Сколько и чьих самолётов бомбило Москву?
Советский фильм «Падение Берлина» врезался в мою память несколькими красноречивыми эпизодами. Первый - Ева Браун отчитывает Гитлера: «Мой фюрер, перестаньте грызть свои ногти!». Во втором «фюрер», взбешенный замедлением продвижения вермахта по территории Советского Союза, бросает приказ: «Тысячу самолётов на Москву!». И в следующих кадрах множество «Юнкерсов- 88» уже ревут моторами...
В советские времена описания налетов люфтваффе на столицу ограничивались штампами типа «...но фашистских стервятников, безнаказанно уничтожавших польскую Варшаву и английский Ковентри, ожидал непреодолимый заслон. Из сотен фашистских бомбардировщиков, днями и ночами рвавшихся к Москве, к городу прорвались единицы, да и те сбросили бомбы куда попало, не причинив столице СССР какого-либо вреда»...
Так ли это было на самом деле? Насколько непреодолим был тот заслон? И какой в действительности урон нанесли асы люфтваффе Москве в октябре 1941-го? Не следствием ли результатов нацистских бомбардировок был «великий драп» из города, прежде всего - высокопоставленной бюрократии, тех, у кого был личный или «лично-общественный» транспорт? Неужели жители бежали из столицы СССР только из-за того, что правительство выехало на восток, и пошли слухи, что покинуть Белокаменную собирается Сталин?
Нынешние публикации в российских изданиях позволяют более точно оценить и действия военно-воздушных сил нацистской Германии на Восточном фронте в 1941 году вообще, и налеты люфтваффе на Москву.
КТО ХОТЕЛ БОМБИТЬ МОСКВУ?
К 22 июня 1941 года для действий против СССР гитлеровская Германия сосредоточила 3604 самолета, в том числе: 1259 бомбардировщиков, 1025 одномоторных и 93 двухмоторных истребителя и около 300 разведывательных самолетов. Кроме того, Германию поддержало несколько других стран Европы, пославших в советское небо свои боевые машины. Их было не десяток и не два, и управляли ими вовсе не свежеиспеченные лётчики, но опытные воздушные бойцы.
Больше всех постаралась Румыния, которая не могла смириться с потерей Северной Буковины и Бессарабии. С помощью III-го рейха она рассчитывала вновь вернуть эти территории. Немцы знали о мечтах румын построить «великую Румынию» по Днестру, и поэтому до 1941 года поставили румынам вполне современные для той поры истребители «Мессершмитт-109е» и «Хейнкель-112», бомбардировщики «Хейнкель-111». Для обслуживания немецкой техники и обучения полетам на ней в Германии прошли подготовку около 1500 пилотов и специалистов румынских ВВС. В их первой линии числилось более 500 боевых самолетов, включая не только немецкие, но и польские, итальянские, французские, английские машины и вполне современные самолеты собственного производства. 300 машин составили боевую группу генерала Челэряну, уже 22 июня отправившуюся искать славы в воздушном пространстве Киевского Особого и Одесского военных округов.
К войне с СССР готовились и финские ВВС, у которых было почти 600 самолетов немецкого, финского, голландского, американского, итальянского производства, а еще советские машины, захваченные во время советско-финской «зимней войны» 1939-1940 годов. Против Советского Союза финны могли выставить около 300 самолетов, пилотировать которые должны были в первую очередь летчики, получившие опыт борьбы с советскими ВВС. Но финские пилоты в основном обороняли свою территорию от налетов советских самолетов.
Венгрия, хоть и не питала дружественных чувств к «восточному соседу», а венгерские войска приняли участие в оккупации Германией Югославии, 22 июня 1941-го по отношению к СССР вроде как соблюдала нейтралитет. Ее ВВС, состоявшие из 536 самолетов, в отличие от ВВС румынских, границу СССР не пересекали. Как вдруг 26 июня 1941 года три неизвестных бомбар¬дировщика нанесли удар по венгерской территории, в результате которого погиб 31 человек. На следующий день виновным в налете, не дожидаясь расследования, был признан СССР, и венгерская авиация нанесла «ответный удар» по нынешнему Ивано-Франковску, хотя наиболее вероятно, что удар по венграм нанесли румыны, выделившие для этой цели три бомбардировщика «Лось» польского производства. Но венгры выделили около 100 самолетов для действий не против Румынии, а против СССР.
