Кенийская История - II

Освобождение.

К полудню следующего дня Роман вышел из своей комнаты, прошел по узким тропинкам вдоль газона, обошел голубой бассейн, прошел через металлическую калитку отеля и поймал тук-тук у дороги.
- В суд - сказал он таксисту, - Но по пути надо остановиться у банкомата.
Они тронулись и сразу же позвонил Рутс: - Я сейчас в суде, твой друг, он рядом, я передаю ему трубку.
- Алле, Ромик! Привет! Все хорошо! Меня сегодня отпускают! Не волнуйся! - голос Николая звучал бодро и уверенно. Роман облегченно вздохнул.
- Коля! Я сейчас еду в суд. Адвокат Рутса обещал помочь…
- Ромик, не нужен никакой адвокат, это все развод, меня сегодня отпускают! Это точно! Не беспокойся!..
Разговор прервался. Тук-тук остановился у банкоматов. Роман вернулся с полными четырьмя карманами кенийских денег в джинсах. Тук-тук двинулся дальше. Роман размышлял о том, насколько Николай был не в курсе того, что происходило за эти сутки.
Роман встретил Рутса у входа в здание суда.
- Где адвокат? Где экспертиза?
- Адвокат в здании. Экспертиза в суде. Твой друг тоже уже в суде.
Роман зашел в здание и направился наверх по лестнице. Появился Вольфганг. На этаже в ожидании стоял адвокат. Адвокат был озабочен и торжественнен. Он остановил Романа и завел всех в один из пустых залов. Вчетвером они зашли в темный зал. Свет был выключен и в зале был полумрак. Адвокат закрыл за собой дверь и стал говорить:
- Все, что я тебе скажу, очень важно. Сейчас ты заплатишь помощнику судьи деньги. Потом будет заседание суда, все как вчера. Помощник судьи спросит твоего друга: “Признаешь свою вину?” Твой друг должен ответить “Да”, и тогда судья выпишет штраф, оплатишь его в кассе на втором этаже. Потом твоего друга отпустят. Важно, чтобы твой друг сказал, что признает себя виновным!
- Но если судья объявит срок? - спросил Роман, - Откуда я знаю, какое решение вынесет судья?
- Судья объявит штраф и твой друг свободен.
Роман вопросительно посмотрел на Вольфганга: "Заплатить помощнику судьи и ждать, что судья объявит только штраф, а не срок… "
- У тебя нет выбора сейчас - ответил Вольфганг.
- Сложно доверять кому-либо - сказал Роман, - Они могут взять деньги и посадить белого человека в тюрьму. Никто потом не будет разбираться.
Вольфганг пожал плечами.
- ОК, мой друг скажет “Да” - сказал адвокату Роман, - Где и кому платить?
Адвокат указал рукой за плечо Романа и сказал: - Ему.
Роман обернулся и в конце зала увидел сидящего на стуле человека. В полутемном зале он спокойно и расслаблено сидел, наблюдая за двумя белыми и двумя черными людьми. Человек встал со стула и медленно пошел между лавочек. Роман с удивлением распознал в чернокожем кенийце вчерашнего помощника судьи. Сегодня он был одет в джинсы и светлую рубашку с коротким рукавом. Помощник судьи подошел к четырем совещающимся и молча остановился напротив Романа и адвоката.
Адвокат повторил: - Твой друг должен сказать “Да”.
Роман посмотрел на помощника судьи, тот утвердительно кивнул.
- Я плачу сейчас, повторное слушание в обед, судья объявляет штраф, я оплачиваю его и сегодня мой друг свободен? - спросил Роман помощника судьи.
Тот снова кивнул.
- Где платить?
- Здесь - ответил помощник судьи.
Адвокат сконфуженно ждал, стоя рядом.
Роман достал из кармана приготовленную пачку шиллингов и протянул помощнику судьи. Тот взял в руки и стал не спеша пересчитывать. Остальные в молчании следили за движениями рук и пальцев, ловко перебирающих увесистую пачку кенийских банкнот.
- Хорошо, - ответил помощник судьи и сунул пачку денег в джинсы. Он повернулся и пошел обратно вглубь зала, где потом исчез в темноте в одном из выходов.
- Я надеюсь, что все будет так, как мы договорились - сказал Роман.
- Сегодня пятница, свободная форма одежды, без костюма, - заметил адвокат.
Вчетвером они выходили из зала. Впереди было несколько часов ожидания до повторного слушания.
Адвокат продолжал: - Во время перерыва ты подойдешь к своему другу, он будет сидеть на лавочке, объяснишь ему, что он должен сказать “Да”. Это важно.
