Игры на свежем воздухе

Владимир Афонин               
               

                ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ


                Посвящается Татьяне Лемеш
 

Эту историю мне рассказал один совершенно не знакомый  мне человек , с которым мы по воле случая , оказались запертыми в аэропорту непогодой . Рейсы откладывали и откладывали ,боковой  ветер с мокрым снегом не оставлял никаких шансов .Надвигалась ночь. Люди постепенно ,устраивались на ночлег .Мне спать не хотелось , что бы успокоить себя  и отвлечься ,я стал  разглядывать пассажиров .Неожиданно сосед,  по-русски, попросил присмотреть за вещами и отошел.
«Надо же , соотечественник !» Встречи с ними на чужбине не сулили ничего хорошего , чаще они  , как однополюсные магниты , шарахались друг от друга  и разговора никогда не получалось .
Мужчина прилично одетый , в возрасте ,но бодрый , с улыбкой , подойдя сказал :
 « Наверное ,Новый Год встретим в аэропорту – у меня такое было ! Ничего , даже  новые друзья появились ! А вы как ?»
«Нет. Я новичок в этих делах , в кои то веки выбрался  и вот на тебе !»
Потолковав о том и о сем , слегка попривыкнув друг к другу , выяснили , что земляки , и что почти ровесники .
 Он представился :  «  Константин» .
На мониторе крутили рекламу . В одном ролике боксер работал левой , а правой держал новую модель смартфона .Собеседник посмотрел , Усмехнулся . Я почувствовал знание дела .
« А вы, что  то же ?» мотнул я головой в сторону монитора .
« Да нет .Куда мне с моим носом . Хотя ,» он сделал паузу « Был связан , был. Но это очень давняя и длинная история».
Я посмотрел  за окно .Снегоуборщики  пытались противостоять натиску циклона. Самолеты стояли облепленные снегом .Люди в ярких комбинезонах  что то делали , но чувствовалось ,что шансов нет .
« Ну а что ? Время у нас полно . Я готов .»  и ,откинувшись в пол оборота , выжидающе посмотрел на соседа .
« Давно это было» , начал он , « росли мы в подмосковном  поселке после войны .Нравы были , да вы и сами знаете ,развлечений мало .Ребятня сама занималась собой .Спорт тогда в почете был, пионер лагерей не было , на каникулы в деревню к бабушке , километров за 20 от поселка , а там нравы еще проще .Люди измотанные  войной и голодом ,только на ноги вставали.
Взрослые вкалывали ,а ребятня носилась ватагами .Старшие ,помладше и совсем салажня Нас с поселка за своих держали , а вот городские- с Москвы ,те с трудом вписывались в деревенские компании.
Брат у меня был ,двоюродный. Старше меня на несколько лет. В деревне у бабушки летом мы вместе росли. Он очень крепкий был .Меня в обиду  никому не давал . Ни –ни ! Дрался он мастерски . Боялись его все ! Кровь у него еще сильно горячая была, в раж входил –забить мог . Но меня не трогал , только мучил иногда . За дело или так ,покуражиться . Раздразнит , раздразнит ,я на него с кулаками , стучу как о стену глухую . Он смеется , а потом одним ударом , но не в лицо, на землю свалит , сам сверху  распластает , да еще слюни в лицо пускает и ржет .Я как уж кручусь , пока из сил не выбьюсь , тогда отпустит , в напутствие –ты  мол, веди себя хорошо. А уж как вырос совсем героем стал . Способности к учебе имел , но все спустил  на дружков да выпивку. Гулять рано  начал . Родители его любили . Мотоцикл  ему купили. Тогда только появились транзисторы – « Альпинист» , как сейчас помню.
Спортом он еще сильно занимался , но это , в основном , для драк . У нас в поселке ничего не было , а он гантели и боксерские перчатки  по почте заказал . Прислали  посылкой .
