Дедилов и его уезд в военном отношении

Комментарий Словохотовы:Дедилов это крепость выдвинутая от Тулы на Юго восток для тренировки сторожевой службы. Стоит против каменного брода на упе и бродов на перте.

Арсеньев не совсем четко формулирует эту мысль. Но само название его работы говорит о том что он правильно понял значение этой маленькой крепости.


Дедилов и его уезд в военном отношении по неизданным актам 17 века.
Материалы.

Дедилов - ныне Дедилова слобода Тульской губернии (Богородикаго уезда) - древний Дедославль, упоминаемый летописью в походах князя Святослава и где в 1147 г. Черниговские князья Давидовичи созывали вече Вятичей, расположен на ю-в от Тулы на р. Шиворони, приток Упы. Стратегическое значение Дедилова в степной окраине Московского государства в 16 и 17 столетиях будет понятно, если вспомним, что здесь пролегал главнейший путь Татарских вторжений в Московские пределы, а именно так называемый Муравский шлях. Водораздел Днепровскаго и Донскаго бассейнов, по которому проходил этот шлях, являлся постоянною и естественною дорогой Крымцев в русские украйны. Он шел от Крымской перекопи до Тулы между верховьями множества рек и речек этих бассейнов, но не пересекал почти не одной из них.
У Ливен на р Сосне была переправа; отсюда Муравский шлях доходил до Тулы, оставляя с западной стороны около себя реки: Ливну, приток Сосны, Любовшу, впадающую в приток Сосны-Труды, Зушу, приток Оки, Плаву и Солову, впадающия в приток Оки Упу. С восточной дороги от шляха

104
оставались реки Воргол и Меча, притоки Сосны и Упа. Чрез Упу татары переправлялись у Костомарова брода против Дедилова; затем переходили еще через реки Шат и Шиворонь, притоки Упы и подходили к засеки возле Тулы. Таково было направление Муравского шляха. Самыя важныя переправы его были на Быстрой Сосне и на Упе. Столь важное военное значение Дедилова было оценено еще при царе Иоанне Васильевиче Грозном, при котором сторожевая и станичная служба на степной окраине получила правильную организацию. В 1553 г. царскими воеводами Щенятевым и Курбским построена была близь старого Дедиловскаго городища на правом берегу р. Шиворони дубовая крепость, а в следующем, 1554 г. князь Жижемский выстроил здесь же новый город Дедилов.  С этих пор здесь, для охранения важной переправы через р. Упу, обыкновенно стояла сторожевая рать; сюда же приходили и сборныя войска во время походов на юг, против Татар и Литвы. Из других исторических фактов, касательно Дедилова, отметим, что в 1607 г. здесь был разбит князь Масальский от кн. Телятевскаго, но вскоре самый Дедилов был взят царскими войсками и мятежники были разсеяны. При Петре Великом Московско-Воронежский тракт на Азов пролегал из Тулы на Дедилов, не терявший еще в то время своего военнаго значения. В 1777 г. при открытии Тульскаго наместничества Дедилов остался безуездным городом, а в 1797 г. обращен в казенную волость. Близь Дедилова добывалась железная руда из копей при речке Олене.
Со 2-й половины 16 века степная охрана Московскаго государства имела уже двойной ряд укрепленных городов. Переднюю линию укреплений, за которыми сейчас же лежала степь, составляли Алатырь, Данков, Епифань, Пронск, Михайлов, Дедилов, Новосиль, Мценск, Орел, Новгород-Северский, Рыльск, Путивль, заднюю: Рязань, Кашира, Тула, Серпухов, Звенигород. Все эти города связаны были общею задачею оберегать от степняков путь к Москве, и воеводы их часто пересылались между собою вестовыми письмами, извещавшими о приближении опасности.
Важной стратегической базою для этих оборонительных пунктов была полоса лесных засек, простиравшаяся почти непрерывными звеньями через Тамбовские, Резанские, Тульские и Калужские края, замыкаясь в
105
промежутках, между лесами, укрепленными чертами в виде валов, рвов и надолб. Подле засеки устраивались городки, или острожки с укрепленными воротами, охранявшимися постоянною стражей. Последняя подчинялась особым засечным головам и воеводам. Засеки тщательно оберегались Московским правительством и сохраняли еще свою военную организацию до самого конца 17 века, хотя в то время уже получила  окончательное свое устройство выдвинувшаяся далее к югу укрепленная Белгородская черта и гораздо важнее для защиты государства становится в это время так называемая Северская украина (заключавшая нынешния Курскую и Черниговскую губернии), а также новые укрепленные города по р. Донцу.
Возвращаясь к Дедилову, заметим, что он представлял в 17 веке, к которому относятся издаваемые нами акты, как бы боевой аванпост для Тулы, расположенный против самого Муравского шляха, в центре стратегической позиции, тогда как фланги Тульскаго уезда опирались слева на Венев и Епифань, а справа на Крапивну. В актах 17 века вся эта группа укрепленных пунктов с их уездами именовалась "Тулой с городами".

Военный быт и воеводское управление степной окраины Московскаго государства в 17 веке еще довольно мало изследованы. Между тем, многие вопросы военной организации этой важной в свое время оборонительной линии бдительно оберегавшей в течении двух столетий внешнюю безопасность Московскаго государства, еще ждут  своего разрешения и каждый вновь открытый факт в этой области не может быть оставлен без внимания.

Полагаем, что издаваемые нами материалы, рисующие нам некоторые исторические черты военнаго быта г. Дедилова во 2-й половине 17 века, представляет интерес для военнаго историка.
Издаем их с небольшими сокращениями текста во избежание излишних повторений, на основании подлинных, разобранных нами столбцов, из которых большая часть дошла до нас в крайне плохом, полуистлевшем виде, а многие -и в отрывках.

Москва. Кремль. Июнь 1911 г. Ю. В. Арсеньев.


Военно-исторический вестник изд при Киевском отделе императорского русского военно-историческаго общества. 9-10 книга 1911 3-й год изд.

Смотрите мою схему про людогощу ВКонтакте и блоге


Рецензии