С. Касарски. Абрахам Кайпер призыв ко всему миру

АБРАХАМ КАЙПЕР: ПРИЗЫВ  КО ВСЕМУ МИРУ
Стивен Касарски (1997)

Что произошло бы с нашим миром или некоторыми поистине космическими событиями, если бы не появились важнейшие, знаковые личности, изменившие курс истории, будь то к хорошему или к плохому? Какой была бы Европа без Наполеона, Гитлера или Сталина? Каким был бы путь человечества без мировых войн, без американской, французской или русской революции? Каким были бы наша культура, наука, искусство, интеллект без гигантского вклада некоторых людей,  которые отметили каждую из этих сфер и многие другие, не менее важные? Сегодня все больше и больше развивается жанр альтернативной истории, который наряду с задачами научной фантастики предполагает не только богатое воображение, но и точное знание и здравый смысл. Многие пытаются задним числом угадать историю без некоторых людей или фактов. Это настроение начинает проникать даже в круги христианских писателей и мыслителей. Недавно вышла книга под заглавием "Если бы Библия не была написана" . Возможно, есть не меньший смысл в постановке вопроса: как развивалась бы человеческая история, если бы Христос не пришел в мир? 
Ни один серьезный человек сегодня не будет отрицать, что Французская революция определила развитие западного мира, не только как весьма знаменательное событие, но также как цепная реакция, последовавшая в дальнейшем. Марксизм и его непредвиденные плоды. дарвинизм в атеистической версии, понизивший человека до уровня усложненной обезьяны, фрейдизм с его односторонним видением человеческой личности, тоталитарный нацизм, который был основан на ницшеанской теории сверхчеловека пополам с музыкой богов и титанов Рихарда Вагнера, даже рационализм вместе с модернистской теологией, подрывающие изнутри веру Церкви и авторитет Писания, короче говоря, почти все, что так или иначе сформировало мир, в котором мы живем и сегодня - это продукты или побочные следствия Просвещения и атеизма Французской революции.
Как христиане смогли отреагировать на все это? Вышли ли они в мир, чтобы противостать приливной волне атеизма с его антидуховным оружием? Или же их усилия в основном оказались недостойными и комичными, как в случае со знаменитым "обезьяньим процессом" 1925 года, который причинил делу Христова благовестия не пользу, а вред? Даже сегодня американские христиане-евангелисты нередко прилагают соизмеримые с прежними усилия такого рода, за которыми пресса следит на международном уровне. Восхитительные духовные потрясения нередко начинались с больших умственных движений, как в случае с Муди и Спердженом в XIX. или с Билли Грэмом в ХХ веке. Тем не менее наука и богословие со свойственными образами мышления продолжают свой бесконечный и часто бессмысленный конфликт. При этом почти отсутствуют подлинно христианские  ученые, мыслители, писатели, художники, а то, что есть, безгласно теряется в толпе после того, как неверующие получили целые страны без боя и почти без сопротивления. Даже К.С.Льюис и Ф.Шейфер в течение многих лет оставались на периферии общества. Возможны ли сегодня такие герои прежних веков, как Уильям Уилберфорс, добившийся отмены рабства в Англии, Авраам Линкольн с отменой рабства в Соединенных Штатах, Уильям Гладстон с его блестящей творческой политикой, достигшей того, чего не удалось добиться путем войн и революций, и, наконец, Абрахам Кайпер, интегрировавший Евангелие во всех сферах общественной жизни, причем таким образом, что это имело значение не только в его небольшой стране - Нидерландах, вставших начиная с малой силы против цунами Французской революции? Не будь этих людей, мир несомненно отличался бы от сегодняшнего - не в лучшую сторону.
Абрахам Кайпер родился в 1837 году в маленьком городке Мааслейсе в Нидерландах. Как это часто бывает с великими людьми, школьные учителя не составили правильного представления о его способностях. Очевидно, что им пришлось изменить свою точку зрения, когда их ученик окончил с отличием Лейденский университет, а в двадцать с небольшим лет стал доктором богословия. Год спустя он оказался пастором Реформатской Церкви Голландии в небольшом селе Беэзд в глубине страны, где столкнулся с горячими верующими-кальвинистами, пусть они и уступали ему по интеллекту. Будучи образован на высшем университетском уровне и воспитан верными христианскими родителями (его отец также был реформатским пастором), Кайпер одно время подвергся влиянию профессуры с модернистской теологией и хлебнул сполна просветительских идей, породивших Французскую революцию.