Около 100 современных самолетов выделила Италия, пославшая в СССР еще и свой экспедиционный корпус примерно из 100 тысяч человек.
25 истребителей, 30 разведчиков и 9 связных самолетов выставила Словакия. Первый боевой вылет против советских войск словаки совершили 5 июля 1941 года, за год боев выполнили около 2000 самолето-вылетов, заявив о 216 победах. Их лучший ас Ян Режняк записал на свой счет 32.
Пилотов для 50-ти немецких самолетов поставила Хорватия в своем «Хорватском воздушном легионе», начавшем боевые действия в октябре 41-го.
Отплатила СССР за участие в ее гражданской войне и Испания. Формально соблюдая нейтралитет, на Восточный фронт Франко отправил «Голубую дивизию» в 47 тысяч солдат и офицеров, а в люфтваффе из испанских пилотов, имевших опыт боев с советскими летчиками, была сформирована «Голубая эскадрилья». Уже в октябре она открыла счет сбитым советским самолетам. До декабря 1941 года шесть сбитых советских самолетов записал на свой счет командир испанской «голубой эска¬дрильи» майор Ларрасабаль, сбивший во время «гражданки» у себя на родине еще 16!
Итого, немцам в их «Дранг нах остен» помогали около 900 самолетов стран, «дружественных фюреру». Подготовка их пилотов была слабее немецкой, но, как говорят, «когда нет бумаги, всякое лыко - в строку». Потому в 1941-м будущий лучший советский ас Александр Покрышкин дрался и с румынами, и итальянцами.
ВРАГ У ВОРОТ столицы
К началу войны в СССР было более 17 тысяч военных самолётов. В Западной части страны в ВВС Красной Армии - 7133 самолета, том числе 4200 истребителей. ВВС Красного Флота насчитывали 1445 самолетов (763 истребителя). Западные округа поддерживались и силами дальнебом- бардировочной авиации (1339 машин).
Как видим, «числом» советские ВВС превосходили ВВС реального противника в два с лишним раза. Правда, почти 80% самолетов были устаревшей конструкции, а 1540 новых машин имели много недостатков.
Все немецкие «Ме-109» имели радиостанции. А в Московском военном округе и на 1 января 1940 года из 533 истребителей полноценными радиостанциями, работающими в цикле «прием-передача», были оборудованы только 43 самолета (командиров эскадрилий). Машины их подчиненных имели, в лучшем случае, только приемники. По сравнению с немецкими наши радиостанции имели низкую надежность и плохое качество связи
Как известно, самым крупным городом, который бомбила немецкая авиация 22 июня 1941 года, был Киев. А почему не Москва? Долететь не могли? Но были же в люфтваффе четырехмоторные разведчики-бомбардировщики «Фокке- Вульф 200 «Кондор», которые тонну бомб до Белокаменной вполне могли бы донести, оказав тем самым мощное психологическое воздействие на население и столицы, и всего СССР. Могли бы, но им, взлетевшим с аэродромов в восточной Польше или Пруссии, до Москвы пришлось бы лететь над советской территорией, на которой базировалось 102 истребительных авиаполка, часов 5. И уж если бы удалось немцам, прикрываясь «Пактом о ненападении», долететь «туда», то вполне вероятно, что после сброса бомб на Москву советское руководство уж точно поняло бы, что это не провокация, а война! И «Кондорам» вернуться «оттуда» было бы затруднительно.
Кроме того, бомбардировки Англии, закончившиеся перед самым нападением на СССР, показали, что бомбежкой столицы, да еще и ограниченными силами, войну не выиграть. Правда, разведывательные полеты немцев в границах Московской зоны ПВО начались с 1 июля, и до 22 июля немцы провели их 89, причем 9 прошли прямо над городом на большой высоте. Но только захватив советские аэродромы в районах Орши, Смоленска, Витебска и Ельни, немцы приступили к подготовке реальной бомбардировки столицы. И 8 июля Гитлер отдал приказ «разрушить массированными налетами Москву и сровнять ее с землей».
Для первых бомбардировок Москвы выделялись бомбардировочные соединения, имевшие большой опыт налетов на европейские города, всего - около 270 бомбардировщиков. Все экипажи, многими из которых командовали старшие офицеры, имели большой опыт длительных ночных полетов. Каждый «бомбер» мог нести до двух тонн бомб. Разгрузись все 270 над Москвой - от «Клары Цеткин», как называли фашистские летчики столицу СССР, мало что осталось бы...
