Шесть секретов святителя

Необычайно насыщенная жизнь святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисcкого чудотворца (Михаил Борисович Максимович, 1896-1966), предстала в трех редко сочетаемых высочайших проявлениях: как смелого и признанного иерарха Церкви; как подвижника, принявшего на себя самую суровую аскезу и продолжившего традицию столпничества; и как Христа ради юродивого, наставляющего людей той «простотой», что находится за пределами мудрости мира сего.

Чти отца своего и мать свою

С детства Мишу отличает глубокая, явно не соответствующая его возрасту религиозность. Он часто погружен в свои мысли, «играет в монастырь», наряжает игрушечных солдатиков монахами и делает из военных фортов обители. Но не перечит родителям и, когда приходит время, поступает в Петровский Полтавский кадетский корпус. После него вместо желанной учебы в Киевской духовной академии опять учится по настоянию родителей на юриста в Харьковском Императорском университете. И пока они живы, неизменно считается с их мнением.

Истинное познание житий святых важнее
любого университетского курса

В том возрасте, когда иные мальчики отбрасывают «бабушкины сказки», Михаил начинает собирать иконы, религиозные и исторические книги. Однокурсники говорят, что он больше уделяет времени чтению житий святых, чем посещению академических лекций. И правда, он изучает их «на университетском уровне», усваивая мировоззрение и отношение святых к жизни, проникая в их психологию и постигая разнообразие их деятельности – аскетические труды и практику молитвы. Уже в пятнадцать лет он заражает своим примером не только родных братьев и сестру, но и французскую гувернантку-католичку. Она желает принять православие, он помогает ей приготовиться и учит молитвам.

Облачись в доспехи наставников

Зачем учиться на чужих ошибках, когда много полезней перенять опыт Божьих угодников, считает Михаил. У одного из своих предков, святителя митрополита Иоанна Тобольского, он заимствует благочестие; манеру служить с закрытыми глазами, мягко говорить, не прерывая внутренней молитвы, он перенимает у знакомого полтавского епископа, святителя Феофана (Быстрова); у особо почитаемого святителя Тихона Задонского он занимает любовь к детям и, находясь в Шанхае, устраивает для сирот и детей нуждающихся беженцев приют, куда собирает и детишек из городских трущоб (в общей сложности через него прошло около трех с половиной тысяч детей); после хиротонизации в 1934 году и до самой кончины епископ Иоанн, памятуя о своих посещениях в юности мощей святителя Мелетия Леонтовича, следует его строгой аскезе и воздерживается от сна.

Поровну подели время суток: для богослужения,
для богосозерцания, для добрых дел и для отдыха

Божественную литургию Владыка служит каждый день, при любом, даже самом малом числе присутствующих. Дискос его переполнен из-за множества поминовений. Сам он из каждого «кармашка» то и дело достает записки с именами, и с каждым днем их становится все больше, так как просят его о помощи люди со всего мира. После службы он навещает в самых отдаленных местах больных и одиноких, заключенных и душевнобольных. Во многих европейских больницах знают об этом епископе, который может молиться за умирающего всю ночь, поэтому пропускают его в любое время. Рабочий день его не оканчивается с приходом ночи, ночь для него - поприще молитвенных подвигов. Лишь тогда, когда оставляют силы, он кладет голову на пол. Бывает, от легкого прикосновения вскакивает, обливается холодной водой и бодрым идет на службу.

Дерзай

Владыка дерзает молиться даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях. В 1949 году уже архиепископом он на коленях вымаливает у китайских коммунистов разрешение эвакуировать из Шанхая пять тысяч русских на филиппинский остров Тубабао. Двумя годами позже много дней проводит в Вашингтоне в приемной Министерства иностранных дней, пока не «исторгает» разрешение на въезд в США трем тысячам ожидавших на острове беженцев (остальные были приняты Австралией). И не успокаивается до тех пор, пока не находит большое океанское судно и не перевозит всех в Америку!

Самым строгим будь к себе

Пищу Владыка принимает один раз – в одиннадцать вечера. В первую и последнюю седмицы Великого поста не вкушает вовсе, в остальные дни этого и Рождественского поста – только просфоры. Одежду носит из самой дешевой ткани. Мягкие туфли или сандалии всегда - без носок. Часто ходит босой, так как отдает обувь нищим. Известно, что в одной из церквей Парижа в 1956 году один католический священник вдохновлял молодежь словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».


Рецензии