Восхождение на Святой нос

Святой нос – это мыс на Байкале. Образует Баргузинский и Кивиркуйский заливы. Высота которого над уровнем моря 1870 метров и на вершине которого в июле, а бывает что еще и в начале августа, лежит снег. К нам этим летом должны были приехать гости из Москвы – это сын Толя с внуком Кириллкой (ему 6 лет) и друзья Толи супружеская пара Олег и Люда. Хочется показать что-то необыкновенное, чем-то поразить гостей. Вот я решил и покорить с ними эту вершину. К приезду гостей я готовился. Убрали ограду, где побелили, где подкрасили. Всё это хлопотно, а с другой стороны думаешь, по чаще бы приезжали, может быть и порядку больше было. Прилетели 20 июля. Долгожданная встреча. В ограде звенит детский голосок:
- Дедушка, дедушка, а это что? А прокатишь меня на мотоцикле.
Укладываясь спать, тепленький комочек подкатился под мой бок. 
- Дедушка, а ты мне сказку расскажешь.
- И куда ж от тебя внучок денешься.
А на душе так тепло, такая блажь, такая радость.
- Миленький, бравенький ты мой, почему же я тебе не расскажу.
- А дальше, а еще какую-нибудь.
Слышу наконец-то засопел. Я зевнул и тоже провалился в глубокий сон. Рано утром наш УАЗик мчал нас в далекий Баргузинский район. Кирюша досматривал свой сладкий сон на заднем сиденье. Отличное покрытие дороги – и мы летим как на крыльях. Кругом тайга и тайга. Мостики через речки с хрустальной чистой водой. Редко встречаются деревеньки. Новый мост через реку Баргузин, который решил вопрос с переправой, где можно было раньше ожидая очередь на паром простоять часа два, а то и больше. Вот мы и в Баргузинском национальном парке. Заплатили за въезд. Сорок километров по побережью Баргузинского залива – песчаный пляж. Стоянки – табора, машины 38 региона – это иркутяне заполонили наш берег. Видать не зря они сюда едут в такую даль. Здесь очень красиво, а какой воздух, а какая вода, а какая рыбалка. Приезжают сюда на месяц, а то и больше. С собой они всё привозят, начиная от элетростанции, газовых печек, мотоциклов, велосипедов, моторных лодок, кухонного и спортивного инвентаря. Так что живут как дома. Отдых на берегу отдыхом, ну а вершину-то покорять надо. Приезжал я сюда последние два года и мне сделать этого не удалось. В первый год на побережье был пожар, горел лес и было очень много дыма, во второй год три дня подряд шли дожди, и тоже восхождение пришлось отложить. По бурятскому поверью на вершину Святого носа опускается Бог Будда и поэтому этот мыс назвали Святым. Не каждого он пускает на свою вершину. И когда идешь вверх не следует бросать камни вниз, а то можешь разбудить его и будут неприятности, да и по туристическим соображениям этого делать нельзя. Ну и построиться на побережье Святого носа он не всем разрешает. Вот, например, построили бельгийцы пансионат двухэтажный – бетон, стекло, метал. Обделан дорогостоящими материалами, внутри громадный аквариум со всей живностью, которая водится в водах Байкала. Своя мощная электростанция, баня, сауна, дорожки и стены выложены байкальскими камешками. Всё было сделано на совесть, со вкусом и на века. Не пансионат, а сказка. Всё было подготовлено к открытию первого сезона. И надо же было зданию загореться зимой, и все сгорело дотла. То ли электрики что-то не подрасчитали, не учли наших сорокоградусных морозов, а отопление здания было целиком электрическое, то ли и вправду Будда не захотел на своем берегу новых постояльцев.
Ну вот и долгожданное утро. На небе ни облачка. Наспех позавтракали. В рюкзак – бутерброды, воду и восхождение началось. В начале тропинка идет не так уж круто – серпантином.
- Кирюша, если сам зайдешь на самую вершину, без чьей-то помощи, то попадешь в Книгу Гиннеса как самый маленький из всех, кто покорил её. Дал установку я внуку.
- Дедушка, я взойду.
- Ну-ну, внучек, попробуй.