Бывают случаи, когда великие люди, такие, как Апостол Павел, Лютер, Кальвин, Кайпер, с самого начала обретают свою миссию, жизненное дело и предназначение. Вскоре молодой амбициозный священник, не очень тепло принятый консервативной общиной, начал понимать, насколько изощренные умственные игры уступают горячей вере простых людей, которые не понимают высокой богословской аргументации и серьезной философии. "В своем плохом знании Писания, полученном в университете, - вспоминал он, - я не мог сравниться с этими скромными людьми". В это время кальвинизм становится для него из головной, холодной теории, преподававшейся в университете, живой истиной Библии и целостным христианским мировоззрением, применимым во всех сферах жизни. Другими словами, насколько же неправы те, кто сужает Евангелие Христа до "духовности", односторонне понятой чисто религиозной жизни, изгоняя его из повседневной деятельности, науки, политики, искусства, культуры в целом во всех ее формах! "Так знание Библии стало для меня хорошо организованным мировоззрением, для которого старое вероучение Реформатской Церкви было лишь началом. Когда   я сидел на скамейках в лекционном зале, слушая моих мудрых учителей, и учил доктрину, она еще не наполнилась для меня сердечным человеческим теплом. И тем, что стало для меня в ней наиболее привлекательным, стала ее способность обращаться к сердцу и в то же время соединять историю и человеческий опыт... Я обнаружил, что на грубоватом провинциальном диалекте люди могли выражать то, о чем Кальвин писал на хорошей латыни. Он жил, почти не изменившись, среди этих простых рыбаков и крестьян, которые редко даже слышали его имя. Таково было его учение, которое могло быть понято через века после его смерти, в чужой стране, в забытом селе, в убогой церквушке, заполненной простыми поденщиками".
Трудно понять строгую доктрину во всей ее глубине, если вы не смогли посвятить себя ей до глубины души, не были поглощены ею. И это еще труднее, если она содержит абсолютный принцип, строго согласуемый с его собственной железной логикой, как это и имеет место в кальвинизме - где все предопределено Богом, где Его суверенитет стоит на первом месте и касается мельчайших деталей во Вселенной и человеческом существовании, где все сущее предназначено исключительно для славы Божьей, и только в этом находит свое обоснование. И даже там, где человек, порабощенный силами зла, не желает и не может сделать даже шаг в сторону спасения, пока Бог в Своем таинственном и непостижимом совете не изберет его заранее - он может жить, действовать, творить исключительно для Его славы.
Более или менее, в той или иной мере, конечно, весь христианский мир основан на тех же убеждениях. Отличие кальвинизма состоит в том, что он излагает их наиболее последовательно, не оставляя места для разнотолков и недомолвок. Больше всего это касается, конечно, теории избрания, которую многие считают неразумной и несправедливой. Не наше дело здесь судить или критиковать эту точку зрения - мы должны понять ее богословски. Мы ограничимся пока лишь тем, что подчеркнем, что кальвинизм не только как теологическая позиция или мировоззрение, но и как образ жизни по строгих этическим и духовным принципам, как комплексная система ценностей и действий в рамках всех сфер жизни внес решающий вклад в формирование того, что мы теперь называем "западной цивилизацией". И все же он дал также ясную богословскую доктрину, составившую в итоге основное ядро протестантского мира и не развалившуюся под различными "ветрами учений", которые хлестали Церковь целые века.
