Дядя Миша

Во время войны мы жили с мамой вдвоём, и лишь изредка к нам приходила бабушка, или мы приходили к ней. Жили очень бедно, на карточки еды давали немного, сахар вообще редко выдавали. Но вместо него иной раз отоваривали печенье , причём не простое , а с шоколадным уголком. Я очень любила, когда сахар заменяли печеньем и очень удивлялась, что мама вздыхала  и сожалела, что опять сахара не выдали. А ещё я любила, когда к нам домой приходил дядя Миша, он работал вместе с мамой в Книжной палате. Отец нас к тому времени уже оставил, поменял маму на фронтовую подругу и единственное, что было от него   - это приходил его денежный аттестат . Правда , за деньги мало что можно было купить, только, если что-нибудь на рынке, но и  это в голодное время была нам какая-то помощь.

Дядя Миша ухаживал за мамой, но мама его не любила, а относилась к нему , как к хорошему приятелю.  Зато я очень любила, когда он приходил, и даже не потому, что у него всегда в запасе было несколько кусков сахарной головы. ( Во время войны сахар чаще выдавали в виде больших кусков сахарной головы, которые мы потом щипчиками кололи на маленькие кусочки). А потому, что он руками мог сделать массу такого, чего другие не умели. Например, под Новый  1944 год мама принесла с рынка ёлку. Дядя Миша укрепил её в деревянный крест, засунул его в ведро с водой, и ёлка простояла у нас до самой весны, не осыпаясь. Ёлочных игрушек, оставшихся с довоенного времени у мамы было всего штук пять, не больше. Я запомнила большой синий стеклянный шар, очень тяжёлый, деда Мороза из бумаги и ваты, крокодила, тоже из ваты, но обклеенного чем-то и раскрашенного в зелёный цвет и смешного лягушонка , сидящего на пне  с газетой в руках. Этого было бы на ёлке слишком мало, если бы ни дядя Миша. Он принёс клей, ножницы, вату, твёрдую бумагу и работа закипела. К нам сразу же , как только появлялся дядя Миша, напрашивались все ребята со двора. Мама их пускала, даже угощала кусочками сахарной головы. А дядя Миша начинал чародействовать. Под его руками появлялись какие-то шары, звёзды, зайцы, медведи, куклы, мячики, снежинки. Часть из них вывешивались на нашу ёлку, а часть уносили с собой счастливые мальчишки и девчонки с нашего двора к себе домой.

А ещё дядя Миша прекрасно рисовал. Накануне Нового года он дня три не появлялся у нас, а вот в Новогодний вечер приходил со свёртком, который дарил маме сразу же, мы же с бабушкой свои подарки находили под ёлкой в 12 часов ночи. Причём я старательно следила за ним с момента его прихода , но всё равно никак не могла поймать момент, когда он, прятал свои подарки. Дядя Миша же говорил, что это не он, а дед Мороз принёс подарки. В свёртке, который он дарил маме был обязательно какой-нибудь пейзаж, но выполнен он был не кистью или карандашом, а представлял собой мозаичное панно из разноцветных лоскутков ткани и цветной бумаги. Эти кусочки ткани и бумаги так прекрасно были сложены, что нисколько не  портили картины, а наоборот завораживали своей красотой. И чем дальше отходишь от картины, тем удивительнее было впечатление, так всё оживало и казалось, что даже пахнет лесом от картины. Нам же с бабушкой он делал тоже что-нибудь своими руками. Мне какого-нибудь смешного медведя или белку, а бабушке шил тёплые домашние туфли. А ещё он экономил на себе, чтобы нам принести побольше съестного к празднику. И хоть мама его всегда за это ругала, он отшучивался и делал всё так же каждый раз.


Рецензии