Под крышей матриархата

               
                Под крышей  матриархата

 Самарский мужчина давно уже привык к своему  превосходству над женщиной. Он и зарабатывает больше,  и общественный вес его значительней. Однако когда-то дело обстояло иначе. В начале ХХ века в самарском крае  раскопки стало производить археологическое общество, объединившее группу интеллигентов.  Они начали работать не на пустом месте.  Еще в ХУ111 веке  на территории Самарского уезда  местные жители обнаруживали странные предметы. Географ П.С. Паллас  писал: « …в текущей по калмыцкой  степи   реке Иргисе…иногда  вытаскивали неводами слоновые и буйволовые кости,  да и находили  на  берегах… достал я  среднюю часть превеликого буйволова рога, которая потянула больше 6 фунтов, а в широком месте поперечник оной простирается до двух вершков с половиною. »  Только в ХХ  веке началось  систематическое исследование находок.  Археологам  зачастую не было необходимости даже далеко отъезжать от губернского центра.  Стоянка эпохи палеолита порядка четырнадцати   тысяч лет до нашей эры была обнаружена в самом городе у Постникова оврага. Ученые    под верхним слоем почвы увидели остатки костров, каменные пластины ножевидной формы, скребки, остроконечники, костяные иглы. Вокруг стойбища  в обилии лежали кости крупных зверей, в частности диких быков и  волков.  Судя по орудиям труда, становилось очевидно, что женщины в племени играли главенствующую роль,  и их  рука чувствовалась во всем. Да это и понятно, основным промыслом тех времен считалось собирательство,  охота и рыбная ловля. Финно-угорские народы,  населявшие эту территорию,  вели родство по материнской линии. Мужчинам уделялась незавидная роль,  чуть ли не слуг, на вторых ролях.
  Следующим важным археологическим открытием  стало  обнаружение аналогичной стоянки на Барбашиной поляне. Здесь племена освоили береговые пещеры, протянувшиеся вдоль Волги, вплоть до самого Коптева  оврага. Первобытная зола и кости  древних животных обнаружены в пещере Греве. В самом Коптевом овраге  из земли было извлечено немало  находок времен  верхнего палеолита.  Ко всем предыдущим находкам здесь добавились  глиняные  пряслица, грузила из того  материала,  а также  костяные рыболовные крючки. Повсюду  очевиден приоритет   древних женщин. Так себе и представляешь  их хозяевами  той   далекой жизни в окружении дремучих лесов,  полных дичи.   Мужчины ютились в сторонке, ожидая, когда о них вспомнят и накормят,  а пищи зачастую  на всех не хватало, а потому ее  распределяли между собой хранительницы рода и очага.
     В 20-е  годы ХХ  века археологические  раскопки в  Самарском крае показали уже культуру неолита, а затем и бронзового века. В области было обнаружено более  2 тысяч археологических памятников, в частности на территории города, на улице Первомайской, около железнодорожной станции Кряж и Безымянка.   Среди находок обнаружены изделия из кости, меди и бронзы, более тщательно изготовленные глиняные сосуды, следы жилищ, предметы украшений.  Около стоянок резко возрастает   количество костей животных и рыбы. Ученые выкопали скелеты лошадей. Это значит, что в Самарском крае произошло приручение лошади. Выкопанные из земли  орудия. Похожие на современные мотыги, говорят о становлении  земледелия.
   Более качественные орудия труда  позволяли добыть больше пищи. Некоторые члены рода уже профессионально начинают  заниматься ремеслом, что привело к принципиально  иным социальным отношениям. Начинает проявляться первенство мужчины. Патриархат окончательно побеждает  матриархат вместе с изобретением  мехов для плавки бронзы,  а также гончарного круга. Когда на смену бронзе приходит железный век, женщина оказывается  окончательно порабощенной  мужчиной- мастером  и воином.
   Становлению железного века в Самарском крае мешало отсутствие  местных месторождений   железного колчедана, да и саму  медь везли из Оренбуржья и Урала. Лишенные,   в следствие  объективных причин  железного оружия,   коренные племена Среднего Поволжья оказывались легкой добычей  пришельцев-кочевников.   Чужеземцы на конях, вооруженные железными мечами  проносились по  этим землям, как  ураза, неся смерть и разорение. В результате  этническая картина региона менялась от века к веку. И все это происходило уже  в эпоху патриархата. При архаичной  власти женщин жилось труднее, но для рода безопасней.


Рецензии