Перепутавшая добро со злом

По поводу публикации на сайте «Год литературы в России» интервью с Нобелевским лауреатом С. Алексиевич.   

Лауреатом Нобелевской премии по литературе 2023 года стал норвежский писатель Юн Фоссе за его новаторские пьесы и прозу, которые «озвучивают невыразимое». Не берусь судить о нём, - не читала, - а вот о лауреате этой же премии 2015 года Светлане Алексеевич… В тот год я прочитала её интервью и написала: «Читала книгу Нобелевского лауреата «У войны не женское лицо». Конечно, это – не литература в высоком понимании этого слова, но всё же заслуживает уважения. А теперь прочитала её интервью и к сожалению, не нашла в нём ни одной глубокой мысли, - всё расхоже, банально, какая-то нарезка озлобленности против России, но с претензией на роль оракула: «Существует некая спайка власти (в России) и всего самого темного в человеке, и она очень способствует соглашательству».
«Главное - каким-то образом нам (россиянам) удалось перепутать добро со злом».
«Я просто о том говорю, что зло - это вещь более хищная, более удобная, простая. Более отработанная, чем добро».
«Почему люди читают западную литературу? Потому что там есть разговор о теле, о тайне тела, о том, что любовь - это и красивое, и звериное. Ничего этого нет в нашей литературе!»
«Это был человек (писатель Адамович) европейского размаха. Я в России не встречала людей с такой европейской широтой взгляда».
Вопрос интервьюера к Алексиевич : «С распадом Союза одновременно рассыпалось много вещей, которые страну скрепляли: представления о законах, о какой-то нормативной школьной этике; дескать, все эти сказки, что такое хорошо и что такое плохо, — это тоже людям коммунисты голову дурили?»
Ответ: «Да. И сейчас они (власти) пытаются это все через церковь восстановить. Но это такая архаика, просто удивляешься, как это вообще возможно… Когда Путин выходит под камеры с голым торсом, можно подшучивать над этим. Но когда он начинает говорить, это же язык зэка! И у нас, когда Лукашенко начинает говорить, это язык председателя колхоза».
Писатель прежде всего - исследователь человеческих душ, и если он настоящий художник, не его обязанность делать такие конкретные, сомнительные выводы. И если бы Алексиевич ограничилась тем, что продолжала собирать свидетельства своего времени, а не претендовала на «глас истины», то её творчество осталось бы «романом голосов». Но этого не произошло, - соблазнилась возможностью за комплименты Европе, но поношения всего русского при уже тогда начинающейся русофобии и получила Нобелевскую премию.


Рецензии