Какого хера ты влезла в мою жизнь???

       Грибоедов – писатель, Грибоедов – композитор, Грибоедов – дипломат. Все эти ипостаси первого по природной одарённости и второго по хронопоследовательности / вслед за Юрием Боголюбским /исторического персонажа из недлинного ряда наиболее известных русских зятьёв всея Грузии нам хорошо знакомы. В отличие от антипатичного супруга царицы Тамары память об Александре Сергеевиче осталась самая добрая, можно сказать, - бессмертная, как и предрекла Нина Чавчавадзе в эпитафии на мтацминдской могиле мужа. Она не могла не влюбиться в гения, который к тому же при всей своей интеллигентской академичности никогда не был холодноумным сухарём. Тем более, в бурной молодости, пришедшейся на победную для россиян пору после недавно отшумевшей войны с Наполеоном. Служивший в Иркутском гусарском полку юный корнет Саша Грибоедов был шибко горазд на лихие тыловые эскапады: известен случай, когда он в разгар званого бала  верхом на жеребце взъехал на второй этаж, а в другой раз  во время торжественной мессы в польском костёле по-хулигански сбацал на органе задорную «камаринскую». Романическая тема в жизни молодого Грибоедова тоже отнюдь не была однообразно унылой.
       Собственно, изначально покаянным пребыванием Александра Сергеевича на Кавказе, равно как и появлением в его судьбе Нины Чавчавадзе, мы все обязаны опять таки женщине. Да, той самой балерине Авдотье Истоминой, которая, - это нам известно ещё по Пушкину, - искусно владела своим телом и высоко закидывала ножки. Помните, в «Евгении Онегине»: «… То стан совьёт, то разовьёт, и быстрой ножкой ножку бьёт». Видимо, не всегда прима-грация исполняла свои головокружительные  фуэте-пируэты только на сцене , что, в общем-то и вызвало нехорошие подозрения у её очередного на тот момент сердечного друга, кавалергарда Шереметева. Разобиженный ревнивец вызвал на дуэль нового воздыхателя балерины -  графа Завадовского, которому сосед по квартире, Александр Грибоедов, – будем откровенны, – сослужил нелучшую службу, доставив на дом и превратив, как бы сейчас сказали, в девушку по вызову свою близкую знакомую Дуню Истомину.
       Метким выстрелом Завадовский отправил Шереметева к праотцам, а секунданты основных дуэлянтов Грибоедов и Якубович, по уговору тоже обязавшиеся выяснить отношения у барьера, перенесли свой поединок на более поздний срок. Он подоспел уже в Тифлисе, куда проездом в Персию секретарь русской дипломатической миссии Грибоедов впервые прибыл в 1818 году. Трагическая гибель Шереметева годом ранее стала для Грибоедова тем водоразделом, тем пограничным событием, после которого, выражаясь словами Пушкина, «он почувствовал необходимость расчесться единожды со своей молодостью и круто поворотить свою жизнь».
       Эту жизнь в тифлисском предместье Кукиа мог оборвать будущий декабрист Александр Якубович, за скандальный бретёрский нрав разжалованный из корнетов в прапорщики Нижегородского драгунского полка. Ему, великолепному стрелку, в отместку за смерть Шереметева не составило бы большого труда сполна рассчитаться с Грибоедовым. Но он намеренно целился всего лишь в левую ладонь визави-дуэлянта…  И стрелял, кстати, первым. Спасибо Якубовичу за тот неточный выстрел! А Александру Сергеевичу спасибо за ответный, если он, конечно, в самом деле тоже намеренно промахнулся…  Ох, Истомина, Истомина! Ещё одно «шерше ля фам»!
       Дальнейшая жизнь Александра Грибоедова, несмотря на иные утверждения злоречивых историков, не оставляет особых сомнений в её благопристойности. Недоказанная связь с декабристами обернулась, к счастью, только лишь непродолжительной отсидкой на петербургской штабной гауптвахте. Скорому освобождению поспособствовала и служебная характеристика, выданная своему подчинённому генералом Ермоловым, тогдашним главноуправляющим, хозяином Кавказа. В ней коротко сообщалось, что «Грибоедов во время служения его в миссии нашей при персидском дворе и потом при мне как в нравственности, так и в правилах не был замечен развратным и имеет многие весьма хорошие качества».
       В 1829 году тот самый персидский двор ополчился против главного хорошего качества дипломата Грибоедова: принципиальная защита международных интересов России стоила ему жизни. Он защищал и защищался с клинком в руке. Но у противника клинков было больше…  Душа отлетела, и то, что именно ей принадлежала оставшаяся лежать в тегеранской пыли до неузнаваемости обезображенная плоть, добрые люди определили по простреленному на давнишней дуэли мизинцу левой руки. Круг замкнулся. Получилось почти по Бодлеру: «Постижение прекрасного – это дуэль, на которой художник кричит от ужаса, прежде чем пасть побеждённым».
       Грибоедов создал прекрасную пьесу, написал прекрасную музыку, пережил прекрасную любовь! И кто знает, если бы не тот поединок на пистолетах в Кукийской ложбине, возможно, мы бы не могли сегодня подняться на Мтацминду и поклониться праху этого замечательного человека. Хотя памятник ему – я почему-то уверен – в нашем городе всё равно бы воздвигли. Каждый скульптор счёл бы такое право за великую честь. В 1961 году это право досталось Мерабу Мерабишвили. И он осуществил его с честью.

