Расскажи мне, мама!

- Расскажи мне, мама, что ты помнишь о войне?
- Не расспрашивай, дочка, не хочу вспоминать. Худо было.
И так всегда, когда бы я не спросила о войне у мамы. Пристаю к тёте с этим же вопросом. Та отвечает:"Ой, не хочу вспоминать, трудно и страшно было!"
- Ну, хоть чуть-чуть что- нибудь.
-
    Ну, что вспоминать-то...не дай бог такое пережить опять.Наша деревня рядом с партизанским краем была.А в деревню то партизаны придут, требуют продукты, то немцы нагрянут, сами всё отнимают.Еду прятать стал народ кто-куда.Мужиков на войну забрали, а парни тоже, кто сам добровольцем сбежал, а кто так в партизаны ушёл. Дома одни бабы, старики да дети малые.А нам-то с твоей мамкой уже 17 да 19 стукнуло.
    Мамка твоя очень красивая была: синеглазая,волосы русые волнами. Так в деревне и называли - русская красавица.Ну, и я ничего была. Так вот. Если надо на улицу зачем выйти, нас мамонька намажет сажей лицо, обрядит в тряпьё и отпускает. Это чтоб немцы не зарились да не схватили. А то ить они иной раз вечеринки устраивали и всех девок местных,кто покрасивей,сгоняли к себе веселиться.Регулярные войска немцев, не скажу худого, нас не обижали,даже сочувствовали. Ребят шоколадом угощали, на гармошке губной играли и девок не трогали. А вот карателей когда пригнали, партизан ловить, то мы страху натерпелись...

    Да что там говорить...Нас ить потом всех до единого угнали немцы на работу в прибалтику. Жили в бараках деревянных.Кругом дыры, сквозняк. Малые ребята сильно болели. А как голодали все,так и не знаю, как выжили.Иной раз нас хозяева латыши нанимали работать, так те хоть кормили да и с собой ребятишкам давали еду.
  Ну, хватит, нечего мне больше вспоминать!Голод, холод, страх... всё, иди гуляй!"
  Вот и всё, что я могла узнать об этом страшном времени.Не хотели они вспоминать и всё тут.А теперь и спросить не у кого. Не стало их.


Рецензии