Россию надо строить нравственную...
В последнее время и политики, и творческие работники, и общественные деятели, и парламентарии не только России, но и европейских стран дружно заговорили о «подушке информационной безопасности». Как будто внезапно прозрели, ощутив отсутствие баланса между свободой слова и ответственностью пишущих, снимающих и транслирующих через все средства массовой информации состояние нравов и умов.
Мир рискует захлебнуться в неконтролируемых потоках информации, заговорили наиболее продвинутые обозреватели СМИ.
А ведь об этой опасности вот уже в течение, как минимум, последних семнадцати лет ярким и страстным публицистическим словом предупреждал курский киновед и телевизионный обозреватель, ныне член Союза писателей России Сергей Малютин.
Еще летом 1998 года со страниц редактируемого им приложения к межрегиональной газете «Славянка» «ТВ-Афиша» (№33 (90) Сергей Дмитриевич говорил об опасности агрессивного наступления телевидения и пиратского кино на «традиционные ценности, с тщательным «вымыванием» из сознания русского человека христианских этических установок, понятий греха, блуда, непристойности, извращения…».
С гневом и болью телеобозреватель писал о том, как «наша просвещенная либеральная интеллигенция осознанно или неосознанно помогает развращать своих соотечественников…путаницей в головах, отсутствием твердых нравственных представлений о том, что такое плохо и что хорошо, ссылками на «новые ориентиры» и «новые ценности».
И вот уже в течение многих лет Сергей Малютин является для курян мудрым и много знающим гидом в сложнейшем мире телевидения. Его колонки «У телеэкрана» в одной из старейших газет области «Курской правде» стали не просто обстоятельными комментариями к отечественным телепрограммам, а предметом высокой публицистики, глубокого осмысления информационного фона современной телеиндустрии - как движущей силы всех общественных, политических, военных, культурных, социальных процессов в мире.
С.Малютин одним из первых в России обеспокоился отсутствием в журналистском цехе элементарной социальной гигиены, замусоренностью информационной среды.
А ведь еще премудрый Епифаний заметил: никто не достоин писать, у кого нечисты внутренние помыслы. Поскольку во времена этого мудреца телевидения не было, то добавим: и снимать - тоже.
Это С.Малютин дал жесткое, но точное определение пресловутому рейтингу TV из четырех «С»: смерть, сенсации, скандалы, секс.
О какой бы передаче или цикле передач не писал С.Малютин, во всем чувствуются безупречный художественный вкус, обостренное социальное чутье, незыблемость гражданской позиции. Впрочем, он прекрасно проявляет себя и в литературной и театральной критике.
Безусловно, все лучшие качества в нем - от воспитания и от самосовершенствования. После школы он получил музыкальное образование в Курском музыкальном училище (по классу баяна). Несколько лет заведовал музыкально-литературной частью Курского ТЮЗа «Ровесник». Успешно окончил факультет русского языка и литературы Курского пединститута (ныне университет), где потом преподавал на кафедре литературы. Учительствовал в глубинной сельской школе Глушковского района.
И вот уже почти четыре десятка лет трудится в системе кинофикации и кинопроката. Открыл первую в регионе видеотеку. Стал заслуженным работником культуры и почетным кинематографистом РФ, лауреатом премии имени писателя В.Овечкина.
А в 1980 году создал и возглавил киноклуб «Встреча». Это особая страница в биографии Сергея Дмитриевича. Очень дорогая его сердцу. Движение любителей кино стало в Курске не просто массовым, но и высокоинтеллектуальным явлением.
В последние годы оно естественным образом влилось в уникальный культурно-просветительский проект «Кино в театре», задуманный и успешно реализованный С.Малютиным вместе с комитетом по культуре Курской области. За десять лет его успешного существования в зрительном зале областного драмтеатра им. А.С.Пушкина прошли десятки кинопремьер. Количество кинозрителей исчисляется десятками тысяч.
И не зря С.Малютин почитаем не только в кругу кинолюбителей, но и журналистов, писателей, актеров, работников культуры практически всех сфер. Потому что обладает основными признаками настоящего интеллигента, личности незаурядной, духовно богатой и цельной. В своих публикациях, выступлениях перед зрителями он не дает никому расслабиться и забыть о возвышенном, подлинном, а не придуманном мире псевдоискусства.
Не случайно и то, что в телевизионных обозрениях он, прежде всего, выявляет направленность телевизионного вещания, его содержательно-нравственную компоненту. И на протяжении всех этих лет бьется за возвращение на малый экран человека труда; литературно-художественного вещания, концертов крупнейших отечественных композиторов и исполнителей, встреч с властителями дум и душ – писателями и поэтами.
По натуре своей человек необычайной скромности, С.Малютин щедро отдает свой талант борьбе с бездуховностью, «клиповым мышлением», с дешевой развлекательностью и погоней за сенсациями в отечественных СМИ.
