Рецензия на спектакль Сашка

"Сашка" (Студия "Белый шар")

"Скажите... Только правду, обязательно правду. Там страшно?"

Спектакль "Сашка", поставленный молодыми студийцами по одноимённой повести Вячеслава Кондратьева целиком и полностью самостоятельно, переносит зрителя в первые страшные месяцы Великой Отечественной Войны. Главный герой - простой сельский паренёк, попавший в самое пекло Ржевской битвы. Под влиянием происходящих с ним событий, Сашка всё больше и больше меняется, пропитываясь духом войны, при этом умудряясь оставаться в первую очередь - Человеком.
По мне - достаточно оригинальная работа на столь редко встречающуюся в репертуаре современных (особенно, молодых) театров тематику. Важную и очень сложную.
В целом, спектакль выглядит уверенным, обкатанным, но при этом не покидает чувство, что, всё же, смотришь именно студенческую работу. Видимо, сказался тот факт, что постановка собрана из учебных работ ребят. Не могу сказать, что это - лучшее, что я видел по теме, но определённый интерес спектакль у меня вызвал. И прежде всего - выбором произведения. Отличная, очень живая повесть, направленная, прежде всего, на изображение войны изнутри, глазами солдата, а не Родины. Никакой пропаганды или лозунгов - всё очень лично и, можно сказать, даже как-то камерно. Словом - идеально для театра.
Но больше мне понравилась (и не понравилась одновременно) именно интерпретация произведения. Сейчас объясню. Повесть перенесена на сцену далеко не дословно, и студийцы достаточно вольно обошлись с оригиналом, позволяя себе многочисленные отходы от канона и, естественно, сокращения. С одной стороны, это сыграло им на руку - каждое отступление от текста Кондратьева в плане поворота событий оказалось полностью оправданным и было совершено с целью усиления драматизма, театрального акцентирования на моменте. С другой же стороны, после сборки спектакля из студенческих работ коллектив не потрудился разработать какие-либо связки между сценами, и в итоге спектакль смотрится совершенно урывочно, без ощущения цельности произведения - как набор отдельных сценок, зарисовок, сменяющих друг дружку через затемнение, от чего погружения в события, в общем-то, не происходит. Да и следить за такой рваной историей, откровенно говоря, очень сложно. Из-за нарушения целостности восприятия, отсутствует вовлечение в историю и некая динамика военной жизни, общее напряжение слежения за событиями, и когда на сцене не происходит чего-то затягивающего, становится даже немного скучно и начинаешь думать о времени. Так что, резюмируя, отмечу, что подобные изменения в тексте хоть и добавили атмосферности отдельным моментам, но, в целом, сыграли не самую лучшую роль в общем восприятии спектакля. И именно из-за этого сыгранный уже около полусотни раз спектакль так и остаётся похожим на студенческую работу. Это не так уж и катастрофично, и, скорее, указывает на то, что постановка живая и ей есть куда расти, на что обратить внимание.
Понравилось обилие юмора. Не показушного, наигранного, а именно такого доброго, военного. Здесь его куда больше, чем в оригинале, что достигнуто путём именно обыгрывания ситуаций и акцентирования внимания и на каких-то положительных моментах жизни солдат. Да и в целом, я бы отметил, что комичные моменты в спектакле обыграны куда лучше и сильнее драматических, из-за чего, кстати, он больше напоминает, например, сериал "Солдаты", чем тот же одноимённый фильм киностудии "Мосфильм".
Относительно драматических моментов, спектакль меня удивил. Они, вроде, и показаны очень пронзительно и сильно, местами - неожиданно и шокирующе, но в то же время - накал быстро спадает из-за отвлечения и переноса акцентов и, в итоге, наблюдаются некоторые провалы (к примеру - сцена с миной, поставленная мощно и действительно удачно, но никак не обыгранная после, в результате чего в целом она проваливается и не набирает тот драматический оборот, который могла бы и должна - собственно, это основной недостаток подобных сцен). Единственная целиком и полностью удачная сцена - расстрел фрица. Поставленная проникновенно и живо от начала и до конца. Чего не могу сказать о пленении немецкого солдата - эта часть спектакля на меня не произвела совершенно никакого впечатления и смотрелась откровенно неправдоподобной, несерьёзной и чересчур искусственной, лишённой реализма и, тем более, атмосферы военных действий, опасности. При том, что переживания Сашки за этого самого немца были абсолютно искренними и настоящими, до мурашек.
Ну и конечно же - финал. Вот именно за него спектакль и стоит смотреть. Самая эмоционально сильная, живая сцена, концентрирующая в себе весь посыл и идею спектакля и сыгранная попросту идеально.
Что касается декораций, опять же - ощущения очень двойственные. Да, минимализм для молодёжного театра - понятен, а находка с шинельным фоном мне показалась достаточно интересной и оригинальной. Смена декораций - в целом стандартна, хотя и выполнена на должном уровне, а вот игра с пространством сцены, на мой взгляд, получилась не очень удачна. Как итог - уж больно всё получилось камерно, локально, несмотря на потрясающие возможности площадки Театрального Центра "На Страстном". Совершенно не создавалось ощущения фронта, боёв. Даже, несмотря на впечатляющее и очень атмосферное звуковое и световое оформление. Немного не хватило жизни, вовлечённости в происходящее. Как это было, например, на таком же камерном, но очень живом военном спектакле "Война другими глазами" такого же молодёжного театра "СОбытие". Из-за чего - куда меньше эмоций и переживаний.
Относительно актёрской игры - честно говоря, никаких особых открытий. Не из-за отсутствия таланта у артистов, а именно, проблем самой постановки.
Лично мне особенно запомнились сам Сашка Сергея Беляева - своей потрясающе-живой, пронзительной и очень искренней игрой, Жора Сергея Бредюка своим эмоционально-ярким и безупречно сыгранным персонажем, а также Тоня с Люсей Екатерины Мирошкиной и Анастасии Цибизовой - самое большое эмоциональное потрясение спектакля.
В целом же, интересный опыт по действительно сильному произведению про то, как можно оставаться Человеком даже в поистине нечеловеческих условиях. Про правду, которая у каждого своя. И про войну, в которой участвовали, прежде всего, люди. Самые обычные люди. Спектаклю, на мой взгляд, явно есть ещё куда расти и развиваться, но моё внимание к артистам студии он явно привлёк.

"Выходит, грамотный немец, а в Гитлере не разобрался. Эх ты... штудент, а пошел с фашистами."


Рецензии