Он со своими дружками еще книжку раздобыл « Бокс». Сами заниматься начали – в парке на заброшенной эстраде . Им спарринг – партнер понадобился ,  для того  что бы  «лапу»( это такая маленькая доска , обшитая кожей ) держать . По ней удар отрабатывают и реакцию тренируют .Тут он про меня вспомнил , позвал посмотреть  на тренировки . Ну а дальше – я им за место спарринга . Должен был «лапой» в разные стороны махать, а они удары опережали . Меня не били , берегли , но доставалось все равно .Особенно когда боевые перчатки одевали ,они маленькие, тяжелые и удар в них очень сильный . Я в тренировочных –они побольше и по мягче  и то же : я должен был удар  обозначать или парировать их удары , но иногда своей же перчаткой  в нос получал . Кровянил  часто .
С детства у меня нос нормальный был .Это потом ,когда мед-комиссию  в военкомате проходил ,врачи удивлялись:  «  Мальчик , что у тебя с носом ? Смотри – все продольные носовые кости истончились , а лобные  и пазушные ослаблены ! У тебя , если не сделать операцию , нос как  язык  у собаки в жару вывалится !»
Да какие тогда операции …так и прожил всю жизнь как Сирано  де Бержерак .Недавно пришлось , правда , что бы как- то дышать .
Так вот .В перерывах в беготне с перчатками, книгу читали . Какие бывают удары .Как руку держать, как блок ставить , от удара уходить , куда вес тела переносит во время удара  или защиты . Я то же слушал , мысленно это все представлял. Но мне, по настоящему, заниматься  не давали . Только «лапа» , блок , в глаза смотри , равновесие не теряй .Ну и конечно , все углы  на веранде проверил на прочность.
В то лето брат ,он хоть и двоюродный , я его всегда братом звал ,( он меня то же, иногда ,правда, шкетом  или салагой ) в военное училище ездил поступать .Не готовился .Думал из за силы  и спорта примут .Провалился ! До армии сказал погуляет . На мотоцикле носился как угорелый , девчонок  катал, на виду был . Все его знали , силы  его боялись . А он говорил : « Значит уважают» !
Меня в то лето  в деревню к бабушке  отправили . Один у нее тогда жил .
Дружек у меня еще там был  деревенский –закадычный . Васька Топорков . Росли вместе, чуть ли не с рождения ! Я у них в доме целые дни проводил .Жили тогда просто . Еда не хитрая . Нас , бывало , покормят, бабушка в город  торговать огурцами уедет , я у них день – другой  живу, как родственники были . Добрые люди ! Отец у него фронтовик . Пил сильно . Васька через него потом  то же пристрастился  и курить рано начал . Деревенские тогда все так . Меня бабушка , как  могла оберегала .
Тяжелую жизнь  в тогдашней деревне только праздники скрашивали , а так без выходных , от зари до зари . Был в нашей деревне обычай , да , наверное , не только в нашей . На праздники  гости собирались ото всюду .Сейчас  этого  уже в России  нет !  А жаль . Едут , бывало , за день , за два , из Москвы , из соседних  деревень . На подводах ,пешком ,с детьми . Лошадей привяжут  около дома и гуляют , иногда и покормить забудут . Пирогами и самогоном  по всей деревне аромат .
К нам то же приезжало много :  тетки , дальние , близкие  и знакомые . Спали , кто где – в по валку , но весело  было !
Считали , к Ситниковым  сколько  приехало – 15 ! К Сувориным -18 !  А много  сумок  с гостинцами  несли ?  В обоих руках !  Да!
В то лето приехали к Топорковым  родственники  из Подольска подмосковного . Семья : мать , отец , мелкий и девушка,  Леной звали. Она  в институте год отучилась . Такая красивая ,глаз не отвести . Высокая , стройная , волосы , прическа !  Модница , говорили про нее  деревенские . Сильно старше  меня с Васькой  была . Я  еще ее и раньше видел , но она тогда  еще школьницей была . Мы даже , вместе играли когда то  . Ваську  она ,своего  брата двоюродного , любила - ну и меня за одно . Возилась с нами , просвещала , фотки актеров показывала , кино и книжки  пересказывала .Про институт нам рассказывала , смешные истории из жизни студентов .
Уж очень  мне Лена  нравилась ! Я так прикидывал , сколько ей будет , когда я вырасту – никак  не сходилось .Сильно старшей  тогда казалась . Это сейчас  8 лет , все равно , что погодки  , а  в детстве  каждый год  на учет . Да вы и сами знаете !
