Норковая шуба за полцены

Глава из повести "На тихой улице в Германии"

      1. Шуба – это роскошь или...    
      2. Что такое скидки?
      3. Мода, ширпотреб и эксклюзив


ШУБА – ЭТО РОСКОШЬ ИЛИ...

     Те дамы, которые не хранят деньги в сберегательной кассе, а умеют жить красиво и одеваться дорого и элегантно, в холодное время года предпочитают носить настоящие шубы – цигейковые, каракулевые и даже норковые. В наших широтах это не роскошь, а спасительное средство от морозов. Конечно, не каждой женщине по карману настоящая шуба, а покупать на рынке попону из кусочков – это совсем не то, да и она стоит не так уж дёшево.

     А приходилось ли вам когда-либо видеть в наших магазинах шубы из натурального меха со скидкой 50 %? Я, по правде сказать, к дорогим шубам не присматривалась, поэтому даже о 10%-ной скидке никогда не слышала. Возможно, теперь в конце сезона цены снижают, но вряд ли намного. Не продали дорогой товар – уберут до следующей зимы. На рынках и ярмарках, конечно, сколько-то сбрасывают, но все эти якобы скидки заложены в устрашающую первоначальную цену.

     В Билефельде зимы достаточно тёплые, но, тем не менее, морозы и даже снег (в течение двух недель) мы наблюдали. Шубы там продаются, как правило, без тёплой подкладки, то есть их можно носить и при плюсовой температуре, если у женщины есть желание выглядеть солидно.

     Однако за две зимы я встретила всего лишь одну даму в настоящей, длинной норковой шубе, шедшую, по-видимому, в гости – с хорошо одетым супругом. И всё. Никаких меховых шапок и лисьих воротников никто не носит – словно женщины все подписали манифест в защиту животных. Разве что на капюшонах можно увидеть скромную меховую отделку – и только.

     Для кого же тогда существуют отделы мехов в больших магазинах и даже специализированные магазины, где висят невостребованные шубы и полушубки? Может быть, для приезжих? В Германии бывает много гостей из бывшего СССР, обожающих сезонные распродажи.

     Даже меня, не мечтавшую о шубе, впечатляет кажущаяся доступность роскоши. Красивая шуба из крашеной ондатры уценена в два раза и стоит всего 1300 марок, а просто великолепная шуба из тёмно-коричневой норки – всего 3000 марок (на тот момент это составляло примерно 2000 долларов, чтобы вам было легче представить). Даже изначально шубы стоили дешевле, чем в Минске, не говоря о Москве, где в новом подземном магазине под площадью 50-летия Октября цены на импортные меха уже тогда были фантастическими, а теперь и подавно: они же там не какие-нибудь, а фирменные, от ведущих модельеров. То-то и оно: сами капиталисты носить шубы из натурального меха не очень-то хотят, но пользуются тем, что элитные россиянки мёрзнут без норковых манто.

     А в Билефельде «счастье (в виде красивой шубы) было так возможно, так близко...» Жаль, что мне такая роскошь ни к чему, да и кто мне её купил бы?

     А кожаные куртки в Германии покупают, по-моему, только наши люди – переселенцы и их гости. Местные рокеры одеваются в других магазинах, а больше кожу там никто не носит, разве что небогатые турецкие гастарбайтеры, но у них своя мода и свои кожаные куртки, которые они привезли с родины.


ЧТО ТАКОЕ СКИДКИ?

     У нас слово «скидка» обычно означает, что нам хотят всучить товар, на который из-за его дороговизны при сомнительном качестве никто до сих пор не польстился. Разве не так? Его и со скидками не хотят покупать: многие вещи уже потрёпаны, растянуты, где-то петля поползла, где-то шов распоролся, а стоят они по-прежнему недёшево.

     Иногда за скидку выдают подделку ценников, на которых пишут нереальную «старую» цену, а затем более реальную новую, и тогда после «скидки» товар стоит, как везде. Например, в одном минском магазине при объявленной 50 %-ной скидке на серебро цены наконец-то сравнялись с другими ювелирными магазинами. Как хитрым хозяевам удаётся что-то «распродать» при такой дороговизне? Что это за торговля? Вероятно, владелец магазина рассчитывает на случайных, плохо информированных покупательниц с толстым кошельком, которые проходят мимо и клюют на заманчивую рекламу.

     Конечно, и в Германии немало хитростей в торговле. Например, во время локальной распродажи при входе в большой магазин продавцы предлагают дешёвую бижутерию якобы в 5–6 раз дешевле. Но за прежнюю цену её вообще никто бы не купил, так как рядом, на этом же этаже, постоянно бывают скидки на изделия из серебра и золота, причём вполне реальные, а не сфальсифицированные. Можно купить недорогое и модное украшение, которое и до скидки стоило ровно столько, сколько должно стоить, – ведь это не ювелирный бутик. А с 50-процентой скидкой оно по карману даже самым бедным гражданкам.