ПВО МОСКВЫ К БОЮ ГОТОВА!
Сталин понимал, что немцы бомбить Москву будут, а потому для обороны города с воздуха были привлечены значительные силы. Только истребительная авиация насчитывала более 600 самолетов, из которых более 300 были новейших типов. Пилотировали их достаточно опытные летчики, вплоть до лётчиков-испытателей НИИ ВВС и конструкторских бюро.
Зенитная артиллерия столицы насчитывала более 1000 пушек и 336 пулеметов. Для поиска и освещения вражеских самолетов в ночном небе над Москвой были развернуты 618 прожекторных установок. На малых высотах немцев поджидали тросы 303-х привязных аэростатов. Для раннего предупреждения о воздушном нападении были развернуты около 580 «постов ВНОС» («воздушного наблюдения, оповещения и связи» - прим. автора), оборудованных проводными телефонами. Вместе с радиолокационными станциями РУС-1 и РУС-2 они создавали поле сплошного наблюдения в радиусе 120 км от центра Москвы. Застать столицу врасплох было невозможно!
ЛЮФТВАФФЕ НАД МОСКВОЙ
Первый налет немцы соверши¬ли ровно через месяц после начала войны, в ночь с 21 на 22 июля, и длился он почти 5 часов. Для наведения своих самолетов немцы применили весьма совершенную радионавигационную аппаратуру «Х-gerat», испытанную в «битве за Англию». Всего в первом налете приняло участие 220 бомбардировщиков. Советские истребители сделали 173 самолето-вылета и, совместно с зенитной артиллерией, сбили 22 «немца», в том числе - командира авиагруппы, полковника.
Всего в июле (за 9 дней) немцы совершили 9 ночных массированных налетов на Москву, 964 самолето¬вылета, но только 40 бомбардировщикам удалось прорваться к городу. 74 самолета были сбиты зенитными огнём, 45 - истребителями, 2 - аэростатами заграждения.
В августе немцы провели 16 налетов на столицу и 27 - на объекты в ее окрестностях. Налеты становились все настойчивей, и советским пилотам был отдан приказ: если при преследовании врага закончились патроны, уничтожать его тараном. В ночь на 7 августа лейтенант В.В. Талалихин совершил первый в мире ночной таран. В августе в ночных налетах немцы совершили 1250 самолето-вылетов, потеряв 85 самолетов.
В сентябре немцы провели 11 налетов. К Москве прорвался 51 самолёт.
В октябре количество налетов возросло до 31, причем 13 провели днем. Особенно тяжелым был конец октября. 28-го в Москве воздушная тревога объявлялась шесть раз. Всего в октябре к городу прорвалось 72 самолета. Хотя истребители и зенитки сбили 278 вражеских самолетов, повод у жителей Москвы уезжать из столицы, был явный...
Пик воздушных налетов на Москву пришелся на ноябрь. Был произведен 41 налет, из которых самый мощный - 6 ноября в 15 часов. Менее, чем за сутки до знаменитого парада на Красной площади. Белокаменную на разных высотах атаковали 250 бомбардировщиков, но к городу не прорвался ни один, а 34 были сбиты.
Как известно, 7 ноября погода была нелетная, но, согласитесь, менее чем через сутки после налета армады в 250 самолетов Сталину надо было обладать большим мужеством, чтобы и самому стоять на Мавзолее, и вообще парад не отменять.
Налеты на Москву были и в декабре, и в январе 1942 года, но за это время люфтваффе совершили только 315 самолето-вылетов. Нужно было решать более насущные задачи, в первую очередь - остановить развитие советского контрнаступления под Москвой...
ЧЕГО ЖЕ ДОБИЛИСЬ НЕМЦЫ ЗА 5 МЕСЯЦЕВ?
Результаты воздушных налетов на Москву с 22 июля по 22 декабря 1941 года опубликованы совсем недавно и представляют большой интерес, хотя и сегодня не ясен общий вес бомб, сброшенных на Москву. Итак, чего же достиг Гитлер?
