1916. Минус 7 немецких эсминцев
11 ноября 1916г. германские корабли начали обстреливать из орудий Балтийский порт (ныне эстонский город Палдиски). В течение получаса они вели огонь, затем стали отходить. В море периодически слышались глухие взрывы. Российские береговые посты до 8 часов утра перехватывали немецкие радиосигналы "ММ" ("Имею минную пробоину").
15 ноября специальная комиссия, назначенная командующим Балтийским флотом, доложила об ущербе, понесенном Балтийским портом. По портовым сооружениям (суда в бухте отсутствовали), а потом и по городу, немцы выпустили 162 фугасных и шрапнельных снаряда. Было повреждено 24 здания, в том числе вокзал и вышка поста наблюдения, погибли 10 человек, из них 8 мирных жителей.
В море ситуация развивалась следующим образом: 11 немецких эсминцев под командованием капитана I ранга Витинга шли кильватерным строем 21-узловым ходом. Через два часа флагман получил первое известие, что один из трех концевых кораблей (V-75) наскочил на мину. Согласно инструкции при каждом подорвавшемся судне должны оставаться два соседних. Витинг принимает решение продолжать операцию с 8 эсминцами. Второй взрыв разнес V-75 на части, а подошедший к нему на помощь S-57 также подорвался. Командир G-89, приняв на борт команды двух ушедших на дно эсминцев, ушел обратно в Либаву.
После 2-часового безрезультатного поиска русских судов в устье Финского залива, капитан Витинг направил 8 своих эсминцев к Балтийскому порту. Обстреляв город, флотилия стала поспешно уходить домой. Витинг имел уже сведения о подрывах на минах, и приказал взять курс севернее. Но уже через час до флагманского корабля донеслись отзвуки взрыва и орудийной стрельбы в конце кильватерного строя. Предполагая, что появились русские крейсера, командующий начинает разворачивать головные корабли для боя. Но причины взрывов были другие - подорвался шедший седьмым V-72. Его попытался взять на буксир V-77, но когда это не получилось, снял с него команду и несколькими залпами добил своего "собрата", а Витинг принял эти выстрелы за атаку русских. Через несколько минут он понял свою ошибку, но было поздно: сразу после поворота G-90 налетел на мину. Плюнув на режим радиомолчания, немцы стали активно вести переговоры в эфире. Однако толку от них было мало: вскоре подорвались эсминцы S-58, S-59 и V-76. Добивали их своими же торпедами.
Кто же командовал столь удачной операцией по постановке минного заграждения, на котором в течение одной ночи погибли 7 немецких кораблей? Об этом мы узнаем из воспоминаний капитана 2-го ранга И.И. Ренгартена. Иван Иванович Ренгартен занимал должность начальника разведотделения оперативной части штаба Балтфлота. В сентябре 1914 г. он испытал первый на флоте радиопеленгатор, а радиоприемники-"засекатели" (изготовленные по чертежам Ивана Ивановича) точно запеленговали радиовопли погибающих немецких эсминцев. Ренгартен пишет, что командующий Балтфлотом распорядился "за умные минные постановки" представить к награде капитана 1-го ранга Михаила Борисовича Черкасского - флаг-капитана штаба по оперативной части.
Боевая биография М.Б.Черкасского началась с русско-японской войны, он отличился при обороне Порт-Артура, за храбрость удостоен двух орденов.Затем плавал на Балтике, а в 1914 г., окончив Морскую академию, был назначен в штаб БФ. Здесь близко сошелся с капитаном 1-го ранга А.В. Колчаком...
Михаил Борисович, готовя план минной постановки, решил включить в общую диспозицию и заградительное поле германского флота, действующее еще с августа 1914 г. Чтобы сбить противника с толку, на южной оконечности передовой позиции мины сбрасывались демонстративно открыто. Вражеская агентура на это клюнула, и немцы решили, что точно определили "границу опасности" для своих судов. К тому же, кайзеровским субмаринам удалось прорваться через передовую позицию, это укрепило сомнение германского морского штаба в существовании каких-либо серьезных минных заграждений у входа в Финский залив. Не случайно курсы Х флотилии почти совпадали с курсами подлодок...
Трагедия немецкой Х флотилии подтвердила неосведомленность германского командования о русских заграждениях. В результате семь новейших эскадренных миноносцев поглотили осенние воды Балтики.
Дальнейшая судьба Черкасского сложилась трагично. В 1917 г. его назначают начальником штаба БФ и производят в контр-адмиралы. Уволенный в отставку вскоре после Октябрьской революции, Михаил Борисович уезжает на родину, чтобы "не видеть, как флот пожирается огнем раздора". Но Гражданская война настигла его и дома, в Полтавской губернии, в 1918 г. Черкасский был убит.
Источник: http://e-liepaja.net/index.php?topic=8843.0
Свидетельство о публикации №215101301287