Праздник в зуевке

  «Выскажу свои соображения о том, как лучше развернуться нам к исторической проблематике. В пору развитого социализма (средина восьмидесятых годов, двадцатого века) почти во всех школах были музеи краеведения, и там можно было откопать интереснейшие материалы. Уникальные вещи порой находятся прямо перед глазами, под ногами, в бабушкиных сундуках, в воспоминаниях старожилов. Ищите, сберегайте старинушку, записывайте рассказы стариков. Придет время, и вы непременно воспользуетесь этим материалом. А проморгаете, будет поздно что-либо искать, домысливать. Историю нужно вживую изучать. К сожалению, не все архивы раскрыты перед исследователями. Многое еще наши власти скрывают и охраняют, как великую личную тайну».
                Самарский краевед Петр Дмитриевич Лупаев.

        Я к мудрым советам выдающегося краеведа
Самарского края еще при его жизни прислушивался, и
 следовал его примеру.
 И в этом творчестве имею свои наработки и планы.

И праздник в моей Зуевке сегодня обыденное, казалось бы, мероприятие. Но пройдет много лет и ныне живущих селян в Зуевке сменят другие люди, для которых наше обыденное мероприятие уже будет историей.
То есть, нам надо нашу историю не только «вживую изучать», как советовал краевед Лупаев, а последовательно фиксировать, делая ее доступной для других поколений.


                ПРАЗДНИК В ЗУЕВКЕ
               
Проходил он в предпоследний день лета, когда на улице уже не жарко.
Но излучения тепла
и повышенного настроения от этого дня селяне чувствовали долго.
              Именно по этому, за хорошо продуманную программу праздника
 зуевцы и гости искренне благодарили его организаторов.
           Благодарю и я их, перечисляя фамилии:
1 - Главу администрации зуевского поселения —Левашеву Валентину Ивановну и ее сотрудников.
         2-  Руководителя зуевской
социальной службы - Останкову Татьяну Алексеевну и ее помощниц,способных:
Кортунову Елену и Голеву Татьяну.
          3 - Заведующую зуевским СДК Васянькину Оксану и ее одаренного помощника Алексея Скокова.
           4 - Сотрудниц зуевской библиотеки — Останкову
Галину Александровну и Шацких Татьяну Валентиновну.
            5 - Директора зуевской школы— Воротынцеву Людмилу Анатольевну.
             6 - Заведующую детским садиком и школьным
музеем — Мальцеву Татьяну Александровну.
             7Нефтегорского музыканта — Штейнер  Валерия
Алексанровича, участников хоров «Березка», «Социалка» и других.
Праздничная программа была насыщенной, интересной, охватывающей современную и давно минувшую историю села. И селяне,
предвкушая на празднике хорошо отдохнуть
и много интересного почерпнуть, заполнили клуб под завязку.
Удостоили честью быть гостями на празднике и районные руководители:
Это глава муниципального района Нефтегорский — Владимир Иванович Корнев,
начальник управления РТФИ Мельникова Ирина Владимировна.
          Приехала на праздник и обладательница редкого голоса, мастерица
народного фольклора Иванова Мария Николаевна
Открыла праздник села заведующая СДК Оксана Васянькина.
Звучал гимн России, который зал слушал стоя.
Далее слово предоставили главе района Корневу,
Он отметил основные достижения районных служб, учреждений, предприятий и организаций. Сказал и о положительных успехах зуевцев.
А как без этого на праздниках?
          За достигнутые успехи и достижения в делах многие селяне от
им были награждены грамотами, подарками, цветами.
          Отмечены были достижения селян и главой поселения
Валентиной Ивановной Левашевой. Награды
и поздравления получали от нее.

После этого со сцены звучали хоровые и сольные песни, сольные выступления и комедийные сценки. А между ними ведущие программы Кортунова Лена и Скоков Алексей рассказали историю рождения Зуевки.
        По содержаниям моих книг она  известна
зуевцам старшего поколения (по рассказам
старожилов она мною описывалась: Щербина Степана Трофимовича,
год рождения 1875 - й, Кортунова  Павла
Николаевича, год рождения 1888 - й и
Курбатова Михаила Тимофеевича, год
рождения 1900 — й.

