Археологический топор

Тёплым июльским днём на нашем берегу Волги радостно резвились Саша и Наташа – двоюродные брат и сестра. Закончив успешно учёбу в школе, они привезены из своих городов в Золотое – лучшее место на Земле, и радовались своей детской радостью, передавая её бабушкам, дедушке и нам, родителям.
Они бегали по заплёску, поднимая тучи брызг в лучах солнца, махали руками, радостно прыгали.
- Сашка! Лови! – Наташа подняла какой-то металлический предмет и бросила его брату.
- Ты что! Чуть по ноге не попала! – увернулся он и поднял предмет.
- Что это?
- Незнай! Вот тут в воде лежал!
- Наташка! Это какой-то топор! – Саша осмотрел его, положил рядом со своей одеждой и пошёл купаться.
- Только не брызгайся! – он зашёл по пояс и, нырнув, поплыл.
Наташа барахталась у берега, поднимая вверх голову и, тараща радостные глаза и курносый нос, била ногами по воде, поднимая тучи брызг.
- Са-а-а-шка! Ты куда поплыл!
- Я в Ровное! – пошутил он.
Я посмотрел на них с высокого берега и спустился по тропинке к воде.
- Саша! Не заплывай далеко! – крикнул я ему.
Он махнул мне и быстро поплыл к берегу.
- Пап! Смотри, что мы нашли! – дрожа и разбрызгивая воду, Саша выскочил на берег и показал мне находку.
- О! Это что-то древнее! Бронзовый топор!
В это время подошёл Валерий, отец Наташи:
- Да нет. Это обычный колун, вот и краска зелёная.
- Нет. Это не краска. Это окись меди, и толстый слой! Видимо не один век он пролежал, - я ковырнул зелень и под ней засверкал жёлтый металл, - это бронза или медь. Берём его домой!
- Пап! Бери! – Саша стоял рядом весь мокрый, - в архив его положим!
- Замёрз?! – я похлопал сына по плечу, - да вещь старая.
- Да какая там старая! – возразил Валера, - прошлый век, лет сто от силы!
- Не знаю, не знаю… - я положил топор в карман, разделся и пошёл к воде.
Медленно ступая в воду, я поёживался от прохлады и двигал руками, а Саша, с Наташей подступив сзади, готовились брызнуть, хитро посмеиваясь.
- Не надо! Только не брызгать! – кричал я, казня себя медленным вхождением в воду по пояс. Но вот, взмахнув руками, делаю кувырок-сальто на месте головой вперёд. Быстро проворачиваюсь в воде и опять встаю на ноги, но уже весь мокрый.
- Ура! Ура!! – Саша с Наташей изо всех сил брызгают на меня обеими руками, а я повторно кувыркнулся, нырнул и поплыл. Дети за мной.
- Не заплывайте далеко! – я перевернулся на спину, вытянул ноги и, работая в воде под собой одними руками, поплыл вперёд, потом назад.
Купания на золотовском берегу по выходным, поездки на «метеорах», всё это недолго продолжалось. Постепенно всё хорошее пошло на убыль. Плохое стало прибывать. Через «сухой закон» Горбачёва пошёл полный перекос, и всё стало кувыркаться. Флот на Волге сначала остановился, потом пропал вовсе, попав в лапы дельцов-торгашей. «Метеоры» проданы китайцам, речные вокзалы отданы под магазины, а матросы пошли в рэкетиры. Откладывали раньше корку хлеба на чёрный день, но никто не думал, что этот день наступит так скоро. Работаем почти бесплатно. А это символическое «почти» выплачивается с полугодовой задержкой. Все в поисках денег. Все, от инженера, учителя до рабочего, живут на какие-то случайные заработки. Нет перспективы завтрашнего дня.
Дефицит денег заставил меня выйти на поиски.
Чисто интуитивно, подсознательно, однажды, собираясь в Саратов, я сунул тот самый топорик в карман. На набережной, в музее краеведения, показал его археологам. Люда и Костя, с университетским образованием, заинтересовались находкой, тем более найденной на территории нашей области.
- Такого экспоната у нас нет, - сказали они, - это лопата, II тысячелетие до нашей эры. Как Вы хотите передать её нам? – спросили археологи.
- Я бы хотел продать…. Неуверенно начал я, - зарплату нам на заводе не платят….
- Да, это конечно… - Юля надеялась, что я безвозмездно передам, - а, сколько Вы хотите за это?
- Не знаю. Сколько он может стоить?
- Такие вещи мы никогда не оценивали. А сколько Вы хотите?
- Даже и не знаю.… Ну, скажем, миллион.
- Хорошо. – Юля достала бланки, - составим акт.
И она записала легенду о находке лопаты.
- Вот здесь распишитесь. Один экземпляр будет у Вас, а мы обратимся к своему руководству. Вот наш номер телефона. Звоните через неделю.
Через неделю я позвонил. Оказалось, что миллион рублей на закупку экспоната выделить не могут, а могут лишь половину. Я тут же согласился на эту сумму. Юля записала номер моего паспорта и через неделю обещала деньги.
Прошла неделя. Я созвонился с музеем и тут же поехал, получил деньги, которых нам хватило, чтобы продержаться около месяца. А потом…., но это уже другая история.                *


Рецензии