Станислав Лем. Солярис. Разм. 5-8

5. Фраза "Не для того же я летел в такую даль, чтобы погибнуть у самой цели" и бесстрашие.

Подобное "бесстрашие" испытывают многие мирские люди, строящие обильные планы на будущее, летящие "в такую даль", как будто забыв, что всё равно будет смерть. Это чувство настолько сильно, что даже при угрозе смерти уменьшает страх перед ней. Но вместо правильного отношения человек ей пренебрегает. А зря. Только думая о смерти, можно прийти к мысли о Вечной Жизни.

6. Фраза "Я прозевал важный момент появления планеты" и двойная внезапность.

Во-первых, планета и так с внезапным миром. Во-вторых, ещё и корабль на неё попал внезапно. Это приведёт к двойной потерянности: удивлению незнакомому миру и трудности соориентироваться сразу. Понять, где станция Солярис и исследовать мир. Но это несопоставимые цели, хотя можно сказать и так: цель--найти "Солярис" в чужом мире. Т.е. людей, подобных себе, привязать к чужой реальности.

7. Планета встречает гостя: олицетворение  и безответность своих.

Планета олицетворяется, а станция "Солярис", напротив, теряет своё лицо. Это, судя по аннотации--одна из основных тем романа. Люди всё больше обезоруживаются чужим миром. Он начинает им диктовать свои законы, против которых они не могут идти.

8. Треск атмосферных разрядов и шум песка, падающего на мембраны: воздействие на душу и на тело.

Вот и выясняется, что столь незначительный шум в самом начале можно сопоставить с шумом в дальнейшем повествовании. Соприкосновение тела с космосом дополнилось внешними ударами, которые проникли уже не в тело, а в душу человека. А на тело повлияли гораздо сильнее. Мы видим, что воздействие на душу достигается воздействием на тело только тогда, когда последнее достаточно сильно.


Рецензии