Начальная школа. Пополнение в классе
В стенах хуторской школы получали знания наши родители, когда были детьми.
Поколение учеником ежегодно сменялось, набирался первый класс, а четвёртый переходил учиться в соседний хутор, где получал не только знания по школьной программе, но и принцип хуторского коллективизма.
Случались частые драки с местными ребятами из х. Дыдымовка, которые тоже перешли по наследству от наших родителей, дрались группами и довольно жестоко.
На нашу же долю выпало мирное сосуществование, в Дыдымовке практически не осталось ребят школьного возраста.
Вот и я в 1965 году, первого сентября пришёл учиться в первый класс, нас двоих рождённых осенью не взяли учиться со своим годом, по причине перегруженности класса учениками.
Да я был даже рад такому решению, у Надежды Павловны, учительницы нашего класса учиться одно удовольствие, она никогда не повышала голоса, не ругалась на своих учеников, если те начинали шуметь в классе, когда она писала задания на доске.
А молча, поворачивалась и проводила взглядом по классу, класс затихал, всем становилось немного стыдно.
Урок продолжался в полной тишине.
Учительница двух других классов, была противоположностью Надежде Павловне, могла запросто накричать, если ей мешали вести урок и даже дать подзатыльник для профилактики.
Первого сентября после торжественной линейки нас первоклассников завели в класс и рассадили по партам.
Нам двум Сашкам одногодкам досталась последняя парта у входа двери.
В нашем классе имелось два южных и два западных окна, и сидели мы спинами к улице, а классная доска висела на северной стене.
Третий класс сидел у западных окон, их по численности учеников было меньше, чем нас первоклашек.
Практически всех ребят из общего класса я уже знал хорошо.
Сидя за партами, учились писать первые палочки и крючочки, раскладывали палочки и учились считать, а в раскрытой кассе букв искали нужные буквы.
Постепенно продвигались по наукам и в течение года выводили крючочки с палочками.
Второй год учёбы для меня начался с того, что вскоре по семейным обстоятельствам уехал с родителями лучший друг детства Колька.
Мы ещё некоторое время переписывались с ним, а затем на многие годы общение прекратилось.
Увиделись однажды с ним в начале восьмидесятых, когда он приехал на свадьбу своего двоюродного брата, у которого мы в одно время, когда перетаскивали сундук за огородами, позаимствовали машины для игры.
Колька зашёл ко мне в гости, я его не узнал, уж много лет прошло с тех пор как расстались.
Мой одноклассник Колька, наверно попал тогда в волну миграции населения по стране, по различным причинам уезжало наше хуторское население, а к нам из других районов огромной страны приехали новые жители.
Одним из первых новых учеников, которых до этого я не знал, был Толик Самотёсов, который жил через дорогу от школы, в небольшой хатке, одной из первых построенной в хуторе.
Затем он с родителями переедет на третью улицу в более просторный дом, а у нас появится новый ученик Юрка Измалков.
Но до этого из Караганды приедет семья Золотарёвых.
Получиться так, что Серёга будет учиться со мной в одном классе, а его брат Мишка с моим братом Вовкой.
К новым ребятам на улице впервые дни присматривались с подозрением, на речке, где купались у кургана, устроили проверку.
Серёга боролся со сверстниками и показал себя с лучшей стороны.
Вскоре в школе я с ним сдружился и создали мы весёлый тандем, который пронесли весело и со смехом до выпускного десятого класса.
Из соседней Республики переехала к нам в хутор семья Мясоедовых, купили крайнюю хату Степанко, в нашем классе появилась новая девочка Надя, которая запомнилась впервые дни, тем, что сидела, держа прямую спину, с бантами на голове, а руки держала сложенными на парте.
Это были ребята, прибывшие в наш 1965 года образования класс, к ученикам по соседним партам, которые на два класса были старше, прибыл новый ученик.
Чем мне запомнился Миша Погорелов, так это тем, что с ним всегда имелась шахматная доска.
Запомнилось мне и первое знакомство, когда я заходил во двор школы, то справа у забора под старой курагой собрались пацаны нашей школы, которые полукольцом окружили Мишку.
Мишка на доске расставил фигуры и предлагал сыграть в шахматы, подсаживались ребята и через несколько ходов проигрывали, Мишка ставил мат.
С каждым днём желающих убавлялось, знали, что проиграют.
Валерка и Толик, Мишкины одноклассники на переменах агитировали ребят сыграть партию в шахматы.
Как - то уговорили и меня ребята сыграть партейку, в шахматах я практически не разбирался, даже толком не знал, как правильно расставить фигуры на доске, но решил попробовать сыграть, несколько ходов пешками и проиграл, Мишка ставит мне мат.
Вот резаться в шашки у меня получалось намного лучше, чем играть в шахматы.
Там долго думать не надо, раз - два и в дамках.
Состав класса в течение четырёх лет незаметно менялся, кто - то остался на второй год, одни по успеваемости, другие по болезни, третьи снова переезжали в поисках лучшей доли.
А основной костяк учеников продолжал обучение в Пролетарской начальной школе.
Шло время – летели годы.
Принимались вначале в ряды октябрят, а затем ко дню рождения Ильча вступали в пионеры.
Школьная жизнь бурлила, со всеми атрибутами проходящих праздников.
11. окт 2015 г.
Свидетельство о публикации №215101200004