     На таких распродажах работает целая бригада расторопных продавцов, разъясняющих полезные свойства натуральных и поддельных камней, из которых сделаны бусы и браслеты. Толпа доверчивых женщин меряет осколки крашеных «самоцветов» и латунные серьги, пока ещё сияющие «золотым» блеском и стразами, и вот уже товара становится меньше и меньше, а через несколько дней на этом месте торгуют чем-то другим – скатертями из клеёнки, носками, майками, утюгами, зонтами, книгами о принцессе Диане и женскими романами.

     Что-то и вправду уценено вдвое, а иногда по свежим ценникам (где сразу напечатаны и перечёркнутая старая цена, и новая), невозможно понять: то ли это действительно уценка, то ли так было задумано для приманки небогатых покупателей, среди которых много доверчивых приезжих из российской (и не только) глубинки. Во всяком случае, инициативной группе удаётся в сжатые сроки продать большую партию изначально дешёвого товара.

     Настоящие распродажи – это постоянное, постепенное, в течение месяца, снижение цен на сезонный товар – одежду и обувь, а также на пряжу, зонты, сковородки, и всякую полезную и бесполезную мелочь, которой заполнены целые отделы больших магазинов. Пора освобождать место для нового товара, произведённого в Китае, Корее, где-то ещё, ну и, конечно же, в самой Германии. Правда, немецкие изделия стоят значительно дороже, но и сделаны они аккуратнее.

     Естественно, добротные и модные вещи смекалистые граждане начинают разбирать сразу, как только начинают снижать цены на 20–40%, потому что во время торжества «смешных» цен облюбованные заранее наряды можно и не увидеть. За смехотворную цену иногда предлагают настолько нелепый товар, что я даже не уверена в том, что после неизбежного списания в Германии у нас кто-нибудь купит его в стоковых «бутиках» или в сэконд-хэнде.

     За границей распродажа – это реальный способ недорого одеться с ног до головы во всё модное, что совсем недавно продавалось как новинка сезона. Можно даже успеть поносить это, не дожидаясь новой зимы или лета. Многие наши соотечественники планируют свои поездки к родственникам и знакомым, учитывая календарь распродаж.

     К сожалению, у нас, кроме обуви в магазинах «Марко» и «Белвест», пока ничего вовремя не распродают. Всё болтается на вешалках, стоит на полках и покрывается пылью (сама видела!) до тех пор, пока не превращается в непривлекательный, деформированный неликвид.

     Однако в конце 2013 года в Минске начались однодневные акции в крупных универмагах, когда один день два раза в месяц всё продаётся со скидкой 15 или 20%, и возбуждённые покупатели на радостях хватают всё подряд, подсчитывая экономию, но забывая о реальных тратах. Чтобы сэкономить 20 долларов, надо потратить 80! И это будет совсем не та вещь, о которой вы мечтали.


МОДА, ШИРПОТРЕБ И ЭКСКЛЮЗИВ

     В Германии вовремя сезонной распродажи цены снижают несколько раз в течение месяца, пока самый, казалось бы, неходовой товар не продаётся за бесценок. Приведу один забавный пример. Симпатичный розовый костюмчик из буклированой ткани классического фасона «шанель», рассчитанный на стройную женщину 42–44 размера, с 200 марок подешевел до 10 (то есть в 20 раз!), но при мне его никто не примерял и даже не рассматривал. Дамам он мал, а девушки в то время ни костюмы, ни юбки не носили, разве что надевали в жару модный сарафан в цветочек, причём вместе с грубыми полотняными ботинками на шнуровке, на массивных каблуках. Правда, встречались и более женственные ботинки, отделанные плотным кружевом поверх ткани, то есть всё-таки закрытые, а не ажурные, как делают сейчас.

     Тогда, в 1995 году, высокие летние ботинки были диковинкой и казались мне неправильной, совершенно бестолковой обувью (жарко ведь!), а теперь даже сапоги, надетые в жару, не удивляют. Кому-то, наверно, удобнее носить сапоги, чем демонстрировать недостатки ног, и наоборот – в красивых сапожках можно привлечь внимание к ногам, фигуре и собственной персоне, что и является основной целью не только модниц, но и модников. Иначе стали бы они тратить столько времени и денег на преходящую и весьма сомнительную китайско-турецкую красоту?