Вчетвером они тихо зашли в зал заседаний и снова сели на последней лавке. Девушка объявляла и ассистировала, появился помощник судьи, судья в светлой клетчатой рубашке с коротким рукавом сидел за высоким большим столом и писал. Обвинитель, вчера одетый в военную форму, сегодня был в гражданских брюках и рубашке.
- Твоего друга будут слушать после перерыва, так рассчитано, чтобы ты успел переговорить с ним - инструктировал Романа адвокат. Роман смотрел на лавочку слева и разглядывал Николая в углу. Коля сидел среди группы кенийцев. Когда их взгляды пересекались, Николай улыбался и делал шутливые гримасы. Роман немного успокоился.
Время шло медленно. Задержанные кенийцы вставали с лавочки и исчезали за спиной полицейского с винтовкой.
Поднялась девушка и зачитала следующее дело. Она произнесла имя Николая. Роман вопросительно посмотрел на адвоката. Перерыва еще не было. Помощник судьи, сидя за столом оживился, потянулся к пачке бумаг, вытащил другой лист и протянул девушке, забрав уже зачитанный. Кенийка объявила другое дело.
Вскоре девушка объявила перерыв. Несколько человек поднялись с лавочек и направились к выходу. Роман протиснулся в левый угол зала и подошел к лавочке, где сидел Николай.
- Коляныч!
- Ромик! Я провел эту ночь в тюрьме! Все нормально. Мне сказали, что меня сегодня отпустят! - возбужденно рассказывал Николай.
- Коля, тебе нужно будет сказать “Да”, скажешь “Yes” когда тебе помощник судьи станет задавать вопросы. Таковы правила игры.
Николай спросил: - А разве не наоборот нужно отказываться от всего, чтобы они ничего не доказали и отпустили как невиновного?
- Коляныч, таковы правила, тебе выпишут штраф. Такова договоренность с помощником судьи. Я заплатил ему. Ничего не остается делать, как слушать их и ждать, что они выполнять договоренности. Тебя сегодня должны освободить.
Помощник судьи сидел за столом в нескольких шагах, наблюдал за происходящим и никак не реагировал. Судьи не было. Девушка встала и объявила продолжение. Роман снова сел на дальнюю лавку к адвокату, Рутсу и Вольфгангу. Быстрой походкой зашел судья. Процесс продолжался. Оставшиеся кенийцы в левом углу один за одним вставали с лавочки и исчезали.
Вскоре Николай остался один на длинной деревянной лавке. Роман поднялся, вышел в проход и сел на лавку в переднем ряду слева, ближе к Николаю. Адвокат встал следом и сел на первом ряду рядом со столом помощника судьи и обвинителя. Судья продолжал писать, не поднимая головы.
Из-за стола поднялся обвинитель. В его монотонном голосе звучали фразы: “...На улице в Малинди, туристы нарушают порядок, способствуют росту преступности в городе, “Бханги”, задержан иностранец, друзья скрылись, принять меры, преступность…" Обвинитель несколько раз поднимал вверх небрежно упакованные несколько сигарет, лежавшие на столе. Рядом лежал лист с напечатанным текстом, видимо, заключение из Момбассы. Роман стоял с Николаем у его лавки и выборочно переводил.
Обвинитель сел обратно за стол. После некоторой паузы помощник судьи с адвокатом обменялись несколькими фразами, и адвокат поднялся со своей лавки на переднем ряду.
- Я приветствую всех уважаемых здесь людей, - он обвел взглядом уткнувшегося в бумаги судью, невозмутимого помощника судьи и насупившегося обвинителя. "В нашем городе произошел неприятный случай. В нашем городе, куда приезжают отдыхать иностранные туристы, орудуют местные хулиганы, и добропорядочный турист легко может попасть на их уловку. Мы рассматриваем сейчас случай, когда белый человек, не знакомый с культурными особенностями нашей страны, из добрых побуждений стал жертвой уличных обманщиков. Как мы можем поступить в такой ситуации? Перед нами порядочный турист, в его стране его ждет его семья и дети. Очевидно, что после такого опыта он больше не повторит того, из-за чего оказался в руках Кенийского закона… "
Судья поднял голову, задержал взгляд на адвокате, рассматривая его, и снова уткнулся в бумаги.
Адвокат продолжал: "Как следует поступить справедливо в такой ситуации? Штраф для этого гражданина - будет достаточным наказанием для того, чтобы этот человек осознал и больше не повторил произошедшее…"
Адвокат сделал паузу и обвел взглядом присутствующих впереди себя: - Я благодарю уважаемых судью, помощника судьи и обвинение за предоставленную мне возможность выступить. Адвокат медленно сел на лавочку.
Поднялся помощник судьи. В джинсах и рубашке он казался не таким грозным, каким казался вчера в строгом костюме.
