Печаль и радость современных парков
Зародившись в столь раннее время становления цивилизации, культура строительства парков прочно вошла в уклад нашей жизни. Это стало настоящим искусством, и, как и у любого другого, искусство паркового строительства имело свои значимые исторические вехи. Одной из самых значимых стало строительство садов Семирамид, ставших одним из семи чудес света. Четыре террасы, соединенные лестницами из белоснежного мрамора, усаженные редчайшими породами поистине драгоценных деревьев, кустарников и цветов, дарующих благоухание и прохладу, на фоне задыхающейся в пыли Вавилонии, выглядели настоящим чудом, ставшим не только символом победы человеческого гения над природой, но и символом бессмертной любви.
Строительство садов и парков распространилось по всей Передней Азии и Ближнему Востоку. Египет, Персия, Ассирия, Вавилон, Мидия – эти страны изобиловали культовыми сооружениями, насыщенными роскошью гранита, мрамора и всего того, что может отвечать желаниям царя, в полной мере отвечая понятию «роскошь». Сведения и легенды об этих парках дошли до нас не только в рукописных текстах, но также отразились в ковроткачестве, - искусстве столь же древнем, как и парковое, если не древнее, чьи орнаменты в полной мере позволяют представить нам всю грандиозность замыслов этих садов. Тебризская школа ковроткачества – яркий тому пример.
С течением времени страны развивались, города урбанизировались, человек окружал себя все большим числом все более высоких стен. В обществе происходило постоянное деление и дробление на классы, нации и всевозможные иные социальные формации. В эпоху Средневековья и Ренессанса парки были принадлежностью королей и дворцовой знати. И все это время парки были рядом с нами.
К концу 19 – начало 20-го века парки приобретают статус общественных. И наиболее ярким, даже харизматичным явлением социального аспекта парковой культуры стал Центральный парк в Нью-Йорке, который, отметив в 2013 году своё 140-летие, являл собой зеркальное отражение умонастроений и душевных переживаний жителей этого города, которые, то наслаждались идиллическим ландшафтом нового парка, то, увлеченные спортивной волной, отмечали удобство беговых дорожек, или, бросаясь в битву за свои гражданские права, превращали парк в арену демонстрации своих политических взглядов, не особо заботясь о соблюдении чистоты аллей и лужаек, но никогда не забывали и не оставались равнодушными своему любимому парку.
Для этого города первая половина 20-го века была ознаменована расцветом парковой культуры, однако, к концу его, сады и парки представляли собой весьма плачевное зрелище. Мрачные тени сочились с разбитых фонарей, стекали с облупленных фасадов, выползали из темных уголков аллей, заполняя своим холодом тропинки и лужайки. Этот образ, на фоне социальных изменений конца 20 века требовал перемен, свидетелями которых являются сегодня его жители. Обветшалые лица домов стираются, словно ластиком с бумажного листа, разбитые фонарные столбы, эти железобетонные слепцы, сгорбленные под тяжестью времени, вырываются, словно гнилые зубы, буйная растительность парков с их отталкивающей дремучестью вырубается острым лезвием новой жизни.
Увы, природную красоту парков облекли в гордость и помпезность мрамора и гранита – материалов достаточно прочных, чтобы не позволить сорнякам добраться до земли и дать побеги, испортив геометрическую строгость линий хаосом произвольного роста, и настолько блестящих, что даже в пасмурный день сияние белоснежного мрамора ослепляет прохожего, заставляя потупить свой взор. Но парки – парки, сопровождавшие нас с начала времен, служившие нам живой памятью о природе – нашей колыбели, творение рук наших, ставшее неотъемлемой частью нашей жизни, - все это не может быть обращено в камень. Красота парка не в монументальности замысла, не в помпезности материалов, а в возможности отдохновения от хаоса и стресса города, соприкосновения с природой, когда можно ощутить, как вместе с распускающимися бутонами в грудь вливается новая жизнь, летом – ощутить живительную прохладу тени, насладиться романтикой опадающей листвы золотой осени, а в редкие дни промозглой зимы, когда опадающий снег укутывает деревья, переноситься в волшебную страну мира грез, в котором каждый поворот тропинки манит неведомым. Именно в этом и раскрывается магия очарования парков.
Свидетельство о публикации №215101301097