Граница на замке

               

      Жизнь моряков богата разными приключениями. На берегу в отпуске, в
компании друзей – есть, что вспомнить.  А капитанам, проработавшим на флоте
20 – 30 лет, и тем более. Разные случаи вспоминаются: веселые и не очень, а
иногда и, вообще, не очень понятные. Как погрузить, перевезти и выгрузить
груз – это все знакомо, особых сложностей нет. Как выбрать безопасный курс и
где укрываться от штормов – тоже все понятно. А, вот, как бороться с береговыми «товарищами», которые имеют отношение к флоту, контролируют, выпускают разные приказы, инструкции, с которыми капитаны не всегда успевают ознакомиться, тут сложнее. Но эти «товарищи» знают, что на этом незнании можно сорвать «мзду» с капитана, а, если не получится, то с судовладельца. Тот, конечно же, деньги считать умеет, не простые люди эти судовладельцы, и свои деньги потом взыщут с капитана.
     Так у капитанов, помимо чисто морских проблем, появляются еще и дополнительные. Перечислять все здесь не буду. Коснемся только санитарно-
карантинной службы и пограничной. Обе службы важны и необходимы, не об
этом речь, но иногда они, хорошо бы иногда, преподносят  не совсем приятные для капитана сюрпризы.
     Вот в отпуске встретились два капитана и старший механик. Ранее работали
на одних судах, потом морская судьба разбросала их по разным судам и судо-
ходным кампаниям. В 90-х и 2000-х тысячных этих кампаний стало в России много.
     Любят взрослые моряки иногда собираться мужской компанией, без жен.
Можно поговорить более откровенно, и разговор получается более открытым.
В разговоре можно и ненормативную лексику иногда использовать, так и ярче,
и убедительней получается.
     Теплоход «Адрия» заканчивает выгрузку в порту Сочи. Утром на борт  прибыл судовой агент, чтобы уточнить все –ли судовые заявки выполнены бере-говыми организациями, что еще необходимо сделать и, естественно, подписать
бумаги о работе агентской фирмы для последующей оплаты агентского возна-граждения судовладельцем. Судно принадлежит Санкт-Петербургской фирме,
экипаж нанимался Одесским филиалом этой фирмы, а фактический хозяин живет
в Нью-Йорке, работает теплоход под Российским флагом.  Вот такая интересная история теплохода. Вызывает капитан в каюту старшего помощника и старшего
механика:
     - Так, сегодня вечером отходим в Темрюк под погрузку металлолома на
Италию. Что сделано по нашим заявкам, и что не выполнено.
     Докладывает старпом:
     - Продукты получили, техснабжение тоже. Но у нас могут возникнуть про-
леммы с оформлением отхода санитарно-карантинной службой.
     - А, в чем дело, какие могут быть замечания от врачей?
     - У нас не сданы на сборщик хозфекальные воды. Мы стоим в порту уже
шестые сутки и по санитарным правилам обязаны сдать эти воды на специальный
сборщик. Я несколько раз напоминал об этом судовому агенту, но он говорит,
что в порту Сочи такого сборщика нет. Сдать эти воды мы обязаны, об этом делается отметка в специальном журнале. На шестые сутки в этих водах начинают
развиваться какие – то болезнетворные бактерии. Штраф за такое нарушение
накладывается очень значительный, но и, естественно, могут задержать отход
судна.
     Капитан агенту:
     - Ну, и что вы на это скажите? Надо этот вопрос как-то решить.
     - Я уже не раз говорил и вам и старпому, что в этом порту нет такого сборщика. Порт небольшой, суда здесь дольше шести суток не стоят. Выходят в море за 12-мильную зону, где разрешен сброс таких вод в море и  сбрасывают эти воды на ходу судна. Делается определенная запись в судовом журнале и журнале операций с этими водами. Вы вечером выйдете в море и там произведете эту операцию. Все. Никаких претензий к вам от санитаров не будет.
     Вечером вышли в рейс. Вышли за 12-и мильную зону, где разрешен сброс
в море хозфекальных вод.
     Спрашивает Александра Николаевича его коллега капитан:
     - Николаич, а где тебя прихватили?
     - В Темрюке. Пришел следователь и говорит, что я нарушил государственную
границу. Я все ему описал, объяснил, что вышел за территориальные воды для
сброса хозфекальных вод. Он говорит, что пограничники меня вызывали, но я не
слышал. Мы выходим из порта и рация УКВ работает на канале диспетчера порта.
Может мы  не переключились на другой канал. Ночь. Около Сочи много яхт и мелких судов, мне бы на них не налететь. Пограничников я не слышал. Далее,
сброс хозфекальных вод лиметирован. Надо сбрасывать это дерьмо в воду на
ходу и с определенной скоростью, а это займет 5-6 часов. Если лягу на курс в
удалении от берега 12 миль, то по ходу судна – Туапсе. Ну, и зачем я попрусь
через Туапсинский рейд? Дальше Новороссийск и тоже рейд, который постоян-
но забит судами. Дальше, южнее Новороссийска закрытый район – производятся
учебные стрельбы. Я обошел все эти районы южнее, благополучно прошел Керченский пролив.
       - А где тебя прихватили?
       - В Темрюке. Пришел следователь, предъявил обвинения. Я все свои действия описал. Да, я вышел за территориальные воды, но там пограничных столбиков нет. Какая разница – я в 12 милях от берега или в 20. И, кто мне сказал, что это нарушение. Всегда ходили, выбирая более безопасный курс. Я провел судно безопасным курсом, не влезая в проходы между стоящими на рейде судами, и,вообще, не подвергая судно и экипаж ненужному риску. Сбросил хозфекальные воды, согласно всем правилам.
       - Так, а чем же все это закончилось?
       - Прислали мне повестку на суд в г.Адлер. От моего имени была дана до-
веренность судовому агенту в Сочи. Он и выступал от моего имени. Но он – то,
что в этом понимает и, какой у него интерес защищать меня, человека чужого,
в его родном городе.  Присудили мне штраф за нарушение границы – 35000,0
рублей.
       - И, как ты эти деньги выплатил?
       -Штраф оплатила моя судоходная кампания, но потом при расчете, после
окончания контракта, эти деньги удержала с меня.
       - А, не пробовал, потом через суд взыскать эти деньги со своего судовладельца.
       Капитан рассмеялся:
       - Выиграть у судовладельца, у которого все везде «схвачено», невозможно,но и тогда в море я больше уже не смогу работать. Судовладельцы все друг – друга знают и при приеме на работу обязательно запросят характеристику на кандидата. А, кому нужен капитан, который судится с хозяином.
       Рыночные отношения – это, наверное, хорошо в определенных отраслях
хозяйства. Но в таких сферах, как авиация, флот и некоторых других, не буду их все перечислять, помимо рынка нужны еще и другие законы. Может самолеты
будут меньше разбиваться и суда, у которых, если стукнешь молотком по корпу-
су, то пробьешь его, уже не говорю об изношенных механизмах,  не будут выпускать в море. Надеюсь, что это произойдет. 

 
 

 
       
   
,


Рецензии