Давний и искренний поклонник творчества Александра Солженицына, С.Малютин во всем верен его завету – не участвовать во лжи. А еще он помнит слова этого классика русской литературы: «Россию нужно строить нравственную или никакую».
С такими проводниками в духовной сфере и защитниками национального культурного достояния, как Сергей Малютин, мы более защищены не только от телевизионной агрессии. Он отводит от нас беду забвения традиционных, христианских жизненных ориентиров и ценностей. Зовет к настоящему телеискусству, к созданию новой телевизионной эстетики. И, верится, усилия его не пропадут даром.
В 2007 году за эти телеобозрения С. Малютин был назван «Человеком года» в номинации «Публикация года».
А спустя шесть лет выйдет из печати удивительная книга публициста «Телевидение, которого нет».
Писатель С. Малютин более всего дорожит отношениями с людьми творческими, дружбой с ними. И умеет оценить своеобычность их таланта. При этом старается увидеть внутренний мир художника, поэта, музыканта, актера, деятеля киноискусства…
Лет семь тому назад, помнится, попался мне его очерк о замечательном курском художнике Валерии Мазурове, с которым я тоже неплохо знаком уже не один десяток лет. В те дни ему, как ныне и самому Сергею Дмитриевичу, исполнилось 65 лет. Глубина проникновения в творческую лабораторию художника поразительна.
Очеркист ухватил главное и в манере письма, и в осмыслении сюжета картины, и в философском понимании сложности мира: выбор натуры, свет, патриархальность и новизна, минувшее и настоящее, романтический настрой, умение найти точное и выразительное пространственно-пластическое решение темы полотна, перепады настроения – как «надвременного покоя». А еще и то, насколько глубоко проникает художник в тайны красоты и гармонии окружающего мира, постигает его возвышенную и суровую правду. И как в живописных полотнах проявляется внутренняя духовная сущность самого мастера кисти.
Вот о чем, прежде всего, думал очеркист С. Малютин, рисуя словесными красками образ большого художника Валерия Мазурова.
С. Малютин, конечно, понимает разницу между писателем и читателем, художником и созерцателем картин, композитором и слушателем… Скажем, человек, который написал «Войну и мир» и читатель этого бессмертного романа разные люди. Но С. Малютин осознает и то, что без читателя, зрителя, слушателя теряется смысл всякого творчества.
Это он оценивает уже как состоявшийся писатель, автор довольно нашумевшей «Хроники любви и разлук «…И во дни печали не забуди обо мне». Вещь неоднозначная для восприятия. Но, бесспорно, книга талантливая по художественному осмыслению одного из величайших явлений человеческой природы – Любви. Добавим при этом, что решиться на такой открытый разговор с явно непредсказуемым читателем и, по сути, вызвать огонь на себя нужно определенное мужество.
Не буду вдаваться в какой-либо анализ этого произведения (это убедительно сделано во вступительной статье прекрасного писателя и критика Бориса Агеева и в некоторых других публикациях в Интернете и периодике). Лишь замечу, что Сергей Малютин всем этим повествованием дает нам понять: бегут столетия, меняются запахи земли и культурные коды, время от времени дневное светило возмущается своими вспышками, а Любовь по-прежнему наполняет великую чашу жизни. И ее пока ничем не заменить. В конечном счете, всякая цивилизация собирается вокруг Любви, а не ненависти.
Как-то в минуты откровенности Сергей заметил, что боле всего он боится прожить жизнь впустую, недостойно. Не потому ли там, где он появляется, становится чище в душах, светлее в умах. Врожденное чувство интеллекта позволяет ему сочетать и творческий азарт, и азарт деловитости, и не только уметь слушать, но и слышать других. И совершенно он не приемлет тех, кто выставляет себя «всезнайкой»: только я, мол, прав, только моя картина мира должна «висеть» выше всех… Терпимость – это тоже часть жизненного кредо Сергея Малютина.
Как там, у Александра Блока:
И у тех, кто не знал, что прошедшее есть,
Что грядущего ночь не пуста,
Затуманила сердце усталость и месть,
Отвращенье скривило уста…
Впрочем, для С. Малютина будущее тоже полно загадок. Но оно в его понимании никогда не рисуется пустым. Потому что он уверен, что грядущее зависит только от нас сегодняшних: что мы положим в его основание, таким оно и будет.
Тут важно упорядочить строй души простых людей, тех, кто созидает наши блага, кормит Отечество, положить конец идеологической рубке между теми, кто на деле строит новую Россию, и теми, кто приходит на Болотную площадь её унижать, выслуживаясь перед западными спонсорами в продвижении идеи так называемой «новой демократии». Ради Бога, отстаиваете свои идеи, но при этом не трогайте народ. Либеральная модель мира привлекательна, но слишком коварна.