От своих мы с внуком оторвались и шли далеко впереди. Взошло солнышко и начало так припекать – моя футболка вся мокрая, а внучок не сдается, идет и идет.
- Кирюша, дай ручку.
- Нет, дедушка, я сам.
- Сам, так сам.
И вот лесной массив закончился. Первая вершина, на которой установлен православный крест, флаг России и флаг ВДВ. Вот проблема. Страшно хочется пить, а наши где-то там внизу отстали, а внучок, дедушка, пойдем, да пойдем. Они нас догонят. Вот я и поддался соблазну. Далеко мы ушли с внучком вперед и всё оглядывались. А они зашли на первую вершину и выдохлись.
- Всё, баста, мы дальше не пойдет.
Слышно далеко кричат нам.
- Мы возвращаемся!
Какую же я глупость совершил, что рюкзак с водой и бутербродами доверил нести сыну. Наше восхождение на вторую более высокую вершину оказалось под сомнением. Сели мы на камне и не туда, и не сюда. А тут на наше счастье по тропе девочки из Петербурга поднимаются.
- Девчонки, вы нам дадите попить, если мы дольше пойдем.
- Ну конечно.
Ура, поход не сорвался. Тропка давно уже кончилась. Наложенные из камней пирамидки. От одной до другой мы прыгаем по громадным валунам. Только обступись и попадешь в расщелину. А солнце всё припекает и припекает. А я всё жду от внучка.
- Дедушка, я дальше не могу, пойдем вниз.
А он молчит. Идет и идет вверх. Надо же какой упертый, только иногда:
- Девочки, дайте попить. Громадное вам спасибо.
Да и вниз спускаться было уже поздно. Больше половины пути было уже пройдено. А вниз без воды не пойдешь, а на вершине точно есть вода. Силы покидали нас, где ползком, где как. Сильная жара дала о себе знать. Вода у девчонок давно уже кончилась. В глазах у меня метляки бегают. Осталось-то рукой подать Спасибо, конечно, Маше, которая занимается йогой и оказалась более выносливой. Она первая покорила вершину и принесла нам воды. Вторым же покорил внучок. Так и взобрался клопина без чьей-либо помощи на самую вершину. Вот, думаю, москвич, а посмотри какой, но правда в Книгу Гиннеса он вряд ли попал бы. На вершине побывал ребенок четырех лет. Но тому правда помогали родители. А этот – деда, я сам.
На вершине флаг России. С вершины вид ну очень красивый. Виден Баргузинский и Чивиркуйский заливы, озеро Арангатуй, а за вершиной плоскогорье, заросшей карликовой березкой, можжевельником и травянистыми растениями, которые не встретишь внизу. Камни покрыты разноцветным мхом, растительность тундры. Небольшие озерца с водой. Вечный ледник, а облака плывут так низко, что можно рукой достать. Похоже на местность из кинофильма «Земля Санникова». Перекусили, покатались с ледника, веет прохладой. Зима в конце июля – как здорово! Уходить совсем не хочется, а надо до темноты спуститься вниз. Помолились Господу Богу, попросили у него прощения за наши все прегрешения и попросили то, кто что хотел, чтобы свершилось в его жизни. Ведь там он так близко. Может быть и услышит. Наполнили бутыли с водой и в путь, вниз к подножью. Путь вниз оказался нисколько не легче, чем подниматься вверх. Когда мы спустились, усталые, но довольные, уже засерело и наступали сумерки. Кроссовки на мне и на моем упертым, настойчивым, с сильным характером внучке, порвались и дальнейшему ремонту не подлежали, хотя они были не китайского производства. На завтра мы с внучком весь день провалялись в палатке. Приходили в себя от содеянного. Я горжусь своим внуком Кириллом. С таким характером многого чего он добьется в своей жизни. А еще громадное спасибо Тюрюхановой Маше и ее сестре Наташе, их отцу Александру Николаевичу и проводнице, учительнице из Усть-Баргузинской школы Анне за компанию и поддержку в трудной ситуации. Кто побывал на этой вершине, возвращается туда еще и еще. Попробуй, испытай себя, докажи себе, что еще что-что можешь. Какая там красота!!! Вы не пожалеете.


Рецензии