Какого хера ты влезла в мою жизнь???
Собственно, изначально покаянным пребыванием Александра Сергеевича на Кавказе, равно как и появлением в его судьбе Нины Чавчавадзе, мы все обязаны опять таки женщине. Да, той самой балерине Авдотье Истоминой, которая, - это нам известно ещё по Пушкину, - искусно владела своим телом и высоко закидывала ножки. Помните, в «Евгении Онегине»: «… То стан совьёт, то разовьёт, и быстрой ножкой ножку бьёт». Видимо, не всегда прима-грация исполняла свои головокружительные фуэте-пируэты только на сцене , что, в общем-то и вызвало нехорошие подозрения у её очередного на тот момент сердечного друга, кавалергарда Шереметева. Разобиженный ревнивец вызвал на дуэль нового воздыхателя балерины - графа Завадовского, которому сосед по квартире, Александр Грибоедов, – будем откровенны, – сослужил нелучшую службу, доставив на дом и превратив, как бы сейчас сказали, в девушку по вызову свою близкую знакомую Дуню Истомину.
Метким выстрелом Завадовский отправил Шереметева к праотцам, а секунданты основных дуэлянтов Грибоедов и Якубович, по уговору тоже обязавшиеся выяснить отношения у барьера, перенесли свой поединок на более поздний срок. Он подоспел уже в Тифлисе, куда проездом в Персию секретарь русской дипломатической миссии Грибоедов впервые прибыл в 1818 году. Трагическая гибель Шереметева годом ранее стала для Грибоедова тем водоразделом, тем пограничным событием, после которого, выражаясь словами Пушкина, «он почувствовал необходимость расчесться единожды со своей молодостью и круто поворотить свою жизнь».
Эту жизнь в тифлисском предместье Кукиа мог оборвать будущий декабрист Александр Якубович, за скандальный бретёрский нрав разжалованный из корнетов в прапорщики Нижегородского драгунского полка. Ему, великолепному стрелку, в отместку за смерть Шереметева не составило бы большого труда сполна рассчитаться с Грибоедовым. Но он намеренно целился всего лишь в левую ладонь визави-дуэлянта… И стрелял, кстати, первым. Спасибо Якубовичу за тот неточный выстрел! А Александру Сергеевичу спасибо за ответный, если он, конечно, в самом деле тоже намеренно промахнулся… Ох, Истомина, Истомина! Ещё одно «шерше ля фам»!
Дальнейшая жизнь Александра Грибоедова, несмотря на иные утверждения злоречивых историков, не оставляет особых сомнений в её благопристойности. Недоказанная связь с декабристами обернулась, к счастью, только лишь непродолжительной отсидкой на петербургской штабной гауптвахте. Скорому освобождению поспособствовала и служебная характеристика, выданная своему подчинённому генералом Ермоловым, тогдашним главноуправляющим, хозяином Кавказа. В ней коротко сообщалось, что «Грибоедов во время служения его в миссии нашей при персидском дворе и потом при мне как в нравственности, так и в правилах не был замечен развратным и имеет многие весьма хорошие качества».
В 1829 году тот самый персидский двор ополчился против главного хорошего качества дипломата Грибоедова: принципиальная защита международных интересов России стоила ему жизни. Он защищал и защищался с клинком в руке. Но у противника клинков было больше… Душа отлетела, и то, что именно ей принадлежала оставшаяся лежать в тегеранской пыли до неузнаваемости обезображенная плоть, добрые люди определили по простреленному на давнишней дуэли мизинцу левой руки. Круг замкнулся. Получилось почти по Бодлеру: «Постижение прекрасного – это дуэль, на которой художник кричит от ужаса, прежде чем пасть побеждённым».
Грибоедов создал прекрасную пьесу, написал прекрасную музыку, пережил прекрасную любовь! И кто знает, если бы не тот поединок на пистолетах в Кукийской ложбине, возможно, мы бы не могли сегодня подняться на Мтацминду и поклониться праху этого замечательного человека. Хотя памятник ему – я почему-то уверен – в нашем городе всё равно бы воздвигли. Каждый скульптор счёл бы такое право за великую честь. В 1961 году это право досталось Мерабу Мерабишвили. И он осуществил его с честью.
Дуэль
«Сходитесь!» Начинённый местью
В руке бретёра пистолет
Ударил. Эхо над предместьем
Ударило ему в ответ.
С деревьев к небу взвились птицы,
И сквозь завесу облаков
Угадывало небо лица
Стрелявшихся озорников.
И так оно распорядилось,
Что должен был один из них
Не нарушая Божью милость,
Оставить визави в живых.
Когда не хочется мириться,
То можно выстрелом отсечь
У человека полмизинца,
А полмизинца уберечь
От мстительного ятагана,
И по отметине такой
Найти в трущобах Тегерана
Растерзанный неупокой
Российского Вазир-Мухтара –
Посланца северной страны, -
Под смех персидского дутара,
Под плач красавицы-жены
Через восточные просторы
Перенесённого в Тифлис
И вознесённого на гору
Давида. Ныне сверху вниз
На суету взирает молча
Создатель «Горя от ума»,
А сцены для «Грузинской ночи»
Допишет Грузия сама.
И среди них всенепременно
Жизнеспособность обретёт
Короткая лихая сцена, -
Та, где задействован бретёр.
Он быстро подойдёт к барьеру,
Исторгнет из ствола огонь.
И смилостившимся манером
Прострелит гению ладонь.
Но как непобеждённый витязь
В давнопрошедшие года
Промолвит гений» «Расходитесь!
Спектакль окончен, господа».
"Грузинская ночь" - неоконченная романтическая трагедия А. Грибоедова
Свидетельство о публикации №215101401199
Лидия Сидорова 15.01.2020 19:53 Заявить о нарушении
Хочется верить, что грибоедовское "Горе от ума" - пьеса на века! И читать будут, и со сцены никогда не сойдёт! К слову, наш тбилисский русский театр им. Грибоедова в этом году вновь обратился к ней - скоро премьера!
И безусловно, Александр Грибоедов был истинным героем своего времени и настоящим гражданином своей страны!..
Добра и радости Вам!
С признательностью, В. Б.
Вахтанг Буачидзе 16.01.2020 20:49 Заявить о нарушении
Лидия Сидорова 16.01.2020 22:43 Заявить о нарушении