Ещё задолго до майдана

    Эта история произошла давно. В 1964-ом году мы -десятиклассники, в предверие последнего 11-ого года обучения в школе, отправились в месячный турпоход по Закарпатью, Молдавии и Одессчине. Ах какой это был замечательный поход! Сколько нового и интересного мы увидели! Сколько было приключений! Мы до сих пор, когда собираемся, вспоминаем этот удивительный поход, вспоминаем различные случаи, тогда произошедшие, и конечно добрым словом вспоминаем наших организаторов- учителей Якова Давидовича Берковича, Евгения Григорьевича Лозанова и их помощников- бывших учеников нашей школы Колю Елисеева и Борю( фамилию, к сожалению, забыл).

    В первый же день по приезде во Львов мы отправились на прогулку по городу. Львов нас поразил своей старинной частью города: мы осматривали средневековые здания, памятники, побывали на старинном кладбище с его изумительными часовнями и могильными памятниками, и на обратном пути, уже прилично уставшие мы случайно заглянули в костёл. В костёлах никто из нас никогда прежде не был, поэтому когда мы зашли в зал, мы были поражены большим количеством молодёжи с какими то маленькими книженциями в руках. Как потом оказалось, это были молитвенники. Через многих посетителей костёла мы прошли вперёд, минуя ряд кресел, занятых пожилыми людьми, и вышли к какой то полусцене. В этот момент на полусцену вышел  ксендз и начал что то говорить по латыни(что это ксендз и латынь, мы естественно осознали позднее). Затем наступила тишина, нарушенная резким звоночком, после которого все прихожане упали на колени. Все, естественно кроме нас. Мы же все были комсомольцами, атеистами. На дворе был 1964 год- социализм построили, США догоняли, Гагарина в космос запустили. И немного постояв и услышав гневный шёпот в нашу сторону, мы пошли через весь зал к выходу. И только выйдя на улицу и вздохнув свежего воздуха, мы вдруг поняли, что хотя мы находимся и у себя на родине- в Советском Союзе, но это какой то иной Советский Союз. Особенно на нас тогда произвело впечатление- большое количество молящейся молодёжи.


     А неделю спустя, мы расположились на ночёвку близ одного закарпатского села в районе то ли Ужгорода, то ли Мукачево. Мы остановились в леске, натянули палатки, разожгли костёр, приготовили ужин. К этому времени к костру подошла компания местной молодёжи. Мы познакомились, угостили пришедших чаем с печеньем и услышали от них много интересного о местной жизни. Но из всего ими рассказанного лично я запомнил сообщение о том, что оставшееся после войны оружие, использованное местными "лесными братьями" в 1946-1955 годах уже в борьбе с советскими войсками и местной советской властью, не было полностью сдано, как полагалось в соответствующие органы, а зарыто во дворах или запрятано в колодцах. И что если какая заваруха случится, местные всегда достанут это оружие. Напомню, что шёл 1964-ый год. мы были воспитаны в духе интернационализма. С окончания войны прошло без года-20 лет, а здесь нам такое рассказывают. И мы ещё раз убедились, что находимся на чужой земле. На не советской земле.

     Прошло с тех пор много ле. Наступил 2014-ый год. В Киеве шумел майдан, свергали президента Януковича, "Правый сектор", воодушевлённый идеями батьки Степана Бандеры, призывал штурмовать здание правительства и Рады. Позже новая украинская власть поменяла ориентацию с востока на запад, и многие в России были поражены таким переменам. А я вспоминал 1964-ый год, Закарпатье- задолго до киевского майдана!


Рецензии