            
              Дуэль

«Сходитесь!» Начинённый местью
В руке бретёра пистолет
Ударил. Эхо над предместьем
Ударило ему в ответ.
С деревьев к небу взвились птицы,
И сквозь завесу облаков
Угадывало небо лица
Стрелявшихся озорников.
И так оно распорядилось,
Что должен был один из них
Не нарушая Божью милость,
Оставить визави в живых.
Когда не хочется мириться,
То можно выстрелом отсечь
У человека полмизинца,
А полмизинца уберечь
От мстительного ятагана,
И по отметине такой
Найти в трущобах Тегерана
Растерзанный неупокой
Российского Вазир-Мухтара –
Посланца северной страны, -
Под смех персидского дутара,
Под плач красавицы-жены
Через восточные просторы
Перенесённого в Тифлис
И вознесённого на гору
Давида. Ныне сверху вниз
На суету взирает молча
Создатель «Горя от ума»,
А сцены для «Грузинской ночи»
Допишет Грузия сама.
И среди них всенепременно
Жизнеспособность обретёт
Короткая лихая сцена, -
Та, где задействован бретёр.
Он быстро подойдёт к барьеру,
Исторгнет из ствола огонь.
И смилостившимся манером
Прострелит гению ладонь.
Но как непобеждённый витязь
В давнопрошедшие года
Промолвит гений» «Расходитесь!
Спектакль окончен, господа».



 "Грузинская ночь" - неоконченная романтическая трагедия А. Грибоедова


Рецензии
Спасибо, Вахтанг, за память о Грибоедове! Известные, вроде бы, всем факты о его жизни и творчестве, вы описали так, что они засветились совсем по-другому. Начиная со школьной скамьи, в России знакомят детей с А.С. Грибоедовым. Отрывки из "Горе от ума" заучивают наизусть. Отдельные фразы, как,например, "Что за горе быть взрослой дочери отцом" и многие другие живут и сегодня, так как не потеряли своей актуальности.Читается легко, интересно! Я сделала вывод для себя,прочитав Ваше эссе,что гений, прежде всего человек, который может ошибиться, совершить безумный поступок, но, наряду с ошибками, творит и проявляет небывалый героизм, защищая ценности своей Родины. Именно за это и помнит Грибоедова благодарный народ России и Грузии.

Лидия Сидорова   15.01.2020 19:53     Заявить о нарушении
Благодарю искренне, уважаемая Лидия, за тёплый отзыв!
Хочется верить, что грибоедовское "Горе от ума" - пьеса на века! И читать будут, и со сцены никогда не сойдёт! К слову, наш тбилисский русский театр им. Грибоедова в этом году вновь обратился к ней - скоро премьера!
И безусловно, Александр Грибоедов был истинным героем своего времени и настоящим гражданином своей страны!..

Добра и радости Вам!

С признательностью, В. Б.


Вахтанг Буачидзе   16.01.2020 20:49   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Вахтанг, за отклик на мои эмоции.Наши культуры, имею ввиду русскую и грузинскую, переплелись, имеют много общего. "Горе от ума" Грибоедова, созданное им ещё в Российской империи,радует и вдохновляет нас к духовному объединению.

Лидия Сидорова   16.01.2020 22:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.