     КАК ЭТО БЫЛО?
«Еще на закате века царицы Екатерины второй из села
Кочугуры, Воронежской губернии два
брата Зуевых: Афанасий и Дмитрий (Зотка и Митюря их клички) с подорожной
на право переселения, на собственной подводе приехали они в
Бузулукский уезд. Там их проверили и посоветовали ехать в Старо — Самарскую
крепость, расположенную на берегу реки Самарки, где в эти годы горнизон стражников размещался. И были специальные люди, которые занимались расселением приезжих крестьян, регулированием и усмирением беглого люда и кочевого населения.
И мне думается здесь уместно будет краткое описания крепости.
                Красно-самарская крепость
                (Историческая справка)
В мае 1734 года Правительствующий Сенат назначил комиссию по устройству Оренбургской губернии - "Оренбургскую экспедицию". Во главе ее по гражданской линии был поставлен Иван Кириллов, а по военной - Алексей Тевкелев.
Через два года, в 1736 году, Сенатом было принято решение построить линию крепостей по реке Самаре - "Самарскую дистанцию".
Эта укрепленная линия должна была придти на смену теряющей военное значение Ново-Закамской линии, и обезопасить путь по реке Самаре (представьте себе, в то время она была судоходной).


 

План села Красно-самарского, Бузулукского уезда, Малышевской волости  1857 года:
       



          



Из "Истории Красно-Самарской крепости, основанной на утраченной церковной летописи" Литвинова В.Е. (1919г.):
"Летом 1736 года по реке Самаре плыли баржи, в которых было 120 человек царских служивых людей со своим снаряжением под руководством поручика Петра Бахметева. Баржи пристали к обрывистому берегу на правой стороне реки Самарки в 70 верстах от города Самары. Поручику Бахметеву и его команде местность понравилась. Они решили на этом месте построить крепость. Баржи были разгружены, и началась работа. Были построены жилые и служебные постройки. Вокруг крепости вырыт был глубокий ров с земляным валом. Высокая гора из красного калия на берегу Самарки, отражаясь в воде, придавала ей красный цвет, а поэтому и крепость была названа Красно-Самарская. С горы, на которой была построена крепость, на юг, юго-восток и юго-запад, в сторону, где жили кочующие племена, открывался вид на 30-40 верст, что и нужно было для гарнизона крепости. На востоке, севере и западе крепости был лес".
 
                Красные пески и заросли одичавшей конопли на берегу р. Самара.

В сентябре 1736 года сюда прибыл Иван Кириллов.
Кириллов решил основать здесь торговый город с таможней, который должен был стать перевалочным пунктом для товаров идущих из Европы в Азию. Весной 1737 года было решено перевезти в Красносамарскую из Самары служивых людей Оренбургской экспедиции.
Однако в апреле 1737 года Кириллов умер, и начальником экспедиции стал Василий Татищев, который оставил базу экспедиции в Самаре. После этого в крепости остался только гарнизон: рота драгун и полурота военных поселенцев.
Некоторое представление о крепости того времени дает план, составленный адъютантом Пензенского полка Иваном Кошневым в сентябре 1756 года. Она была четырехугольной, примерно 300 на 400 метров, слегка вытянутой вдоль берега реки. С внешней стороны обнесена стеной из бревен, собранных в столбы. Крепостные ворота были с двух сторон. С внутренней стороны у ворот располагались батарея, караульный дом, конюшня, цейхгауз (вещевой склад), и продовольственный склад. На северо-западной стороне еще одна батарея. Третья - у западной стороны, рядом с ней караульный дом и пороховой погреб, на восточной стороне - четвертая батарея. Дома стояли в один порядок на трех улицах. Из служебных построек - церковь, штаб, шесть казарм, канцелярия, два соляных амбара и питейный дом. Отдельно описаны три дома церковнослужителей (попа, дьячка и пономаря), драгунских и солдатских - 38, отставных унтер-офицеров и драгун - 14, казачьих - 37, отставных казаков - 24, дом целовальника (продавца винной лавки). После выселения 1755 года пустовало 40 домов.
Первоначально предполагалось поселить в крепости 200 казаков и 300 ссыльных, а затем перевести сюда пахотных солдат, но переселение затянулось до 1750 года и поэтому принимали всех кто приходил: беглых крестьян, калмыков, пленных арабов и персов, отставных офицеров, солдат, драгун и матросов. В 1742 году сюда с Украины привезли черкесов (казаков), но уже в 1744 часть из них отправили на реку Кинель.

Собственно, из-за красного цвета окружающих песков крепость и была названа Красносамарской.

Дорога за пределы крепости идет вдоль крепостного рва.

