, Ю. Зарембский, И. Альбенис, И. Томан, Б. Ставенхаген, А. Сенди, А. Зилоти, Э. д’Альбер, А. Глазунов Ф. Бузони.

Надо заметить, что Ференц Лист, подобно своему учителю Антонио Сальери, даёт уроки и консультации бескорыстно. В истории музыки есть и другие замечательные примеры: А. Даргомыжский отказывается от платы за уроки пения с молодыми женщинами; С. Монюшко по доброй воле обучает гармонии мальчика Цезаря Кюи. Известно множество случаев, когда маститые композиторы оказывают покровительство или содействие одарённым людям: Л. Керубини предсказывает замечательное будущее юному Феликсу Мендельсону-Бартольди, предлагает Даниэлю Оберу стать своим учеником; Ж Ф. Лесюёр готовит к поступлению в консерваторию Гектора Берлиоза; Л. ван Бетховен поднимает на руки 10-летнего Ференца Листа в присутствии восхищённой публики; М. Глинка принимает дружеское участие в композиторской судьбе Александра Даргомыжского; Г. Берлиоз пропагандирует музыку Михаила Глинки в Париже; Р. Шуман пишет восторженную статью о Фредерике Шопене; И. Брамс содействует изданию произведений Антонина Дворжака; М. Балакирев из добрых побуждений направляет талантливого мальчика Сашу Глазунова обучаться композиции к своему ученику Н. Римскому-Корсакову; П. Чайковский приветствует талант молодого Сергея Рахманинова; С. Танеев даёт частные уроки ученикам бесплатно; С. Танеев и Р. Глиэр занимаются с юным Сергеем Прокофьевым; Г. Малер высоко оценивает произведения молодого Арнольда Шёнберга; А. Глазунов приглашает учиться в консерваторию Дмитрия Шостаковича и заботится о его здоровье; Д. Шостакович помогает поступить в консерваторию Эдисону Денисову, одобрительно отзывается о творчестве Исаака Шварца и Моисея Вайнберга; А. Хачатурян содействует расцвету композиторского дарования Арно Бабаджаняна и Микаэла Таривердиева. Здесь же встаёт вопрос о благотворительности великих композиторов, среди которых Г. Гендель, Н. Паганини, Дж. Россини, Дж. Верди, А. и Н. Рубинштейны, С. Рахманинов. Антон Рубинштейн жертвует на благотворительные мероприятия свыше 300 тысяч рублей. Чтобы спасти от краха фирму талантливого авиаконструктора Игоря Сикорского, Сергей Рахманинов посылает ему 5000 долларов. Композитор, живя в Америке, играет ряд концертов в пользу сражающейся Красной Армии! Приведём еще один пример: И. Берлин дарит скаутской организации 6 миллионов долларов, полученных им за гимн «Боже, благослови Америку» (…По этому поводу композитор произносит знаменательные слова: «На патриотизме зарабатывать нельзя»). Заметим, что семья Ирвинга Берлина (Израиля Моисеевича Бейлина) происходит из белорусского городка Толочина. Мир, как говорится, не без добрых людей!

Часто выдающийся исполнитель – спасательная шлюпка для композитора. Сколько талантливых инструментальных концертов пишется в содружестве с артистами! Например, Первый фортепианный концерт П. Чайковского корректирует Павел Пабст, Скрипичный концерт И. Стравинского – Самуил Душкин, Скрипичный концерт Д. Шостаковича – Давид Ойстрах, Концерт для арфы с оркестром Р. Глиэра – Ксения Эрдели. Сергей Прокофьев меньше всего зависит от исполнителей, хотя иногда тоже пользуется их рекомендациями, в частности Мстислава Ростроповича.

Кроме творческого союза исполнителя и композитора бывает союз между двумя композиторами. Соавторство или, так сказать, композиторская интерпретация произведения коллеги, имеет право на жизнь. Музыкальная история знает немало примеров доработки незаконченных сочинений: Франц Ксавер Зюсмайер завершает Реквием В. Моцарта; Жорж Бизе – оперу «Ной» Ф. Галеви; Эрнест Гиро сочиняет речитативы к «Кармен» Ж. Бизе и доводит до конца оркестровку оперы «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха; Цезарь Кюи по воле А. Даргомыжского дописывает его оперу «Каменный гость»; Николай Римский-Корсаков делает новые редакции «Бориса Годунова» и «Хованщины» М. Мусоргского; Николай Римский-Корсаков вместе с Александром Глазуновым дают жизнь опере «Князь Игорь» А. Бородина. В XX веке Франко Альфано заканчивает «Турандот» Дж. Пуччини; Филипп Ярнах – «Доктора Фауста» Ф. Бузони; Фридрих Церха – «Лулу» А. Берга; Михаил Ипполитов-Иванов – «Женитьбу» М. Мусоргского; Виссарион Шебалин – «Сорочинскую ярмарку» М. Мусоргского; Дмитрий Шостакович делает собственные редакции «Бориса Годунова» и «Хованщины» М. Мусоргского; Семён Богатырёв реставрирует Симфонию «Жизнь» П. Чайковского; Рудольф Баршай завершает «Искусство фуги» И.С. Баха и Десятую симфонию Г. Малера; Эдисон Денисов – оперу «Лазарь» Ф. Шуберта; Александр Немтин на основе музыкальных и текстовых набросков А. Скрябина воссоздаёт «Предварительное действо» к его грандиозной «Мистерии».

Такого рода сотрудничество между композиторами приносит замечательные плоды!


Рецензии
Да уж, какой-нибудь Филька Кирко ил Газманов-попрыгунчик хрен одну ноту бесплатно исполнят!

Алексей Курганов   12.10.2015 16:46     Заявить о нарушении