Престольный  деревенский праздник , обычно , начинался  после обеда , а с утра шла подготовка . В каждом доме накрывался стол , пеклись пироги ,все ,что  припрятывалось к празднику – извлекалось . Ребятишки , в предвкушении  собирались на реке. Обсуждали , хвастали  кому , что привезли . Потом обедали . Днем выходили погулять . По деревне шел нескончаемый поток людей . Все здоровались  друг с другом , пройдя дальше , спрашивали , а это кто  был ? «Неужели , не узнал, как постарел» или « Как вырос» !
Днем , ближе к вечеру , обязательно  на краю деревни – на выгоне . Играли в футбол .Собиралось много зрителей  и болельщиков . Играли деревня на деревню . Приходили участники , их болельщики .
В тот день наши играли с Праскуринскими. Сильная была у них команда .Играли  вместе  и взрослые мужики  и подростки . По случаю праздника,  на воротах сетки натягивали, лавочки  вокруг поля в порядок приводились . Многие со своими табуретками  приходили .Все готовились .Да же какой то счет по годам велся – кто чаще побеждал, наша деревня или  Праскурино .
У нас  то же команда  хорошая была . Васька , мой друг , хорошо мяч  гонял , мне дыхалки не хватало , но по мячу и сейчас  могу ударить . Тогда все умели !
Мы втроем .Я , Вася  и Лена , сидели  у них на крыльце . И тут  брат в деревню  ворвался  на своем мотоцикле . Я издалека понял , что это он  мчится , по истошному  лаю собак , разлетающимся из под колес  курам   и клубам пыли .
Он  тормознул , заложил набок мотоцикл , описал полукруг  и  залихватски остановился . Снял  защитные очки и посмотрел на нас . Кивнул Лене, а мне : «Чего сидишь ? Прыгай ! Поехали» и рванул с места.
Дома, слезая с мотоцикла , спросил:  « Это кто  там с вами был ? Что за подруга ?» Мне его тон не понравился , грубо и не вежливо .
«Это родственница Васина ,студентка , она старше тебя на целый год  и потом у нее  есть парень – студент . Она нам фото его показывала»
Брат ехидно усмехнулся : « Парень говоришь? Ну-  ну . Посмотрим … Давай ,двигай »  и  толкнул в спину .
После обеда вся деревня собралась  на футбольный матч .Было шумно  и  весело !
Футболисты переодевались . Наши играли в желтых футболках , черных трусах и зеленых гетрах. Праскуренцы  в бело – голубом .
Брат играл  за нашу деревню . Он сильно отличался от всех своим телосложением .Мощь и энергия  бурлила в нем !
Матч проходил  трудно . Соперники  бились из всех сил . Брат носился по полю как метеор . Бил так , что мяч порой  улетал далеко в кусты !
Мы сидели  недалеко от поля . Рядом на скамеечке сидели  девушки  и Лена с ними . Они то же кричали , подбадривали . Не помню точно как все складывалось , но финал  был бесподобный !
Брат на последних секундах вколотил победный гол ! Вытащил  сам мяч  из сетки , рванул в сторону сидевших девушек. Бросил мяч себе на ход , сделал сальто  через голову , схватил мяч, поцеловал его , встал на одно колено  и как букет цветов , протянул его Лене ! Это был высший класс ! Я в эти минуты гордился  им !
Лена покраснела , взяла мяч ,подняла его над головой  . Все аплодировали ! Потом  поцеловала брата в подставленную щеку ! Браво!
Вечером праздник перетекал в другую стадию .Компании разделялись по возрасту .Молодежь отдельно,  у какого- ни будь  дома танцевала под радиолу .Более старшие –под гармонь  плясали с частушками . Пожилые сидели на лавочках , обсуждая  и вспоминая былое .
Мы крутились среди молодежи . Я глазами  выследил Лену .Она выделялась  среди своих деревенских подруг :  осанкой ,прической и  тем как все на ней было одето . Она была очень красива в тот вечер !  Я тайно любовался , глядя на нее .
Потом появился брат  со своими дружками . Они были в белых рубашках , узких брюках , надраинных   полуботинках  и слегка выпившие .
