Смертельная схватка

Очень интересную и поучительную историю поведал мне мурманский рыбак
Володя. Он коренной мурманчанин и было ему в то время лет около сорока. Всю свою жизнь он проработал на рыболовных судах матросом и тралмейстером. Мы с ним в это время работали на РТ-140 «Узбекистан» (РТ – рыболовный траулер): я матросом, а он  помощником тралмейстера, стояли на одной вахте и он частенько, в  свободное время, рассказывал мне о своей флотской жизни и рыбацкой судьбе. Он был отменным моряком, замечательным рассказчиком и настоящим профессионалом своего дела.

Как-то, в разговоре я заинтересовался тем, что на дымовой трубе РТ № 40 «Киров» прикреплен, вырезанный из листового металла и раскрашенный, как настоящий, большой орден Ленина, а на других судах этого ни у кого нет? Почему?  И вот какую историю он мне рассказал…

Когда началась Великая Отечественная война, немецкие военные корабли и подводные лодки шастали по всей Атлантике и северным морям, выполняя свои боевые задачи и, угрожая  судоходству на данном морском театре. Но советские рыбаки тралового флота продолжали выходить в море на лов рыбы и, заодно, они исполняли роль разведчиков, сообщая в штаб флота координаты замеченных вражеских судов и  мин, дополняя и подтверждая данные разведки, иногда, ценой собственной жизни. Несмотря на то, что сами могли быть запеленгованными и торпедированными - выходили в эфир для таких сообщений

Хотя очень многие пароходы немцами были потоплены,  остальные, не смотря, ни на что, продолжали выходить в море. Володя, в то время, работал тралмейстером на этом самом РТ  «Киров».

 Траулер был отечественной постройки с клёпаным корпусом – электросварка, в те времена, на флоте ещё не применялась, кованым форштевнем (форштевень – металлический брус, образующий переднюю оконечность судна) сечением 250х300 мм, нос парохода острый. Тогда существовала доктрина : чем нос острее, тем пароход быстрее. Обшивка ледового пояса, как обычно, тоже была усиленная. Короче говоря, он был похож на колун : такой же крепкий, тяжёлый и острый.

В начале войны на траулерах, на носу, впереди брашпиля, были установлены
пушки. Командовал пушкой краснофлотец, а помощником у него был боцман.
Краснофлотец, по-совместительству, был впередсмотрящим, так как все остальные члены экипажа были заняты тралением и обработкой рыбы.

Установка пушек  вселяла надежду экипажам судов хоть мизерной, но всё – таки защиты.  На РТ «Киров» работали действительно храбрые и решительные люди. Используя эту защиту, они смело  вступили в смертельную схватку за свою жизнь с, вооружёнными до зубов, профессиональными убийцами и одержали замечательную победу.

В самом начале войны, по рассказам спасшихся рыбаков, некоторые немецкие подлодки всплывали около траулера, требовали к себе капитана с судовыми документами.
Документы забирали, в доказательство того, что судно ими уничтожено. Экипажу давали 20 минут времени, для того, чтобы спустить шлюпки и покинуть судно, после чего судно торпедировали или расстреливали из пушки.
Людей в шлюпках они обрекали на долгую и мучительную смерть от переохлаждения.

Шлюпки с экипажами, иногда, тоже расстреливали, а некоторые оставляли, на произвол судьбы, в море. Немногих счастливчиков подбирали другие рыбаки или наши военные корабли, но выживали из них единицы.

Англичане решили воспользоваться тем, что немцы не все рыболовные суда сразу  торпедируют и начали некоторые военные корабли маскировать под рыболовные. После того, как таким способом «псевдо-рыбаки» потопили 2-3 немецких подлодки, немцы быстро разобрались в ситуации и начали торпедировать все рыболовные суда без всяких предупреждений.

 У РТ №40 «Киров» дело происходило так…
Совместно с другим траулером, они производили  лов трески в Баренцевом море и внезапно, как это часто бывает, судно накрыл снежный заряд.
Видимость была, практически, нулевая. Отсутствие видимости является большой опасностью для судовождения, но и вселяет слабую надежду на то, что враг их не сможет обнаружить.

