Вампилов, или Из провинции в вечность

Начало семидесятых – трагическое время для русской словесности.
В январе 1971 года  трагическая нелепость оборвала жизнь Николая Рубцова, поэта нестоличного и непубличного, всенародное признание которого большим русским поэтом придет уже после смерти. Ему было 35.
В августе 1972 года в озере Байкал утонул иркутский драматург Александр Вампилов. До своего 35-летия он не дожил двух дней.
В начале октября 1974 года скоропостижно и загадочно в киноэкспедиции умирает Василий Шукшин – кинорежиссер, актер, писатель.
Печальный этот мартиролог можно длить.
Русская культура – мученическая. О лучших ее  творцах присловье: «что имеем не храним, потерявши плачем».
Почему эту печальную летопись я ограничил тремя именами? Все трое были провинциалами, которых при жизни ни столичная артистическая тусовка, ни тогдашние генералы и их прислужливые пришибеевы от минкульта до всякого рода творческих союзов, репеткомов, издательств отнюдь не привечали.
А вот после смерти начинаются метаморфозы.
Безвременно ушедшие обрастают мифами, вчерашние их недоброжелатели предстают доброхотами, не жалея  елея и красок в своих лживых мемуарах.
Бронзы на памятники не жалели.
Недавно я рассказывал о новой книге Алексея Варламова «Шукшин». Сейчас хотел бы остановиться еще на одной новинке серии «ЖЗЛ» - книге Андрея Румянцева «Вампилов». Однокашник Александра Вампилова по иркутскому университету народный поэт Бурятии Андрей Румянцев на склоне лет отдает дань памяти своему безвременно ушедшему сибирскому земляку.
Возможно, книга о Вампилове получилась не столь яркой как варламовская биография Шукшина, но в ней есть и душа, и нерв. И горькие размышления о «нехранителях и оплакивателях».
О драматургии  Вампилова в книге Румянцева говорят Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Олег Ефремов. Они восторженно рассуждают о высотах театра Вампилова, но при этом ни один из мэтров не признается, что на рубеже 60-70-х иркутский провинциал и его пьесы ими приняты или поняты не были.
Да, можно было поэкспериментировать с двумя одноактными пьесами Вампилова, объединив их в «Провинциальные анекдоты», но вот со сценическим воплощением  «Утиной охоты», «Старшего сына», или «Прошлым летом в Чулимске» все было куда сложнее и драматичнее.
Александр Вампилов – автор четырех больших и нескольких одноактных пьес.
Но дело не количестве, а в том художественном уровне, до которого и многим нашим классикам соцреализма и нынешним постмодернистам как до Джомолунгмы.
У пьес Вампилова сегодня самая завидная судьба. Их играют в столицах и в провинции. Они всегда в  работе, в постоянном и различном сценическом прочтении. Они экранизированы. Раздерганы на цитаты.
Они стали классикой, но в них же можно найти и отголоски сегодняшнего смятенного времени.
Потому что герои Вампилова – эта наша русская провинция. Она никуда не делась,  и даже особо не изменилась. Может быть ожесточилась только, жизнь  помяла.
Но суть сохранилась прежняя.
«Смейтесь над этими людьми, возмущайтесь ими, страдайте от их множества. Но не отвергайте их, ибо это не сделает лучше ни вас, ни их – таков, кажется, главный мотив всех пьес Вампилова», - прозорливо отмечал друг драматурга и его земляк великий русский писатель Валентин Распутин.
Их роднила любовь, боль и сострадание к своим героям.  И в этом единственный секрет вечности их творческого наследия.
А бронза для памятников – это иное, преходящее.


Рецензии