Грех

         1. Что такое грех? Существует заблуждение, что понятие "грех" является более узким по отношению к понятию "безнравственный поступок". Грех, согласно такому представлению, – это не просто нарушение запретов, данных человечеству Богом через Закон и совесть, но нарушение ОСОЗНАННОЕ. Отсюда делают вывод, что если преступник не осознаёт беззаконной, богопротивной природы своего дурного поступка, то такой поступок не вменяется ему в грех, и ответственности за него он не несёт. Считаю подобное представление в корне ошибочным.
          В каком бы состоянии мы не совершали греховное деяние – вольно или невольно, сознательно или неосознанно, в любом случае мы противопоставляем себя Божественному Закону, от рождения начертанному на скрижалях нашего сердца. Становясь в оппозицию к врождённому нравственному чувству, мы, тем самым, грешим. Другое дело – различие в степени ответственности за один и тот же поступок у осознающего свою вину и не осознающего. Если, к примеру, абориген из полинезийского племени убивает своего заклятого врага и потом, согласно местной традиции, съедает его сердце и печень, то вина этого дикаря будет оцениваться по несколько иной шкале, чем вина жителя Европы, совершившего аналогичный поступок. Но грех присутствует и там, и там.
          Подтверждение вышеизложенного взгляда мы найдём в евангельской притче о господине и его домоправителе (Лк. 12, 42-48). Согласно этой притче, тот раб-домоправитель (намёк на церковоначалие?), кто в отсутствие своего господина (очевидно, подразумевается Христос) сознательно злоупотребляет своим начальствующим положением, сознательно идёт наперекор воле последнего, тот, по пришествии господина, "бит будет много", а кто делает то же самое непреднамеренно – "бит будет меньше". Но, всё равно, бит! Притча заканчивается моралью: "...От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут".

          2. Думается, одной из причин бытования мнения, согласно которому невежество неподсудно, является неверное понимание ряда мест из Священного Писания, в частности, тех речений Спасителя, где Он, казалось бы, произносит схожую мысль. Так, в одном из эпизодов Иисус говорит фарисеям, не признававшим в Нём Сына Божия: "Если бы вы были слепы, то не имели бы [на себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас" (Иоан. 9, 41). И в другом месте другими словами выражает ту же самую мысль: "Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём" (Иоан. 15, 22). В данном случае легко впасть в чрезмерно расширительную трактовку слов Спасителя, распространяя "слепоту" (неосведомленность) на область бытовой нравственности. Однако, Господь речь ведёт вовсе не о нарушителях норм бытовой морали: ворах, убийцах, блудниках и т.п. Его слова относятся исключительно к мировоззренческому невежеству (слепоте духовной) – явлению, которое САМО ПО СЕБЕ невозможно оценить в терминах "нравственно-безнравственно", "праведно-греховно", точно также, как нельзя оценить в категориях морали незнание, например, таблицы умножения или языковой грамматики. По мысли Христа, такого рода незнание-невежество начинает перерождаться в грех с того самого момента, как, будучи просвещено Божественным светом истины, продолжает противиться Свету, встаёт на путь вражды с Источником Света (это явление мы обычно называем воинствующим невежеством). Иудеям было предоставлено право выбора между Христом и Велиаром, и они (за исключением немногих), заглушив голос совести, использовали эту свободу себе в осуждение. Мотивы такого ложного выбора могли быть различными, но суть их сводилась к одному – на внутренней чаше весов человека его любовь к земному миру перевешивала любовь к Богу. Таким образом, тезис "незнание освобождает от ответственности" в данном случае действует в очень узком, специфическом, диапазоне применения. Расширительное (внеконтекстное) толкование вышеприведённых слов Христа есть искажение их подлинного смысла.

          3. Если мысль Христа для нас стала понятной и очевидной благодаря анализу контекста, то, казалось бы, схожую по смыслу мысль св. ап. Павла понять несколько сложнее, особенно неискушённому читателю. Что имел в виду Апостол, когда писал: "«[И] до закона грех был в мире, но грех не вменяется (букв. с греч. «не засчитывается»), когда нет закона» (Рим.5, 13)? Из чтения послания к Римлянам видно, что данная мысль является для Апостола настолько важной, что он повторяет её (с вариациями) и в других местах, как например, здесь: "... без закона грех мёртв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер" (Рим.7, 8-10). Здесь следует пояснить, что в послании к Римлянам понятие «грех» используется в несколько отличном смысле от того, который мы традиционно вкладываем в это слово. Согласно Апостолу, грех [по гречески – амартИя] – это некая душевная «порча» (нечто вроде вируса), вошедшая в человеческое естество через проступок прачеловека Адама и неизменно передающаяся по наследству всем нам, его потомкам (Рим.5, 12). Этот грех-вирус является причиной тотальной смертности человеческого рода (до своего рокового проступка Адам был бессмертен). Он же служит детонатором всех низменных страстей, склоняющих человека к ведению аморального образа жизни, дурным поступкам, преступлениям и т.п. До появления Моисеева закона – системы Божественных запретов, регламентирующих образ жизни человека – грех находился в состоянии спячки и особо не докучал, напоминая о себе по большей части через факт человеческой смертности (Рим.5, 14). Но как только Бог дал людям нравственные ориентиры в виде заповедей Моисеева Закона, "вирус" проснулся и начал активно противиться всему Божественному. Очевидно, что грех-вирус (у Апостола) и грех-проступок (в традиционном понимании) – это разные вещи, поэтому вышеприведённые высказывания Апостола не имеют прямого отношения к теме нашего исследования. Они о разном. Примечательно, что в том же послании к Римлянам несколькими главами ранее Павел высказывает мысль, по сути, подтверждающую наш изначальный тезис о том, что незнание не освобождает от ответственности. Так Апостол пишет: "Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим.2, 14-15). Получается, что совершённый невеждой-язычником проступок всё же вменяется ему в вину (раз уж законом для него служит врождённое нравственное чувство, или совесть).
         