Таким образом, Кайпер нашел прочную основу для всей своей последующей интеллектуальной, образовательной и политической деятельности. В 1867 году он покидает Беэзд и после трехлетнего пребывания в Утрехте в 33 года оказывается в Амстердаме, где начинается его полувековой труд как богослова, журналиста, преподавателя, писателя и политика и даже теоретика архитектуры. Кроме того, его детищем стала созданная сторонниками его идей Антиреволюционная партия - первая в Нидерландах политическая партия с современной структурой, при том что ни одна другая тогда не имела нормального организационного механизма и даже не выдвинула четко определенную политическую программу. Здесь стоит уточнить две вещи о ее статусе. Понятие "революция" здесь подразумевает Французскую революцию и ее принципы, а приставка "анти" не означает соперничество или вражду, но то, что способно заменить революцию, встать на ее место. Другими словами, мы имеем здесь дело с партией, которая предлагает в рамках демократии что-то другое взамен принципов Просвещения и Французской революции, общепринятых в то время среди демократических сил и фракций. Газета De Standaard (Знамя), официальный орган партии, появилась уже в 1872 г., через три года после того, как Кайпер переехал в Амстердам, а позже возник и еженедельник De Heraut (Проповедник), в течение 45 лет знаменовавший христианское присутствие  в общественной жизни страны. Можно сказать, что эти годы были в стране самым серьезным, самым ответственным и самым достойным представлением протестантизма во всех сферах общественной жизни на протяжении всей истории  после Реформы. К сожалению, до этого не дотягивают никакие аналогичные усилия, предпринятые в наше время.
 В 1874 году Кайпер был избран членом голландского парламента на  должность, которую он занимал три года в первый период своей парламентской деятельности. Тогда и позже, лишь с небольшими перерывами, его присутствие в политической жизни будет становиться все более и более интенсивным. В то же время он расширяет свою деятельность и в образовании. В 1880 году он основал Свободный университет Амстердама - свободный в смысле независимости от государства, и в то же время способный чтобы построить всю систему человеческих знаний  в каждой области жизни на принципах Библии, которая даже сегодня влияет на функционирование этого учреждения.
Таким образом, построив прочные основы для сильного присутствия в политической, образовательной, религиозной и социальной жизни своей страны, Кайпер будет доминировать в почти сверхчеловеческой деятельности во всех этих областях до своей смерти в 1920 году, в течение которых лишь однажды военные события доведут его до нервного срыва. Его 70-летие в 1907 году превратилось в общенародный праздник, явив масштаб и значение человека, который оставил "следы шагов на песке времени". Тогда было публично сказано: "История Нидерландов в Церкви, государстве и обществе, в прессе, в школе и в науке в последние сорок лет не может быть написана без упоминания его имени  почти на каждой странице, потому что в этот период биография доктора Кайпера стала частью истории всей страны". Ни один сектор человеческого знания не был чужд ему. Даже его идеологические противники вынуждены были признать, что они имеют дело с соперником, у которого "десять голов и сто рук"!
В 1898 г. Кайпер посетил США, где выступил на юридическом факультете Принстонского университета и провел богословский семинар с шестью историческими лекциями о кальвинизме, разъяснив свои взгляды на несколько ключевых областей, таких, как религия, политика, наука, искусство, а также изложив основы своей концепции в целом гражданам великой страны. Три года спустя, в 1901 году, королева Нидерландов Вильгельмина поручила ему формирование правительства. За четыре года как премьер-министр, иногда с успехом, а иногда и с неудачами, он попытался реализовать все, что провозгласил тогда. Само собой разумеется, что многообразие интересов, невероятно тяжелая работа и железная воля, в сочетании с верой стали важными факторами для реализации его программы. Кайпер пробовал применить христианские принципы в вопросах, касающихся граждан, семей, работодателей и работников, брака, образования, Церкви и правительства. Он был убежден также, что демократическое общество дает верующим достойные возможности, основанные на христианских принципах в рамках совместных усилий для поддержания и защиты христианских основ общества, оставляя тем не менее для нехристиан гражданские права и свободы. В программу были включены средства  реформы школ, законы, которые ограничивали разрушительное распространение алкоголя, программы жилищного строительства, здравоохранения и ухода за пожилыми людьми, а также  серьезная реформа налоговой системы. Давайте не увлекаться нашим временем: сегодня нам далеко до всего этого!
В последующие годы Кайпер продолжает неустанную работу, особенно на литературном поле, выпустив в итоге 306 статей и 6 томов тщательных библейских исследований, включая Апокалипсис. Даже голландские католики считали его литературный труд "уникальным и не имеющим соперников в эрудиции". Наконец, уже в 82-летнем возрасте он  планирует крупную работу под названием "Мессия" о Личности и деле Христа. Времени не хватает: через год, 8 ноября 1920 года, приходит кончина. У смертного одра Кайпера стоял друг, спросивший его: "Стал ли Бог Вам убежищем и силой до конца?". Ответ, хотя и измученными устами, последовал сразу и недвусмысленно: "Да, абсолютно!".