Брат тогда привез несколько самодельных пластинок на рентгеновской  пленке , современными  иностранными записями . Велел мальчишке , который заведовал  радиолой , поставить одну из них, вышел в центр круга и задвигался в такт незнакомой музыке . Это был  твист, запрещенный в те годы танец . Конечно , многие  его тайком разучивали , танцевали  дома перед зеркалом , но публично  …отваживались немногие . Иногда парни  друг с другом ,под улюлюканье  окружающих .
Брат в движении  приблизился к Лене , протянул ей руку , приглашая .Она , как то в нерешительности посмотрела по сторонам , А потом , вдруг  вышла ! Танцевала она мастерски ! Я впервые увидел  твист в женском исполнении . Это совсем другое , я понял почему он  в запрете . Это танец соблазнение . Какая же  возбуждающая  магия исходила  от ее движений !Она кокетничала , изворачивалась  и  изгибалась . Все очень естественно ! Брат еле успевал за ней , но то же был хорош ! Было здорово  ,я любовался ! 
Потом  они вместе стояли , разговаривали , отошли  в сторону , пересели на лавочку  противоположного дома  и ,как мне показалось , целовались .
Мои приятели звали обчистить чей то сад , я ничего не хотел . Мучительные страдания  овладели мной . теперь я знаю , это ревность . Тогда это чувство  было впервые .
Я видел как  брат потом посадил  Лену на мотоцикл и они  понеслись в темноту ночи .Свет  фары удалялся  от деревни  куда то  в поле , за лес .
« Как же плохо быть маленьким !» -думал я , не зная  куда себя деть.
Деревня  потихоньку успокаивалась . Наевшись  вдоволь яблок  из чужого сада , ребятишки потянулись  по домам . Я ,посматривая  на косогор , отправился спать . Но вдруг  увидел свет фары , приближающегося мотоцикла .Невольно провожал  взглядом  этот свет , как в ночном небе движение неведомого самолета  или спутника . Но вот свет замер , не доезжая до деревни .
Я приблизился , стараясь рассмотреть поближе . Увидел как две тени  прошли к бане  за огородом .Это были они .Белая рубашка брата  и фигура Лены . Не зная , что делать, как  человек,  видя  как карманник  лезит к прохожему , чем помочь  ! Я помчался к бане , подкрался  и заглянул в окно . На столе горела лампа , никого не было . Сердце грохотало  так , что я думал проснется вся деревня . Вдруг сзади  услышал  голос брата :
« Ну как там ? Что видно ?»
Они стояли в тени яблони . Брат ухмылялся , а Лена  смущенно отводила глаза .
« Дуй домой , шкет ! Увижу , голову оторву ! Пошел !»
Я знал чем это может кончится , бегом рванул к дому . Не спал  до самого утра , пока не услышал  как брат  крадучись  влез в окно , что то схватил со стола  и завалился спать .
Я его ненавидел !
Они встречались  каждый день  и не скрывали  своей привязанности .Я успокаивался .Со своими дузьями  весело проводили время . Изредка встречая Лену  у своего приятеля Васи .Она подмигивала мне , сжимала губы  и укоризненно качала головой .Я ее все равно продолжал тайно любить .
Как то утром , за завтраком , брат , до этого не разговаривавший со мной , вдруг  сказал :
« Слышь, твоя подруга сегодня мне выдала , «Давай – говорит -   поженимся»
Бабушка,  до этого занимавшаяся печкой , замерла , посмотрела на него :
« И ты что ?»
«Как что ? Молодой я еще , погулять хочу .Мне еще учиться надо»
А бабушка : « Что же ты статуй делаешь ! Девку опозоришь ! Вся деревня знает ! Куда это годится .»
Я встал из за  стола  и хотел смыться , но цепкие руки брата  ухватили меня за рубашку . Притянул  к своему лицу. Он так близко уставился на меня  и брызгая слюнями сказал :
« Ты там смотри , будешь болтаться , где не надо  и вякать , - самого в бане запру» и захохотал .
Бабушка  выхватила меня , прижала к себе :
« Ирод , справился с мальчиком»
« Мальчиком – по чужим  баням подсматривать . Вали шкет !  Я сосну пару часиков .
Баб , ты меня не буди . Устал я  этой ночью .
А ты не убегай далеко . После обеда  побоксируем . Я своим корешкам  обещал показать тренировку , там в пожарном сарае  - за деревней . Ну все ! Пошел !»