          4. Таким образом, мы выяснили, что понятие "грех" приложимо к любому человеку, в том числе, и к тому, кто "не ведает" своей греховности – чей страх Божий и чья совесть (инструменты морального сознания), казалось бы, не проявляют признаков жизни. Основой для такого взгляда служит представление о врождённости морального чувства (человек рождается с первичным Моральным Кодексом в сердце).
          Теперь попробуем сформулировать, что же такое грех. Святой апостол Иоанн Богослов даёт следующее определение: "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие" (1Иоан. 345). Таким образом, грех есть не что иное, как  безнравственный (= эгоистичный) поступок, но – добавим мы – рассматриваемый не столько с позиции общечеловеческой этики, сколько с позиции Божественного правосудия и воздаяния. Когда мы говорим о безнравственном поступке, то мыслим в горизонтальной плоскости, рассматривая взаимоотношения человека с другим человеком, когда же говорим о грехе, то вектор нашей мысли всегда лежит в вертикальной плоскости (человек и Бог). Если человек грешит, то грешит исключительно против Бога. Сущностью же греха является эгоизм (Я-центризм). Беззаконность, безнравственность, греховность и эгоистичность представляются нам почти синонимическими понятиями, имеющими лишь контекстное отличие. Везде, где присутствует эгоизм, там же присутствуют безнравственность и грех. Закон и совесть призваны сигнализировать нам о проявлении эгоизма в нашем поведении. Если же мы отчётливо слышим эти сигналы, осознаём их, но при этом не пытаемся исправиться, то неизбежно заболеваем: запускается процесс угасания духа, личностной деградации – когда человек постепенно скатывается к уровню дикаря-людоеда. Именно это последнее (а не экзекуции и болезни) является самым страшным Божьим наказанием за наше противление Его Закону.


Рецензии
//Если, к примеру, абориген из полинезийского племени убивает своего заклятого врага и потом, согласно местной традиции, съедает его сердце и печень, то вина этого дикаря будет оцениваться по несколько иной шкале, чем вина жителя Европы, совершившего аналогичное злодеяние. Но грех присутствует и там, и там.//
Спорное утверждение.
А если абориген защищал свое селение, свою семью, от напдавшего на него врага, то что он тоже согрешил, когда убил нападавшаго, и по обычаю племени съел его печень ?
//Если человек грешит, то грешит исключительно против Бога. Сущностью же греха является эгоизм//
Ну, а как быть с ап.Повлом, который до своей встречи со Христом, гнал Церковь? Он, что, по эгоистичным причинам это делал? А может быть все таки, по неведению?
Если уж говорить о традиции, то грех, в Церкви, ассоциируется с "ошибкой". А причины ошибки могут быть разные, и даже извинительные.

Сергей Пометнев   25.04.2022 15:24     Заявить о нарушении
1) Если Вы считаете каннибализм невинным явлением, то даже не знаю, что Вам посоветовать…
2) Эгоизм бывает индивидуальный и групповой. Савл (будущий ап. Павел) гнал Церковь по причине религиозной нетерпимости, воинствующего фанатизма. А все эти качества имеют в своей основе эгоизм группы.
3) Неведение (незнание) в чистом виде не является грехом. Грех начинается с мотивации.

Даниил Милосердов   25.04.2022 23:59   Заявить о нарушении
//Если Вы считаете каннибализм невинным явлением, то даже не знаю, что Вам посоветовать…//
Я не считаю это нормальным, но поедание сердца врага считается нормальным у данного племени аборигенов.
Вот сейчас, например, многоженство это грех, а во времена Иакова, это было нормой, и Богом не порицалось. Так же и с наложницами.
Вот, если абориген съест печень врага, после того, как услышит Евангельское Благовестие,то извинения иметь уже не будет.
Тем более, что я говорил не о самом каннибализме, а о том случае, когда абориген защищает свое племя и семью.
Грех, это действие, которое совершается в "разрез" с волей Божией.
И я соглашусь с Вами в том, что мотивация здесь имеет ключевую роль.

Но как все же быть, с мотивацией "того" аборигена?


Сергей Пометнев   26.04.2022 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.