Таков был Абрахам Кайпер, Великий человек Божий в действии и влиянии на многих уровнях, неизвестных в нашей стране, где мы привыкли игнорировать подобное и держаться подальше от многих важных событий,  известный в своей родной Голландии и в других странах, таких как США, Великобритания, Южная Африка. Его сочинения, увы, по большей части не переводились с нидерландского на другие языки и насчитывают более 200 только больших работ, составивших 57 томов и затрагивающих необычно большое количество тем и вопросов. В своих книгах он не забывал человеческие отношения и практическую любовь к людям. Один из современников отметил: "Д-р Кайпер знал святое искусство любви к Богу и ближнему. Большинство помнит его с удивлением и  благодарностью, ибо он никогда не отказывался принять и выслушать тех, кто шел к нему за наставлением и помощью". Вот поистине пример для "духовных" людей, работающих в изоляции и часто остающихся недоступными!
Мы сказали о труднодоступности сотен работ Кайпера. Это большая привилегия для духовного человека - писать на одном из самых распространенных языков мира, и очень плохая судьба - оставить свое наследие на редком языке, непонятном  большинству. Если бы Кайпер писал свои произведения на английском языке, известном почти всему миру, возможно, путь Запада и особенно формирование и эволюция христианской мысли были бы в ХХ веке совершенно иными. Лишь шесть его лекций были написаны на английском и произвели значительный эффект в США. Но даже при этом сегодня в интеллектуальных кругах Запада в целом его никто не может игнорировать. Майкл Фогарти, британский историк движения христианской демократии, в своей книге "Христианская Демократия в Западной Европе с 1820 по 1953", опубликованной в 1957 году, отмечает, что "голландские протестанты создали в прошлом веке одно из самых успешных и во многом наиболее конструктивных движений во всем христианском мире в политической, экономической и социальной сферах". Еще не оценено по достоинству то, что идеи Кайпера в значительной степени способствовали созданию современных христианско-демократических партий - хотя в настоящее время это движение почти полностью отличается от тех принципов и основ, с которых оно начинало.
Так называемая неокальвинистская школа, созданная Кайпером на основе Кальвина с некоторыми вариациями и приспособлением к современной эпохе, простирается на все духовные, социальные и культурные области вместе с многочисленными учреждениями и имеет множество публикаций, в основном, в англоязычных странах. В этой субкультуре есть два важнейших элемента: труды известного американского христианского мыслителя Фрэнсиса Шейфера и Институт христианских исследований в Торонто, занимающийся развитием различных отраслей науки и искусства с христианской точки зрения во главе с заметным ученым в области эстетики и теории искусств Кэлвином Зирвельдом, недавно собравшим конференцию художников-христиан в Греции.
 Но каковы основные элементы мысли Кайпера? Давайте попробуем здесь рассмотреть их как можно яснее и комплекснее, что необходимо для понимания столь крупного наследия, которое простирается на все области современной жизни. В основу всего здания своей мысли Кайпер кладет убеждение, что только кальвинизм есть религиозная система, которая имеет комплексное предложение  решений для общества, культуры, политики, искусства, экономики. Лютер начал с прочного фундамента опоры на Слово Божие, преподавая оправдание верой и подчеркивая свободу совести и личной ответственности каждого верующего перед Богом, но далее предоставил светской власти право решать  вопросы религиозной веры на своей территории в качестве церковного и судебного главенства, на основе известного принципа "чья власть, того и вера". По сути, хотя он освободил верующих от рабства папской церкви, он сохранил авторитарный режим  средневековой церковности и государства.