Проведено налетов 122
Самолетовылетов 7146
Прорвалось к городу 229
Сброшено бомб, штук
Фугасных 1445
Зажигательных 45000
Погибло, человек 1235
Легко ранено 3113
Тяжело ранено 2293
Разрушено предприятий
Полностью 2
Частично 112
Повреждено сооружений гор. Хозяйства
Водопровод и канализация 56
Электросеть 33
Мостов
Полностью 5
Частично 4
Ж/Д и трамвайные пути 43
Возникло пожаров 1541
Сгорело промпредприятий и учреждений
Полностью 17
Частично 2041
Сгорело жилых домов
Полностью 70
Частично 204
Сбито нем. самолетов
Авиацией 680
Зенитной артиллерией 241
Зенитными пулеметами 18
Постами ВНОС 6
Аэростатами заграждения 7
Всего сбито 952
Цифры (см. таблицу 1), безусловно, интересные. Они дают основания считать налеты люфтваффе главной причиной «московского драпа». Они же дают возможность сравнить налеты люфтваффе на Москву с налетами на Англию.
КАК ДЖОН БУЛЬ ПОМОГ ДЯДЮШКЕ ДЖО
Директиву о проведении воздушной войны против Англии Гитлер отдал 1 августа 1940 года. Выделялось около 1600 бомбардировщиков и 1200 истребителей. Англия располагала на тот момент 620 истребителями и при¬мерно такими же другими средствами ПВО, что и СССР под Москвой. Основным средством оповещения о воздушном нападении была сеть из 80-ти радиолокаторов, поэтому немцам никак не удавалось застать англичан врасплох.
Первые массированные налеты (на английские аэродромы) люфтваффе произвели 12 и 1З августа 1940 года, выполнив в каждый из этих дней по столько же самолето-вылетов, сколько на Москву - за весь сентябрь 1941-го. Свои бомбардировщики немцы прикрывали истребителями, но все равно за два дня потеряли 75 самолетов. Англичане потеряли в два раза меньше.
До 6 сентября 1940 г. немцы делали на Англию по 1000 самолето-вылетов в день, пытаясь разрушить главные аэродромы английских ВВС, но тщетно. Тогда немцы начали бомбить города и промпредприятия. В ночь на 15 ноября они полностью разрушили город Ковентри.
Всего за 1940 год немцы сбросили на Англию 37 тысяч тонн бомб, а до мая 1941 года - еще 22 тысячи тонн. Самым сильным был налет 17 апреля 1941 года 685-ти самолетов на Лондон.
До июня 1941 года в результате налётов погибло более 43 тысяч и тяжело ранено около 51 тысячи англичан. С августа по октябрь 1940 г. немцы потеряли 1103 самолета, англичане - почти вдвое меньше, 642.
Англичане массово эвакуировались из крупных городов, но своей главной цели - вывести Англию из войны, «фюрер» не достиг.
ЧЬЯ ПВО БЫЛА СИЛЬНЕЕ?
Советские источники пишут, что ПВО Москвы была сильнее, чем любой из европейских столиц. Действительно, счет бомб, сброшенных на английскую столицу, идет в тысячах тонн, а на советскую - в штуках!
Но немцы атаковали Англию силами в 8 раз большими, чем Москву, и атаковали они на пространстве куда большем, чем советскую столицу, поэтому возможностей для маневра и бомбового удара у них над густонаселенной Англией было больше, чем под Москвой. Для британских же истребителей большие расстояния задачу перехвата осложняли.
При примерно равном числе истребителей английских в начале «Битвы за Англию», и советских в начале налетов на Москву, советские летчики были в положении более выгодном, так как они прикрывали меньшие зоны. Советское командование, на английском опыте узнавшее, что в деле разрушения городов с люфтваффе шутки плохи, впервые за войну, под Москвой, создало перевес в авиации. У англичан такового не было, поэтому и разрушения у них были столь велики...
Есть еще одна заслуга английских летчиков в том, что немцам не удалось сровнять столицу СССР с землей. Именно над Англией, как свидетельствуют сами немецкие генералы и офицеры в своих мемуарах (в частности, подполковник Грефрат в сборнике «Мировая война 1939-1945», Москва, 1957 г.), нацистской авиации был нанесен сильнейший удар, ибо в тех боях погибло много опытных пилотов и подготовленных экипажей.
В «Битве за Англию» закладывались основы будущей победы над Москвой.
Виктор НОВИЦКИЙ 5 – 10 - 015
Свидетельство о публикации №215101300065
Вера Высоцкая 25.03.2016 02:55 Заявить о нарушении