- Вы согласны с обвинением? - обратился помощник судьи к Николаю на английском.
- Скажи “Yes” - тихо подсказал Роман.
- Yes - уверенно ответил Николай помощнику судьи.
Помощник кивнул головой и сел за стол. Судья в белой клетчатой рубашке писал, сидя на трибуне. Роман с замиранием в сердце смотрел на судью, потом на помощника судьи, который сидел за столом с отсутствующим взглядом. В полупустом зале все молчали.

Судья закончил писать. Не поднимая глаз он пробурчал что-то, выделив слова “штраф... тридцать тысяч шиллингов” и ударил молотком по столу. Помощник судьи поднялся, чтобы взять заключение.
- Я могу посмотреть? - Роман сделал шаг в сторону стола. Помощник судьи невозмутимо протянул лист Роману. “Суд Малинди, Постановление Суда… штраф, подписи” - все подтверждало благополучный исход дела.
- Ромик! Сфотографируй меня на этой лавочке! - неожиданно попросил Николай. Судья тихо встал и исчез из зала. Николай был последним человеком со скамьи подсудимых.
Роман достал телефон и сделал фотографию.
- Здесь нельзя делать фото, - обвинитель, сидя за столом,  наклонился в сторону Романа, - Ты хочешь быть арестованным прямо здесь?
Роман убрал телефон обратно.
- Извинись перед обвинителем! - прошептал адвокат с передней лавочки.
- Сорри, сорри! - произнес Роман, обращаясь к обвинителю. Тот продолжал сидеть за столом в той же позе и с неприветливым выражением лица.
Полицейский лениво подошел к Николаю и стал выводить его из зала, куда отводили всех обвиняемых.
- Когда его освободят? Почему его снова уводят? - спросил Роман помощника судьи.
- Нужно оплатить штраф - ответил тот.
- Окей! - Роман пошел к выходу из зала, спустился по лестнице на второй этаж, привлек внимание всего отдела бухгалтерии и вскоре шел на первый этаж к камерам. В руках его был оплаченный счет, неровно оторванный наполовину бухгалтерией. Рядом спешил адвокат. Несколько раз, улучив момент он повторил: - Теперь надо будет заплатить еще и охране!
Вдвоем они подошли к полицейскому с винтовкой на первом этаже.
- Сегодня был суд. Я оплатил штраф, моего друга теперь надо освободить. Роман протянул полицейскому оплаченный счет.
Полицейский долго и лениво смотрел в бумажку, потом вежливым тоном сказал: - Ты не хочешь мне заплатить десять тысяч шиллингов?
- Заплати - закивал адвокат, - Надо заплатить.
Роман посмотрел на адвоката и тихо спросил: - А что, он не выпустит моего друга, если я не заплачу?
Адвокат с полицейским переглянулись.
- Такая хорошая традиция, надо заплатить… Проблемы, не хорошо… Заплати! - адвокат просящим взглядом смотрел на Романа. Они втроем стояли перед лестницей, которая вела в помещение с камерами. Николай находился уже совсем рядом.
Роман достал последнюю пачку денег и отсчитал полицейскому купюры. Тот благодарно улыбался.
Вдруг рядом появился еще один полицейский. Это был полицейский с винтовкой из зала суда, выводивший подсудимых. Он радостно шел навстречу и застал Романа с пачкой денег в руках. Ситуация повторилась: перед Романом стояли три чернокожих, убеждающих в необходимости отблагодарить еще одного. Как только Роман отсчитал купюры, как рядом появился другой, проходивший мимо. Он близко подошел к Роману и настоятельно попросил отблагодарить и его. Роман автоматически протянул ему тысячу и повернулся в сторону камер. Боковым зрением он заметил разочарованное лицо полицейского, и всем своим видом призывал зайти в помещение, где находились заключенные.
- Подожди здесь, сейчас нельзя заходить туда, твоего друга мы сейчас приведем. - сказал один из полицейских, и оба пошли к камерам. Они шутили и улыбались, оба были в хорошем расположении духа. Через некоторое время дверь в помещение камер открылась, и в ней появился Николай. В пестрой футболке он выделялся на фоне полицейских в светло голубых рубашках. Он, улыбаясь, вышел навстречу к Роману и они обнялись. У самого выхода из здания рядом с большими железными воротами Николай попросил:
- Ромик, сфотографируй меня с этими полицейскими на память!
Роман достал телефон и сделал снимок. На улице их ждал счастливый улыбающийся адвокат. Они втроем сели в машину, и выехали в сторону отеля. Адвокат и его помощник, который вел машину, поздравляли двух белых друзей. У отеля Роман рассчитался с адвокатом и пожелал им больше никогда не встречаться.


Рецензии