Полностью отличается в этом отношении путь Кальвина. В Женеве не было наследственного правителя, а городской совет находился в ведении бюргеров. Церковной иерархии практически не было, были только пасторы и проповедники из мирян, демократически избираемые общиной. Для Лютера Церковь продолжает быть представителем Бога, подлинным посредником между Богом и людьми, в то время как Кальвин впервые оценил ее не как духовную силу, но прежде всего как сообщество верующих. И эта Церковь всеохватна. Каждый верующий может найти в ней все, что необходимо для науки, политики, коммерции, искусства, образования и повседневной жизни. Чисто религиозная, духовная деятельность здесь в равном положении и не лучше всех других, ибо каждый, кто исполняет  свою работу наилучшим образом, будь то ученый или рабочий, который мостит улицы, увеличивает славу Божью, по выражению Кальвина. В 2009 г. я выпустил работу "Христианское присутствие в мире для Жана Кальвина", посвященную наследию великого реформатора. Здесь я ограничусь только тем, что упомяну, что это учение, взятое непосредственно из Библии ("Вы свет мира и соль земли", "все, что вы делаете, делайте для Господа, а не для людей"), вдохновило христиан-кальвинистов прежних веков творить великие дела во всех областях науки, культуры, искусства, политики и экономической жизни, и оно полностью отличается от светской и языческой "великой" Французской революции.
Даже капитализм - на влиянии кальвинизма на который настаивают некоторые из наших журналистов, фактически не знающие, о чем они пишут - имел некогда совершенно иной характер, нежели картина, представляемая нашими масс-медиа. Капитализм возник за века до Реформы, и отличие было в том, что в то время как ранее представители крупного капитала - прежде всего итальянской финансовой и торговой элиты - вкладывали свои деньги в произведения искусства или тратили их на показную роскошь и шоу, Кальвин учил, что накопление богатства имеет единственную цель - использовать его "во славу Божию" с сознательным следованием заповедям Библии. И это объясняет огромный рост благотворительности и сети социального обеспечения в большинстве кальвинистских стран, за исключением нынешних США - по причинам, которые мы не сможем здесь анализировать. Это следует иметь в виду, говоря о том, что социализм также представлен в некоторых протестантских странах мощным христианским движением.
Для других религий, а теперь и для других христианских конфессий совсем не легко показать, что Бог имеет всю власть в любой другой сфере жизни, помимо чисто религиозной. О религиях Востока здесь говорить не приходится, но и другие формы монотеизма в основном ориентированы на иной мир, особенно ислам, который, как мы все знаем, создал большие проблемы нашего времени. Со стороны различных течений протестантизма за пределами кальвинистского потока, в том числе пятидесятников и харизматического движения, обычно нет даже попыток решать иные вопросы помимо чисто духовных - хотя у них есть значительные результаты, но только в этом поле. Подобные движения, особенно в США, много раз пытались без твердого мировоззрения вмешиваться в вопросы, чуждые их природе, как это было в эпоху Буша.
Недавно появившаяся работа "Абрахам Кайпер: краткое введение" стала попыткой понять, как идеи Кайпера работают в отношении к нашей теме и среди двух старых христианских конфессий, католицизма и православия. Она начинает с того, как католическое Средневековье воспринимало Божий суверенитет во всех сферах жизни: государства, искусства, экономики, семьи, науки. Между Богом и всеми этими сферами - если употреблять термин Кайпера - стояла Церковь как единственный выразитель воли Бога, представляющий Его в этом мире. Таков был, однако, и порядок, преобладавший в Восточной Европе в византийскую эпоху и в значительной степени сохранившийся в православных странах. Спросите в этом мире случайного человека с улицы, и в 90% случаях он отождествит Бога и христианскую веру с миром храмов и священников. То же самое при каждом удобном случае готовы повторить и иерархи: Церковь учит, Церковь ведет, Церковь хранит и т.д. Почти никогда, или по крайней мере очень редко вы услышите здесь, что Библия учит, Слово Божие ведет и Христос спасает. Таким образом, почти все богатство содержания Библии заменяется лозунгами, в которых упоминается Церковь, причем чаще всего в связи с нацией. Результат, как правило, очевиден: в большинстве случаев основные принципы не только духовной жизни и спасения, но морали, честности, достойного поведения, серьезной и ответственной позиции гражданина и политика остаются  почти неизвестными большинству. И если на этом фоне появляются лучи света, то их воспринимают как "протестантизацию"! Вот главная причина того упадка, который переживают православные страны сегодня.