Во всем должны быть ограничители, уверен писатель Сергей Малютин. А самыми мощными из них, справедливыми и не поддающимися течению веков являются десять заповедей Спасителя нашего Иисуса Христа. Потому что это истина не одного человека, а всего человечества. За эти границы не должна выходить ни одна идея, и тем более ни одно действие. И каждый нормальный человек должен находить в себе мужество следовать этим принципам, не выказывая ни своего унылого жизнеподобия, ни фальшивого оптимизма или прекраснодушия. А в России мы особенно должны дорожить объединительными линиями нашего многонационального и многоконфессионального народа. Пора выписать «похоронку» и «белым», и «красным».
Или как сказал поэт Арсений Тарковский:
Мы вышли из одной пещеры,
И клинопись одна на всех.
Мы не против Запада, мы просто другие. Именно Русский мир исповедует вот такие гуманистические принципы:
духовность – выше материального,
общее – выше частного,
служение – выше собственности,
справедливость – выше богатства.
Это символы нашей веры, православные ценности русской цивилизации.
В отличие от западных символов, где деньги – наш Бог, выгода – важнее совести, души нет – есть желудок.
Кстати, Сергей нередко в общении с аудиторией напоминает, что традиции христианского гуманизма даже в эпоху тотального атеизма – как части коммунистической идеологии сохранялись в Советском Союзе. Не смотря на то, что религия была зажата в тисках атеистической пропаганды Советов, унижена и оскорблена, тем не менее, в музеях, в картинных галереях мы могли созерцать и Христа, и лики святых апостолов, и священнослужителей, особенно в картинах на библейские темы. А их было немало. Да и в музыкальных постановках звучали молитвы, церковные хоры. Скажем, в «Юноне и «Авось» еще в 1982 году в театре «Ленком» проникновенно была исполнена Аллилуйя…Мне посчастливилось быть на премьере этого удивительного представления.
Даже Максим Горький увлекался житиями святых и призывал писателей непременно их изучать, полагая, что они учат мастерству.
Да и в Великой Отечественно войне мы победили не только потому, что врага ненавидели, а потому, что Родину любили. Еще была сильна духовная сопротивляемость народа, его мощные внутренние энергетические потоки. Люди больше были озабочены не тем, как жить, а ради чего жить. В те годы это означало одно - ради победы над лютым врагом.
Некоторым может показаться, что Сергей всеяден. Но это не так. У него есть любимые книги, фильмы, картины, песни, мелодии. То есть то, что его волнует и учит воспринимать разные оттенки человеческой натуры и жизни в целом. Он просто умело и тщательно фильтрует потоки информации.
Наверное, литература для него чуточку больше, чем образ жизни. Но он убежден и в том, что если человек полностью отдается литературе, любому виду искусства, то он может раствориться в ней, стать бесформенным. Известен случай, когда знаменитая русская балерина Ольга Спесивцева настолько растворилась в танце, в образе Жизели, что сошла с ума.
Поэтому С. Малютин старается жить во многих человеческих измерениях.
Недавно Сергей Дмитриевич отметил 65 лет со дня появления на этот свет. Жизнь его так сложилась, что он рано осознал себя как часть этого сложного, подчас невыносимо трудного, но, в общем-то, прекрасного мира.
И 65 лет вместили в себя гораздо больше, чем пройденное и пережитое. Тут главное – дух, свет его таланта, терпение, святость чувств, опыт, доброта. Все это в нем присутствует и приносит прекрасные плоды.
Как и работа духа – одна из тех сфер деятельности, на которую никто не может наложить цепи. Именно в творчестве, общении с природой, в молитве и, конечно же, в любви душа встречается с Богом.
Работа духа часто идет вровень со страданием – неотъемлемой частью русской судьбы, русского пути, всего русского мира. А Сергей Малютин – часть именно русского мира: по таланту, богатству души, широте мировоззрения. Да и по выпавшим на его долю жизненным испытаниям.
И в какой-то мере он наш духовный лидер. Во всяком случае, для меня. Нет, это не священник, а человек совести и добра. Что чувствуется во всем, к чему он прикасается:
в создании талантливых книг,
в литературной или театральной критике,
в киноискусстве,
в консультациях начинающим литераторам,
в дружеском застолье…
Потому что писатель С. Малютин живет на перекрестке многих искусств. И, создавая коллективный портрет курских поэтов на страницах газету «Курская правда», он, конечно, не перевернул наших представлений о поэзии, тем не менее расставил очень важные акценты в творческих биографиях ведущих поэтов соловьиного края.
Он свой человек в курском Доме литераторов. И воспринимает его не как, скажем, стадион, где мы удовлетворяем свои амбиции и страсти, а как храм, где писатели исповедуются перед читателем.
Здесь ему легче понять природу отношений между писателем и его героями, писателем и читателем. А мы убеждены, что читатель любого возраста входит в мир его книг и героев не со страхом, а с любопытством и радостью. Такова общая интонация его произведений. И их притягательная сила.
Владимир КУЛАГИН,
писатель, публицист.
Свидетельство о публикации №215101201282