Эссе на тему Мы тоже были когда-то молодыми

22 июня ровно в четыре утра
Киев бомбили нам объявили,
что началась война…
Утро четыре часа. От страшного воя вражеских самолётов, от ужасных разрывов снарядов. Вскакивали со своих  кроватей люди, кто в чём был ,выбегали из домов и тут же сражённые на повал падали так и не поняв , что произошло. Тот кто выжил в первые часы бомбёжек узнают , что началась Великая Отечественная война. Что враг вероломно ,без объявления войны утром , когда все мирные люди спали, напал на нашу страну. В надежде тем самым уничтожить ,как можно большее количество людей.
Вся страна и стар и млад поднялись на борьбу с фашистскими захватчиками. Молоденькие мальчишки , только недавно окончившие школу ,взяв в руки оружие, пошли защищать свои семьи от фашистской нечисти.
А сколько у всех было планов. Поступить после школы учиться в институт, училище, либо сразу пойти работать помогать родному колхозу, мамке, бате, сестрёнкам и братишкам.
Все планы рухнули в один миг. Бедная мама ,еле удержалась на ногах, когда я принёс и показал ей повестку. « Ухожу на фронт. Завтра к восьми  быть на вокзале. С собой сказали брать только самое необходимое. Всё остальное выдадут по месту службы.»
Провожали меня на фронт всем селом, потому что родня моя была многочисленная. Да и других мужиков война не обошла стороной. Со мной вместе повестки получили Михаил мой одноклассник и Иван соседский сын. « Вместе держитесь: говорили старики. Вместе то оно веселее , да и не так страшно»
Всех призывников собрали у призывного пункта, провели с нами небольшой инструктаж и рассадили по вагонам. Я, Михаил и Иван попали в первый вагон. Людей битком ,все суетятся ,бегают, кричат. Вдруг самый старший  ещё раз скомандовал: « По вагонам!». И наш эшелон двинулся навстречу неизвестности.
Ехали мы целых четыре дня . Нам было всё интересно, ведь мы никогда не ездили так далеко. Мы глазели по сторонам ,в надежде увидеть, как наши солдаты ведут под конвоем пленных немцем. Но мы видели перед собой только разрушенные дома, вокзалы , мосты и выражение на лицах моих друзей и других призывником менялось. Дым, копоть, разруха, вот всё то , что будет сопровождать нас долгое время.
Проехав четыре дня ,наш эшелон остановился.  Нам приказали взять свои вещи ,выйти и построиться , что мы все и сделали незамедлительно.
С нами общался майор с интересной фамилией  Хомутов. Видно было , что он не первый день на войне, и ему приходилось участвовать в боевых действиях. Майор стал называть наши фамилии и спрашивать у каждого ,что он умеет делать, есть ли права на автотехнику. Тех кто умел ездить на тракторах и машинах он просил вставать по правую его руку. Когда все фамилии были перечислены ,Хомутов подозвал к себе молоденького лейтенанта и приказал ему выдать всем винтовки и патроны к ним. Так как нам в школе преподавали вождение на тракторе ,я ,Мишка и Иван ,были определены в танковую дивизию. Получили мы Т-34 ,так начались наши военные будни. Четвёртым к нам определили замкнутого и нелюдимого Фрола, он  был у нас  наводчиком.
С месяц мы были в учебке. Каждый день рано утром, нас поднимали ,кормили ,проводили инструктаж, а всё остальное время мы делали тренировачные выезды на полигон. Нас готовили к реальному бою.
По началу было очень тяжело ,даже временами страшно, но пройдёт время и тот страх, что мы испытывали в учебке ,будет казаться нам пустяком, по сравнению с тем, что мы испытаем в первом своём бою под Сталинградом.
Месяц пролетел незаметно. Мы успели сдружиться между собой ,даже поначалу нелюдимый Фрол ,стал более разговорчивым и оказалось, что он смышленый малый. Все цели, которые были нами поражены –это всё заслуга нашего глазастого Фрола.
Вскоре нас и технику переправили ближе к Сталинграду, где уже шли ожесточённые бои. Груды искорёженного металла , тела убитых и раненых ,вот что увидели мы очутившись на передовой.
Долго скучать нам не пришлось .На следующий день нам приказали держать оборону на подступах к Сталинграду.
Казалось всё смешалось день и  ночь. Мы уже не замечали и не знали, какой сегодня день. Времени поесть совершенно не хватало, а враг всё наступал и наступал. Из последних сил мы держали оборону. Лично мы с ребятами подбили не один фашистский тигр. Мишка придумал ,каждый подбитый танк он изображал в виде голубя символа свободы и величия русского народа.
Нам конечно тоже доставалось .Пару раз попадали нам по гусеницам . Но мы не сдавались, устраняли неполадки  и с ещё большей силой били фашистскую нечисть.
В те короткие от боёв минуты ,мы писали письма своим родным. «О боже, как же я скучал по моему селу ,по маме ,батьке и сестрёнкам. «Всего одно письмо получил я от них с тех пор как попал на фронт.
Мама писала, что из нашего села почти всех мужиков забрали на фронт ,остались только немощные старики, да бабы. В некоторые дома уже пришли похоронки.