В следующей части сборника очерчен  образ общества, сопутствовавший космоцентричной концепции, выражавшей основания атеистической Французской революции и всех ее ответвлений. Здесь Бог имеет дело только с церковью; другие же сферы остаются автономными, вне Его власти и неизменных правил. Таким образом становится легко объяснить все печальные явления и события, которые последовали в течение следующих двух столетий, и затруднительное положение человечества, которое мы испытываем сегодня. Трудно, однако, понять, как это касается обществ, где отношения даже верующих людей с Богом в большинстве случаев далеки и связаны с посредничеством Церкви, из-за чего они не постигают почти ничего из истины Слова Божия. Стоит заметить, что такое положение идеально сочетается с коррупцией, в которой сегодня восточно-православный мир бьет все рекорды со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Выводы, которые предложил Кайпер, всегда основываются на кальвинистской концепции функций человеческого общества. Во-первых, он подчеркивает суверенитет Бога, а не церкви, и его распространение во всех сферах, во всех областях жизни. Каждая из этих сфер полностью автономна и независима. Ни Церковь, ни государство не имеют права вмешиваться в образование, искусство или жизнь семьи. В каждой из этих автономных сфер, говорит Кайпер, христиане должны создать организованные группы, чтобы конкретным образом явить суверенитет Бога над ними: союзы художников, политические партии, сельские кооперативы, трудовые ассоциации - по крайней мере, если в обществе есть значительное число христиан-кальвинистов (для многих из нас, увы, сегодня это возможно лишь теоретически). Именно ради этого Кайпером был создан и развивался Свободный университет в Амстердаме. Он управлялся христианской ассоциацией, полностью независимой от официальной церкви и государства. 
Но как все это могло бы происходить на практике? Существование в каждой из автономных сфер, например, таких вещей, как объединение, комитет или партнерство, или что-то еще, созданное только из кальвинистов, грозит привести к возникновению закрытого сообщества с риском маргинализации, или, напротив, с расистскими настроениями. Хорошо известно, как самоощущение некоторых групп христиан как духовной элиты приводило к серьезным заблуждениям. Строгое разделение рожденных свыше и всех остальных как вышедших к свету и оставшихся в полной тьме способно вызвать недобросовестные и ошибочные решения в церковной среде, особенно среди молодежи.
Здесь возникает еще один вопрос, на который мы должны ответить. Да, человеческое сердце полностью развращено, от природы человек не в состоянии сделать себя хорошим, и только силой Креста он может измениться. Но тогда как объяснить удивительные дела невозрожденных людей, их честность и доброту, их вдохновение, умение и мудрость для продвижения науки, техники, искусства, замечательные достижения духа? От Бога ли все это? Фанатик или фундаменталист с черно-белым видением мира часто закрывает глаза на реальность, считая, что это не имеет никакого значения, если "праведность наша как запачканная одежда" и "во плоти не живет доброе". Но не искажаем ли мы действительность, если отвергаем как порочное и вредное все, что исходит от неверующих - или пока неверующих? Такое видение представляется явно поверхностным. Кальвин пишет, что изучение языческих авторов напоминает нам, что "человеческий разум, хотя он и пал и лишен изначальной целостности, по-прежнему украшен и наделен чудесными дарами от Творца.  Если мы считаем, что Дух Божий является единственным источником истины, мы не будем отвергать или презирать саму истину, где бы она ни была, если мы не хотим обидеть Духа Божия". Неблагодарность людей Богу больше, чем у языческих авторов, которые при их ничтожном духовном свете считали философию, право, искусство изобретениями богов, которым они поклонялись. "Давайте учиться на их примерах, - говорит Кальвин, - тому, как много хороших качеств Господь оставил человеческой природе, хотя она и лишилась истинного блага".
Сказанное Кальвином основано главным образом на различных частях Ветхого Завета, в котором говорится о воспитании целого народа во всех аспектах повседневной жизни, ибо когда Бог избрал народ Израиля, чтобы показать людям все духовное богатство плана спасения человека, таким же образом другие народы были научены правилам искусства, меры, гармонии, красоты, философии, чтобы передать их всему человечеству. Таким образом, хотя человек и не способен приобрести добродетельный характер, ибо для этого требуется вмешательство Божией благодати, возрождающей грешника, но «Господь повелевает солнцу восходить на праведных и неправедных", что означает, что благость Его и забота распространяется на все человечество. Все, что достойно и прекрасно, для Кайпера есть "общая благодать". Понятно, что эта блестящая концепция оказалась неприемлема для обскурантов, считающих чем-то сатанинским, скажем, инструментальную музыку, поскольку согласно Книге Бытия ее изобрел Юваль - потомок Каина.   