     Почти все девушки в Билефельде в середине 90-х годов носили джинсы, но только почему-то не традиционные голубые или синие, а любого другого цвета, или узкие чёрные брюки. Юбки, платья или летние «бермуды» до колен (которые не идут абсолютно никому!) носили только толстые тётки или дамы преклонного возраста. Женщины помоложе одевались, как молодые: майки и блузки из вискозы или хлопка, брюки или облегающие «капри» чуть ниже колен.

     В холодное время женщины ходили в куртках или в коротких пальто до колен, потому что это удобно и гармонирует с брюками. Старушки, конечно, одевались потеплее, но это были вовсе не шубы, а лёгкие пальто из плащёвки или мягкого драпа на подкладке из синтепона.

     Для кого шились синтетические блузки, разнообразные юбки, длинные плащи и даже шубы, если там в них никто не ходил, кроме не успевших адаптировавшихся переселенцев? Домашние турецкие женщины ещё и платки на голове носили, и предпочитали плащи-балахоны до пят (разумеется, турецкого производства), причём одинакового покроя и приглушённого цвета – сизого, сиренево-серого и цвета какао. У них мода своя, обязательная и непреодолимая, точно так же, как и традиции.

     Разумеется, пестрота и изобилие ненужных немцам товаров радовали иностранных гостей из бывшего СССР, и они скупали почти весь уценённые товары – для себя, для родни, для знакомых, и не исключено, что брали ещё и на продажу, чтобы хоть как-то восполнить немалые затраты на поездку.

     А обеспеченные немцы, обладающие вкусом и разбирающиеся в модных тенденциях, одевались в тех магазинах, где продавалось нечто другое – с виду простое и скромное, но стоившее очень дорого. Избранная публика сразу отличалась от толпы этаким небрежным шиком, элегантными кожаными сумками и тонким парфюмом, естественной помятостью натуральных тканей, ровными строчками на одежде и отсутствием банальных блёсток и стразов. Господа, одним словом.



     Рассматривать в бутиках то, что не собираешься покупать, – это тоже удовольствие, причём близкое к эстетическому. Дорогой магазин сродни музею: если есть соответствующее настроение и интерес, здесь можно ходить, смотреть, удивляться, восхищаться, оценивать беспристрастным взглядом и даже примерять – любуйся сколько угодно, если не жалко времени. А когда насмотришься, это уже не кажется чем-то особенным, и ты понимаешь, что в том случае, если дорогая вещь могла быть приобретена тобой, она всё равно надоела бы, как и все другие вещи. А смысл? Зачем тратить большие деньги на то, что вскоре обесценится в твоих же глазах?

     К нарядам и вещам не вечен интерес –
     Всё пройдено уже, и новое наскучит...

     Именно так я написала спустя десять лет. И действительно, сейчас я смотрю на многие вещи спокойно, потому что знаю: как бы они мне поначалу ни нравились, они не выдержат испытания временем, разве что мой любимый жемчуг всё ещё радует меня да неизменно притягивают взгляд фарфоровые безделушки – сливочники и кофейники, которые я даже коллекционирую, но без фанатизма. Это не хобби, а, скорее, художественный интерес к изящным предметам, которые радуют и утешают меня, и хотя бы ненадолго создают иллюзию благополучия.

     Я написала роман «Подарок от Гарднера», в котором старинная фарфоровая тарелка является, можно сказать, «действующим лицом», потому что она изменила судьбу одинокой женщины. И конечно же, в этом романе немало страниц посвящено моему любимому фарфору. По своей красоте и притягательности он не уступает скульптуре и живописи.

     А ещё есть книги, картины или альбомы живописи – всё это обогащает и развивает душу. В памяти хранятся драгоценные  впечатления о чём-нибудь замечательном – концерте, спектакле, выставке, встрече с любимым артистом, поэтом, художником или особенным человеком, вызывающим уважение миллионов людей. Если бы ещё имелись фотографии, которые могли бы иллюстрировать все эти выдающиеся события! Многое из увиденного живёт лишь в моей памяти, за что я ей очень благодарна и надеюсь, что она и в дальнейшем меня не подведёт.


Продолжение:

http://www.proza.ru/2014/02/11/1537

Фото из интернета


Рецензии
Тамара!!Живу в Израиле и круглый год ношу шорты и майку. Очень выгодно.
:-)))))))
Понравилось . Зеленый свет.
В

Вахтанг Рошаль   12.10.2015 22:05     Заявить о нарушении
Хорошо вам! А мы летом мучаемся с непривычки - 35 градусов без кондиционеров переносятся плохо, - а потом полгода мёрзнем. А вот когда летом 25 градусов - рай да и только!

Тамара Залесская   20.10.2015 14:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.