Все это не укладывалось  в голове .Пытаясь все проанализировать , я брел  по утренней деревне . Ноги  сами притащились к дому Топорковых . Было тихо . Я уселся  на доски , приготовленные для обшивки дома , стал наблюдать .
Вышла Тетя Дуся – мать Васьки
« Ты чего ,Костик ?»
« А Вася ?»
« Вася ушел в стадо за лошадью. Сегодня после обеда ,гости мои  уезжают !»
« И Лена ?»
« И  Лена  тоже .» вздохнула Тетя Дуся .
Потом мне показалось  дрогнули занавески  в терраске . Я пристально наблюдал .Да , в окошке увидел ее . Она манила  меня , показывая знаками  , что бы вошел .
Я ужом проскочил  на крыльцо и сквозь приоткрытую дверь , юркнул в терраску .
Лена  одетая сидела на кровати , грустно посмотрела на меня .
« Ну , что ,я  вижу  по твоему лицу , ты все знаешь . Ты Костик  одну мою просьбу  можешь выполнить ?»
Я оторопел .Я был готов  на все ради нее !
« Вот- она протянула  мне листок бумаги- передай брату! Я не скрываю , можешь и сам прочесть »
Неожиданно ее глаза затуманились, гримаса искривила лицо.  Слезы потекли  ручьями .Она не всхлипывала , не рыдала , а слезы текли и текли . Но она и сейчас была прекрасна !
Не зная , что делать , как успокоить . Я потянулся к ней  и неумело чмокнул  в щеку . Она рассмеялась, все еще плача, потрепала легонько за ухо :
« Герой , герой – любовник ! Все. Иди ! Мне собираться пора .»
Брат со своими дружками поджидал меня  около дома .
« Ну , что ? Опять болтался ? Все там ошиваешься ?» Перчатки висели  на шнурках  у него на шее , перевешиваясь спереди . Он  обхватил их руками и стал  ласкать как женскую грудь , издавая вздохи . Дружки курили  и гоготали !
Он швырнул  мне вторую пару в лицо  и зашагал  впереди .
В сарае он долго разминался ,растягивал мышцы ,показывал своим дружкам  разные ходы и поступи боксеров , прыгал , размахивал руками , велел мне одеть боевые перчатки ,сказал :
« Будем отрабатывать  нападение и защиту дальних ударов»
Я послушно облачился , чуть –чуть попрыгал .У меня частенько сводило правую икру , и локоть был выбит еще прошлым летом .
Деревенские расселись  вдоль стен , курили  . смеялись
Брат встал в стойку . Мне так не хотелось  сейчас всего этого. Я машинально начал прыгать . брат ходил рядом –нацелившись :
« Ты чего ? Чего там , шкет? -ударил меня не сильно открытой перчаткой  по темени- проснись! Давай работай ! это тебе  не по чужим банькам  лазить ! Мужчиной не вырастишь ,ни одна  баба  в баньку не позовет !»
Глаза его с узились , удары становились резче . Я должен был  воспроизвести атаку , пошел  с неохотой . Он  меня  просто схватил руками  и швырнул  на сидевших вокруг дружков.
« Ну , что разлегся ? Давай ! Давай! Смотри , я открыт ! Ну давай , давай !» Дразнил , сбивал дыхание  в корпус .
« Дыхалка  дрянь !  Пресс надо качать , слабак !Надо было бы тебя в баньку пригласить ! Глянул бы на настоящего мужика !» и резко  ударил мне в перчатки , пробив блок .
« Бедный нос» , я боялся крови ,это могло испортить все дело . Решение пришло неожиданно . Все еще двигаясь , друг против друга , я машинально искал  правой ногой  какой ни будь  упор  в земляном полу  или ямку  или камушек .
Шансов  у меня, практически  , не было . Только один удар мог выручит меня . Это прямой ,правой  -дальний  из за спины . Я читал в книге , что  это удар очень опасен  для обоих соперников .Исполняет его обычно , либо очень уверенный  в себе боксер  или , идущий во банк .При удачном попадании  это нокдаун или  нокаут. В случае промаха , нападающий попадает  на страшную  контр атаку . Это , как правило , апперкот   -удар в грудь  или  в район сердца  и тоже нокаут !