Таким образом, Кальвин, кальвинисты и особенно Кайпер обосновали право и обязанность христиан бороться за свое влияние на культуру (в широком смысле), на общество, в котором они живут и работают.  И делаться это должно в действительно демократической атмосфере, уважая личность каждого человека, потому что каждый человек создан по образу и подобию Божию, с ценностью и достоинством, и одаренный добродетелями и талантами от Творца. "Учение об общей благодати, - заключает Питер Хеслам в своей книге «Создание христианского мировоззрения», - тесно связанное с верой в мировой порядок, творение, падение и искупление, дало Кайперу единственное реальное решение проблемы христианства и культуры, условие, стимул и обоснование для активного христианского участия в усилиях по созиданию культуры. Предложенное им решение было весьма широким, с акцентом на практические плоды и долгосрочный успех, так что оно заслуживает нашего постоянного изучения и осмысления".
В последние десятилетия стало обычным признавать огромный вклад Реформы и особенно кальвинистского усердия в формирование западной цивилизации, и это принято уже во многих странах. К сожалению, в медиа существует некое "эмбарго", возлагающее ответственность за подобную тематику лишь на журналистов-профессионалов или особенно "духовных" людей. Даже евангелисты чаще всего ограничиваются апологией отдельных доктринальных положений и освещением богословских споров. В результате мы получаем из прессы лишь фрагментарные и мимолетные образы реальности. Хуже всего в этом то, что участие евангелистов в общественной жизни, прежде всего в США, запятнано и дискредитировано, в том числе в глазах остального протестантского мира, такими навязчивыми идеями, как поддержка войн, смертной казни и даже расового неравноправия, лишающими христианскую этику глубины и тем более любви - самой сути учения и дела Христа. Тем не менее, в отличие от католичества и православия, протестантский мир (именно мир, а не Церковь) не составляет единого целого. Это означает, что действия отдельных партий и групп, заметных в какой-либо части планеты, не отражают позицию остальных христиан-протестантов.
Мы попытались максимально полно за отведенное нам короткое время описать термины, в которых была изложена самая серьезная и богатая попытка создать полную религиозную картину мира и решений для всей его жизни, уже приносившая огромную пользу в западном мире. Сегодня христианская вера и христианские ценности, на европейском континенте больше, чем где-нибудь еще, испытывают падение, приводящее к бедам во всем обществе, которые мы испытываем сегодня. Тем не менее мы можем сравнить даже в наши дни ситуации - в политике, образовании, культуре, экономике, эффективной демократии - в любой стране, последовавшей Реформе, и там, где попираются или игнорируются принципы Евангелия (а в основном это Юг и Восток), и мы увидим ужасающую разницу. Мы увидим также, что несмотря на "доблестные" усилия по их разрушению, остатки старых христианских ценностей еще сохраняются в наследии многих народов. Существует множество влиятельных гибельных философий, и, увы, простой рабочий на заводе или на стройке может быть затронут опасным влиянием экзистенциализма Сартра, даже если он не знает даже этой фамилии. И то же самое происходит с любой идеологией, которая преобладает сегодня. Но так дело обстоит и с возрождающей силой Евангелия, которая может изменить и насытить всю жизнь людей.
Мы попытались извлечь из забвения и невежества личность и пути Божьего человека, который многому научил все человечество, особенно среди драматических событий, которые мы переживаем сегодня. Без сомнения, величественное здание, построенное Кайпером, содержит ряд утопических элементов и оставляет немало лазеек. Оно еще потребует перемен, дополнений и исправлений, и это задача уже нашего времени. И тем не менее он открыл путь, по которому многие пошли за ним, и если бы мы имели   мужество, динамизм и навыки, чтобы применять его результаты в обществе, возможно, наш мир сегодня был намного лучше, и, возможно, человечество смогло бы избежать многих зол, которые последовали в последние десятилетия. Пусть же все сказанное станет отправной точкой для дальнейших размышлений, которые изменят наши умы и сердца. 


Рецензии