По ней и поедут переселенцы из воронежских Кочугур.
         
           После того как на крепостной заставе Зуевых проверили,
запрещенного за ними не заметили, они и разрешили  подыскивать себе место для поселения».
Мои собеседники утверждали, что братьев Зуевых на берега нашей Ветлянки сопроводили утевцы, которые на здешних лугах косили травы (подробности будут изложены в моем романе «Переселенцы»).
«Понравились переселенцам наши места, особенно южный
склон горы, по северной стороне Ветлянки. Там из недр земных  пробивался
 родник, который ручьем по склону утекал в речку (а та гора теперь
именуется «Сашиновой,. На месте обнаруженного ими родника
появится позднее святой колодезь, а затем  и часовенька). 
         Жили здесь братья Зуевы не долго. Обозначили они понравившееся
им место колышками и обратно в свои Кочугуры уехали.
          И только спустя три года (в одна тысяча семьсот девяносто
седьмом) они  сюда возвратятся. И не одни, а с родней и соседскими семьями,
          "На  десяти подводах приедуть сюды из воронежских Кочугур переселенцы, - утверждали зуевские старожилы. - И стануть они избы
себе тут строить увдоль берегов Ветлянки,обживаться стануть и осваиваться».
Таким образом и появится здесь их первый хуторок, который назовут
они тем же именем - «Кочугуры». А стоял он тогда на месте нынешней улицы Красноармейской, которая до 1935 года называлась зуевцами - «Кочугуры».
И кто знает, как бы развивался он при тех бездорожьях, по которым первым переселенцам из Воронежской губернии приходилось добираться в наши места. Но последователям их примеру переселенцам больше везло.
В 1811 году из центра России в Соль- Илецк дорогу грейдированную построили. По ней теперь соль повезли обозами из Соль-Илецка. Она проходила через село Бариновка, где одна из улиц и теперь носит старое название «Соляная»,
              Проходила она и через хутор Кочугуры, далее шла на Несмеяновку.
Там солевозы на отдых останавливались. По этому и пруд себе там устроили, который и стал людьми местными называться "Соляной". Так его называют и до сей поры.  А еще доказательством того, что по степям нашим проходила
 соляная дорога, служит и ныне существующиий в степи «Соляной лог».
До 1824 года дорога соляная действовала.
И за это время солевозы на берега нашей Ветлянки много навозили
земляков - воронежцев.
         Расширился быстро в границах теперь хутор «Кочугуры".
Примкнулись к его окраинам и новые хутора: «Девицы», «Кулевка», «Алешанка»,
«Кармыш».
         И вставал после этого у всех переселенцев приезжих вопрос «А не объединить ли нам  в одно большое село все хутора?». Чего они
 и сделали на общем сходе летом 1824 года. На общем сходе такое решение было принято. А названо новое село «Зуевка» в честь братьев Зуевых.
И пожелали наши предки Зуевке и зуевцам счастливо и долго жить.
Так мы и живем. Нашей зуевке в 2017 году будет юбилей. То есть
Зуевке исполнилнится ровно 220 лет.
          Это возраст по меркам историческим еще совсем молодой
(три поколения). Если определять его рукопожатиями, то приезжие воронежцы
 от нас совсем близко. Учитывая, что в Зуевке многие люди живут доло.
           У нас сегодня есть жители, которым перевалило за девяносто лет.
К примеру, Денисова Александра Григорьевна с 1921 года, Гребенкина Ефросинья Стефановна с 1922 года, Зуева АнастасияПетровна с 1923 года, Денисов Василий Алексеевич с 1924 года рождения.
А Харина Мария Григорьевна свое столетие будет отмечать в 2016 году.
"В Зуевке и с пополнением жителей детишками идут
дела нормально, - озвучивали ведущие на празднике. - В 2015 году всего детищек появилось на свет девятеро.
А расстояние рукопожатиями между
временами кочугуцев и зуевцев можно предположить так: я жал
руку Щербину Степану Трофимовичу, он жал руку своему деду, а тот жал руку
воронежцам. И выходит три рукопожатия между нашими поколениями.
А расстояние рукопожатиями между
временами кочугуцев и зуевцев можно предположить так: я жал
руку Щербину Степану Трофимовичу, он жал руку своему деду, а тот жал руку
воронежцам. И выходит три рукопожатия между нашими поколениями.

На фотографии Житель Зуевки-Зиновей Федорович Алехин.Год рождения-1885 года.



Рецензии