Я не знаю откуда мы черпали силы . Грязные холодные и голодные, мы не опускали руки, потому что знали, кто если не мы .
Однажды в очередном из ожесточённых боёв на моих глазах был убит мой друг Михаил. Только в ту самую минуту я осознал ,что значит война и что значит терять близких тебе людей.
Потом я долго перебирал в уме ,что мы сделали не так мог ли я уберечь от этой пули моего самого лучшего друга. Ведь мы с ним с первого класса вместе, он делился со мной всегда самым сокровенным . Даже когда впервые влюбился, он сказал об этом ни кому- нибудь,  а мне своему другу. «Эх Мишка ,Мишка. Не уберёг я тебя.»
Эту печальную новость в село родным и близким Михаила сообщили через похоронку. За мужество и отвагу проявленную в боях под Сталинградом ,Михаил был награждён орденом мужества первой степени посмертно.
На место погибшего Мишки был назначен  курносый и рыжеволосый  Никодим.
Он успел побывать в боях ,поэтому учить его мастерству не пришлось. В очередной атаке мы подбили три немецких тигра . « Это за тебя дружище Мишка. Земля тебе пухом».
Наша дивизия располагалась на берегу широкой реки. Стояло  тёплое июньское утро . Я решил пойти искупаться. Ещё были сумерки все спали а мне не спалось .Тревожное чувство сопровождало  меня с вечера. Подойдя к реке на том берегу я заметил какое-то шевеление  в кустах. Спрятавшись я начал вглядываться во тьму и вдруг увидел на лодках людей в формах .Присмотревшись повнимательнее я увидел что это немцы переправляются на наш берег. Их было человек сорок все с автоматами.
Я побежал к своим . «Братцы немцы : Закричал я» Все проснулись,  наспех оделись ,взяли в руки оружие и приготовились  к бою. Подпустив немцем поближе ,мы открыли  шквальный огонь .Вероломная вылазка немцев не увенчалась успехом. Мы даже взяли в плен  их главного . Им оказался  самый кровожадный из людей .Своей целью он поставил уничтожить как можно больше советских солдат.
После этого боя меня представили к очередной награде.
Битву за Сталинград мы выиграли ,как и последующие битвы ,в которых участвовали.
Со своим дружным экипажем мы прошли от Сталинграда до самого Берлина. Уничтожая на своём пути вероломных захватчиков.
За эти долгие четыре года я возмужал ,повзрослел и даже посидел. Из молодого восемнадцатилетнего юнца я превратился в мужчину.
Много горя смертей я видел за время войны. У меня была только одна цель. Выгнать с моей земли эту фашистскую нечисть. Истребить до последнего .Уничтожить. Искоренить.
И нам это удалось. Девятого мая  1945 года Гитлер подписал акт о капитуляции. Мы водрузили наш флаг над побеждённым Рейстагом.
И начался наш долгий путь домой. Мы с Иваном добирались поездом. Как же стучалось моё сердце, когда я оказался в родном селе. От вокзала я не шёл я летел окрылённый Победой.
Дома не знали ,что я возвращаюсь . Когда я шёл по селу женщины ревели вытирая слёзы краем платка ,старики крестились ,а ребятишки любовались моими орденами и медалями.
Я тихонько подошёл к своей калитке. Издали увидел ,как мама несёт охапку дров в баню. Она как -будто почувствовав обернулась ,дрова с грохотом выпали из её натруженных рук. «Сынок: закричала она. Родной мой сыночек» и упала как подкошенная . Я завёл её в дом, оказывается она уже два дня ничего не ела. Всё что было в доме ценного она поменяла на крупу и хлеб и этим кормила моих сестрёнок. У меня с собой был фронтовой паёк. Я накормил всех и за общим столом ,где собралась вся наша родня, мы ещё очень долго говорили ,говорили и ни как не могли наговориться.
Этой ночью я спал очень тревожно. Мне снились кошмары. Бои разрывы смерть Мишки. Еще долгие пол года я не мог спать без очередных кошмаров. Такое не забывается. Оно навечно остаётся в сердцах оставшихся в живых.
С самого утра я пошёл устраиваться в колхоз на работу. Ведь нужно было кормить родных. Как не отговаривала меня мама я всё же устроился трактористом.
На восстановление села ушёл целый год. Но со временем ,жизнь моя стала налаживаться . Я женился  и у меня родился сын ,а назвал я  его Михаилом, в честь моего лучшего друга.
И каждый год 9 мая мы с моей семьёй ,приходим к памятнику погибших односельчан ,вспоминаем какими они были ,а подрастающему поколению ,даём наказ ,беречь и охранять свою Родину ,своих близких и не допустить воин на земле.
Я прожил долгую жизнь ,но ни на минуту не забывал своих погибших товарищей ,всех тех с кем плечом к плечу прошагал до самого Берлина.
И вы не забывайте. Помните нас ветеранов ,так рано посидевших, тогдашних мальчишек. У которых вся молодость прошла под разрывы снарядов, в холоде и голоде. Да… Мы тоже были когда-то молодыми.


Рецензии