Бить надо  в подбородок , лоб или в  челюсть сбоку . В моем  положении : вес , рост – мог быть  только подбородок .До него я  еще мог дотянуться .
Отбиваясь и отмахиваясь , прокручивал в уме :
« Оттолкнуться правой ногой , перенос центра тяжести  на левую . Туловище вперед ! голова прижимается к подмышке . Затем из за спины  выводится правая рука , двигаясь вперед , проворачивается  против часовой стрелки , выпрямляется  кисть ,выставляя костяшки  указательного и безымянного  пальцев . Большой  палец , что бы не быть выбитым , подворачивается внутрь перчатки . Рука абсолютно  прямая , как биллиардный  кий . Все должно быть  одновременно , слаженно  и точно !
Я смотрел в глаза , выжидал , потом схитрил , будто пропустил удар . Сжал живот , остановился . Брат выжидал  и слегка раскрылся. Это был шанс ! 
Как распрямленная пружина , как сорвавшийся камень с горы , я  выстрелил  в моего соперника ! Как охотник , который еще не нажал на спуск , но по тому как  он вложился , прицелился  и как движется цель , чувствует попадание .
Я лавиной несся  в своем полете – ударе , вынося  вперед  вместе  с кулаком  всю ненависть , боль  и обиду.
Брат прозевал …, пытаясь  отвести удар , выставил  локоть , но было поздно . Я почувствовал  сильный точек  в кисть , который прошел по всей руке , угасая  в плече . Отпрянул как  водный шквал  ударивший  о каменный утес, на мгновение замирая ! Все онемели .
Брат , как то  удивленно посмотрел на меня , глаза   его поползли  в верх, встал на колени  и торнулся  лицом в земляной пол … Ноги его выпрямились , одна рука  откинулась , другая осталась под животом .
Я смотрел на него , не испытывая ничего , только вдруг  испугался ,
« Жив ли он ?»
Осторожно  приподнял голову . Он простонал , зашевелился , сел на зад , тупо смотрел по сторонам .
Я снял перчатки , бросил их рядом  с ним  и вышел  из сарая . Что будет дальше , мне было все равно…
Не доходя до деревни , на дороге . Я увидел повозку . Да ! Это были они ! Родители , мелкий , Васька за кучера  и Лена . Она сидела  на телеге свесив ноги . Поравнявшись ,спрыгнула , отвела меня в сторону и спросила :
« Ну , что отдал ?»
Я только сейчас вспомнил про записку , нащупал ее в кармане  и не зная , что лучше  , как то  мотнул головой . Она посмотрела  в сторону:
« Да  это уже все равно . Забудь ! Ты Костик хороший мальчик – она взяла меня  за плечо , обняла  и поцеловала в щеку – Это должок ! Ты ,главное, учись хорошо , читай по больше  и девочек никогда не обижай ! Мы видишь  какие , чуть , что ревем . Хотя , говорят  девичьи слезы , что стоят ..  Все ! Нам пора ! До свидания  мой дорогой  мальчик !  Ты  правда хороший ! Я буду тебя помнить !  А обо мне не  волнуйся , все хорошо . Все хорошо ! Правда !»
Я еще долго стоял , смотрел  вслед  удаляющейся повозки . Лена махала  рукой .  Больше я ее никогда не видел .  «»

Мой собеседник  надолго  замолчал . Вокруг все спали .  Снег , как будто утих . Только ветер  еще не унимался .
В нерешительности , я посмотрел  на него  и спросил :
« А , что потом ?  Что с братом ?»
« Брат ? Поймал меня  потом .Орал . Руками размахивал , но больше никогда не трогал .И занятия наши боксом прекратились . Осенью его забрали в армию . Потом он вернулся . Сильно выпивать начал ,. В пьяной драке  ему  кастетом  проломили голову . После он стих ,женился . Пути наши с ним разошлись .
А записка ? – он  открыл портмоне, извлек  пожелтевший листок  и подал мне -  вот ношу как талисман . Тогда прочитал , ничего не понял , только потом .. Можете прочесть !»
Я развернул  листочек , исписанный  красивым женским почерком . Строчки ожили у меня перед глазами .
Незнакомая  мне , далекая девушка  признавалась в любви:

"Я к вам пишу - чего же боле? Что я могу ещё сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня..."


                Конец 


Рецензии