 Радары для обнаружения самолётов и кораблей ещё только создавались в секретных лабораториях Англии. Ходили «вслепую», да и режим радиомолчания старались соблюдать, чтобы немцы не засекли.

Они выбрали трал и готовились к переходу в другой район лова. Легли на обратный курс и, как это часто бывает, снежный заряд внезапно прошёл, видимость стала нормальной, но…

Впереди, прямо у них перед носом, в надводном положении, находилась немецкая подводная лодка.. По всей видимости, она только что всплыла, так как немцы начали выходить на палубу. Причина их всплытия была неизвестна, да и экипажу РТ было не до выяснения.

 Капитан приказал :

- старшему помощнику - объявить шлюпочную тревогу и проверить наличие питьевой воды, пиротехники (ракет) и НЗ в шлюпках;

- радисту – послать сигнал «СОС», сообщить свои координаты и ситуацию, а сам начал готовить судовые документы, так как немцы подняли сигнал по МСС (международному своду сигналов). 

- Вот и капец! – подумали все, находящиеся на палубе РТ.
-Приплыли!

И, вдруг, боцман, буквально, взлетел на бак, мгновенно сорвал чехол с пушки, навёл ствол на лодку, зарядил и выстрели, не дожидаясь краснофлотца!

- Перелёт!  Снова зарядил и выстрелил– недолёт!

Немцы опешили от такой наглости, но потом поняли, чем это может закончится : может он берёт их « в вилку», и начали быстро возвращаться в лодку для погружения. Капитан РТ, мгновенно, сообразил, что лодке, ни в коем случае, даже ценой собственной жизни, нельзя позволить погрузиться : она тут же торпедирует их и напарника, идущего с тралом, в  трёхстах метров на параллельном курсе.

 - Самый полный вперёд! - машинным телеграфом и голосом, (с ускоряющей лексикой), по переговорной трубе отдал команду капитан.

-Рулевой, держать курс на подводную лодку!

Траулер пошёл на таран подводной лодки, которая уже начала погружаться. Корпус её уже скрывался под водой, и только рубка была ещё видна. Благо машины траулера были  «на  парУ», готовые к перегрузке…

Нос траулера, со страшным скрежетом, врезался в середину подлодки и расколол её, как гнилой орех. Фашисты даже пикнуть не успели и их рация соблюдала уже настоящую гробовую тишину.

Знайте наших, сволочи! Это вам не Дания с Норвегией!

«Киров» застрял в лодке и, когда, с помощью напарника, отрабатывая назад, и манипулируя рулём, освободился от фашистских объятий, оттуда вырвался огромный воздушный пузырь вместе с трупами и массой всякого барахла.

Экипаж траулера-напарника наблюдал это  блиц-сражение и, когда все пришли
в себя, громко кричали  «Ура!», и аплодировали героям. Предложили «Кирову» оказать любую необходимую помощь, но никакая особая  помощь ему не понадобилась. Пароход был сработан добротно.

Эта удивительная история закончилась тем, что капитану было присвоено  звание Героя Советского Союза, боцмана и пароход «Киров» наградили орденами Ленина, краснофлотца повысили в звании, вахтенных машинистов и кочегаров наградили медалями.
Вот поэтому РТ №40 «Киров» с честью носит на самом видном месте орден Ленина и продолжает трудиться в море.
 
В итоге : находчивость и отвага боцмана, подсказавшего своими действиями капитану выход из создавшейся ситуации, решительность и профессионализм капитана спасли жизни двум экипажам и сохранили два траулера.  A это достойно огромного уважения. Это дорогого стоит!

Никогда, ни при каких обстоятельствах, нельзя опускать руки и сдаваться, а нужно искать выход и продолжать бороться – даже, если смерть смотрит в глаза.

Звучит банально, но в, данном, конкретном, случае,  эти действия дали конкретный результат.
 


Рецензии